Эластичность и распределение налогового бремени
положим, равновесная цена товара на рынке составляет 1 долл., и государство вводит дополнительный налог на производителя в размере 50 центов на каждую единицу данного товара. Кривая предложения в этом случае сдвигается вверх на величину налога, и цена товара должна возрасти.
Если бы увеличение цены в точности соответствовало размеру налога, то это бы означало, что производитель полностью перекладывает уплату налога на покупателя (это возможно в случае нулевой эластичности спроса). На рисунках 5.10а и 5.106 показано, что реальное рае-пределение налогового бремени между продавцом и покупателем зависит от эластичности спроса и предложения. При неэластичном спросе и эластичном предложении (рис. 5.10а) цена сильно увеличивается и большую часть налога уплачивает покупатель (в нашем примере 35 центов из общей суммы налога фактически платит покупатель и только 15 центов - производитель). При эластичном спросе и неэластичном предложении (рис. 5.106) повышение цены приводит к тому, что потребители существенно сокращают закупки данного товара, переключая свой спрос на товары-субституты, и производителю уже не удается переложить на покупателя бремя уплаты налога (цена возрастает только на 15 центов, а остальную сумму налога платит сам производитель).
Глава 5
Общая характеристика рыночной экономики
тu |
MU |
§ 9. Спрос и полезность.
Теория потребительского выбора
Как уже было показано, цена равновесия на конкурентном рынке определяется точкой пересечения кривых спроса и предложения. В данном параграфе более подробно остановимся на экономических принципах, лежащих в основе кривой спроса, т. е. цены покупателя. Затем в следующей главе проанализируем принципы, определяющие кривую предложения, т. е. цену продавца.
Очевидно, что покупатель приобретает товар ради его потребительной ценности, потому что этот товар обладает полезностью и необходим ему для удовлетворения его потребностей. Это общее и совершенно бесспорное положение не дает нам почти ничего для понимания поведения покупателя на рынке, если мы не рассмотрим некоторые закономерности самого процесса потребления.
Во-первых, большая часть потребностей человека рано или поздно насыщается, т. е. постепенно удовлетворяется по мере того, как используется благо. Во-вторых, переход от неполного удовлетворения потребности к ее полному удовлетворению происходит не внезапно, а через более или менее многочисленные ступени.
Но если напряженность потребности убывает по мере того, как потребность удовлетворяется, то и полезность блага для потребителя тоже должна убывать по мере роста количества этого блага. Так, если для голодного человека первая небольшая порция еды будет иметь наибольшую полезность, то по мере утоления голода каждая последующая порция еды будет иметь все меньшую полезность.
|
На рис. 5.11а на абсциссе отложим количество потребляемого товара Q, на
ординате - общую полезность TU. По
мере увеличения количества потребленного
товара общая (суммарная) полезность
возрастает, но прирост полезности
(незаштрихованные прямоугольники) С
каждой новой порцией товара сокраща
б) Общая и предельная полезность
ется, пока не дойдет до нуля. Если предположим, что благо можно разделить на бесконечно малые порции, то замедляющийся рост общей полезности может быть изображен не в виде ступенчатой диаграммы, а как непрерывная выпуклая линия.
На рис. 5.116 в виде прямоугольников отложена только предельная полезность MU, которая по мере увеличения количества товаров убывает.
Таким образом, можно сделать вывод, что величина предельной полезности зависит от количества данного товара и степени потребности в нем.
Вместе с тем, у человека существует множество потребностей, которые характеризуются различной степенью интенсивности. Хотя оценка интенсивности потребности субъективна, но можно и объективно отделить первичные, неотложные потребности от менее насущных потребностей. Во всяком случае, ясно, что каждый человек располагает свои потребности, а, следовательно, и свой спрос на рынке в соответствии с определенной шкалой, на которой первые места занимают самые неотложные потребности, за ними располагаются остальные.
Каково основное условие равновесия, которое должно быть выполнено, чтобы, приобретая различные товары, человек максимизировал получаемую полезность? Ведь, как отмечалось в гл. 1, мы рассматриваем поведение «рационального максимизатора». При удовлетворении потребностей человек начинает с самой неотложной потребности, а затем постепенно переходит к менее неотложным, действуя таким образом, что, в конце концов, предельные полезности употребляемых благ станут одинаковы. Таким образом, можно сформулировать второй закон Госсена:при максимизации общей полезности предельная полезность всех потребляемых благ должна быть одной и той же величины.
Но человек, приобретая блага на рынке, тратит разные суммы денег, поскольку у каждого товара своя рыночная цена. Если мы разделим предельную полезность блага на его цену, то получим взвешенную предельную полезность. Учитывая это, каждый потребитель расширяет от-
Глава 5
Общая характеристика рыночной экономики
дельные виды потребления до тех пор, пока предельные полезности не оказываются пропорциональны ценам, или пока не оказываются одинаковыми взвешенные предельные полезности. Проще говоря, последний рубль, затраченный, например, на мясо, должен представлять ту же полезность, что и последний рубль, затраченный на хлеб или апельсины. Это условие равновесия потребителяможет быть выражено следующим образом:
MU, MU, MU, MU
____ 1_ _____ 2_ _____ 3_ _ _____ п_
Р. Р. Р, " Р
И
где MU - предельная полезность отдельных товаров, а Р - их цена.
Проведенный нами до сих пор анализ базировался на кардиналист-ской концепции полезности. В § 3 данной главы уже отмечалось, что в маржиналистской теории важное место занимала проблема количественного измерения абсолютных величин предельной полезности. Что считать измерителем, т. е. в каких единицах будут оцениваться и сопоставляться предельные полезности благ? Возможно ли вообще найти такой показатель? В зависимости от ответа на эти вопросы сторонники теории предельной полезности разделились на два направления: кар-диналистови ординалистов.Первые были заняты поиском измерителя абсолютных величин предельной полезности (У. Джевонс, А. Маршалл, Д. Робертсон и др.). Однако эти поиски не увенчались успехом и чаще всего при сравнении использовались денежные оценки полезности. Ординалисты же в принципе отказались от поиска такой универсальной единицы и предложили иной подход (В. Парето, Дж. Хикс и др.). Так, В. Парето высказал идею о том, что вместо абсолютных измерений предельной полезности плодотворнее было бы перейти к анализу относительному, а именно: определить предпочтение одних комбинаций товаров покупателей (потребителей) другим комбинациям, или наборам товаров. Инструментом такого анализа явились так называемые кривыебезразличия, которые широко используются неоклассической школой при исследовании многих микроэкономических процессов, связанных с проблемой выбора: выбор оптимального набора потребительских благ, выбор оптимального сочетания факторов производства, выбор оптимальной комбинации между досугом и рабочим временем и т. д.
Итак, обратимся к проблеме оптимизации потребления с точки зрения ординалистского подхода.
Равновесие потребителя может быть показано графически с помощью вышеназванных кривых безразличия. Возьмем потребителя, располагающего фиксированным денежным доходом, который он целиком тратит на потребление. Для простоты предположим, что он покупает
только два вида товаров: А \л В. Очевидно, что имеются некоторые комбинации количества этих товаров, которые дают равную общую полезность для потребителя (например, два товара А и три товара В имеют такую же общую полезность, как три товара А и два товара Вит. д.). Отказ от одного из товаров компенсируется получением другого товара в большем количестве. К этим комбинациям товаров А и В потребитель, следовательно, в равной мере безразличен.1
Если эти комбинации покажем графически, то получим плавную кривую безразличия U2 (рис. 5.12а). Эта кривая проведена таким образом,
Кривые безразличия,
Бюджетная линия