Правовое обеспечение функционирования рыночного механизма

Рынок представляет собой систему добровольного об­мена. Нужно обеспечить эту добровольность, т. е. создать правовые рамки, ограждающие экономических субъектов от насилия (обман, кражи, вымогательство). В связи с этим напомним, что под государ­ством в широком смысле слова подразумевается «набор институтов, располагающих средствами законного принуждения, которые исполь­зуются на определенной территории и в отношении ее населения, обозначаемо­го термином «общество».1 (Курсив авт.)

На государство возлагается серьез- ^^Z^ZT^ZZ ная задача - защита прав производите- мире. публикация Всемирного лей и потребителей, действующих на банка, м., «Прайм -тасс». с. 25.

пынке. В этом случае мы вновь видим пример того, как деятельность го­сударства экономит трансакционные издержки. Конечно, можно предста­вить себе, что каждый продавец или покупатель создают на частной основе собственную системы защиты своих прав собственности. Приме­ром такого решения во многих отношениях является переходная эконо­мика России, когда не только мелкие лавочки, но и довольно солидные фирмы прибегают к помощи различных «крыш», «братвы» и прочих кри­минальных группировок. Сам факт их существования говорит о том, что государство плохо справляется с задачей охраны прав собственности. Но суммарные трансакционные издержки такой частной системы защи­ты прав очень велики. Как отмечал видный английский социолог Карл Поппер «... промышленное общество, основанное на рыночных отноше­ниях и предлагающее значительную свободу выбора, немыслимо без правовой системы, без власти закона».1

Итак, прежде всего, государство должно обеспечивать право частной собственности. Хозяйствующий агент, не уверенный в неприкосновенно­сти своей собственности, будет опасаться ее отчуждения и ограничения своего права на нее, и не сможет функционировать как эффективный собственник. Поэтому необходимо наличие законодательства, обеспечи­вающего спецификацию прав собственности.

Государство разрабатывает законы относительно защиты интел­лектуальной собственности, деятельности банковской сферы и дру­гих областей экономической жизни. Наконец, уголовное законода­тельство, направленное против краж, насилия, убийств, создает бо­лее стабильную ситуацию в стране и также улучшает функциониро­вание рынка.

Таким образом, государство приходит на помощь рынку в тех сфе­рах, где рынок терпит фиаско. Но каков механизм принятия решений пра­вительством? Как выявляются общественные предпочтения и осуществля­ется коллективный выбор? На эти вопросы отвечает теория общественно­го выбора.

Теория общественного выбора

Теория общественного выбора сформировалась в ка­честве самостоятельного направления в

экономической науке в конце 1960-х гг. __________

Ее рождение было во многом подготов- 1 Поппер К. Открытое обще-

лено работами американского экономи- ство и его враги, м., 1992. т. 1. ста Кеннета Эрроу и шотландского эко- с. 8.





Глава 17

государства в рыночной экономике



номиста Дункана Блэка1, которые развивали математический подход к экономической теории. Вместе с тем, они ставили своей задачей при­менение принципов экономического анализа (издержки - выгоды) к про­цессам принятия политических и экономических решений правитель­ством. Это направление развивалось в дальнейшем в тесной связи с неоклассическими и неоинституциональными моделями.

Основной предметтеории общественного выбора -исследова­ние взаимозависимости политическихи экономических явлений.В рамках этой теории исследуется механизм принятия политиками макро­экономических решений. Поэтому нередко можно увидеть в западных экономических словарях термин «политическая экономия» или «новая политическая экономия» как синонимы теории общественного выбора.

Характерные вопросы, рассматриваемые теорией общественного выбора - государственные финансы, процедуры голосования, процессы принятия правительственных решений, деятельность так называемых групп давления и т. п. В числе ее ведущих представителей - лауреат Но­белевской премии по экономике и автор таких работ, как «Демократия в дефиците» (1977), «Расчет согласия» (1962), «Основание правил» (1985), «Границы свободы» (1975)2, американский экономист Джеймс Бьюкенен, видные представители современного институционализма Дуглас Норт, Манкур Олсон и др. В США издается специальный журнал «Public Choice» («Общественный выбор»), что говорит о распростране­нии влияния этой теории.

1 Arrow, Kenneth J. Social Choice and Individual Values. New York: Wiley, 1951; Black, Duncan. Theory of Committees and Electons. Cambridge: Cambridge University Press, 1958. 2 Первые три работы написа­ ны в соавторстве с Р. Вагнером, Г. Таллоком и Г. Бренаном соот­ ветственно.

Дж.Бьюкенен высказал предположение о том, что принцип рацио­нального экономического поведения применим и при исследовании по­литических процессов. Сама политическая сфера рассматривается как разновидность рынка, но в данном случае политического. Это означает, что человек, занявший государственную должность, не обязательно бу­дет руководствоваться исключительно соображениями общественного благополучия и проведения в жизнь решений, отражающих мнение всех его избирателей. Так, если обычный рядовой потребитель заинтересо­ван в максимизации полезности, бизнесмен - в максимизации прибыли, то и представитель государственных органов будет стремиться к макси­мизации своей частной выгоды. А эта выгода состоит в реализации желания быть переизбранным, получить как мож­но больше голосов на выборах. Как отме­чал Людвиг фон Мизес, известный пред­ставитель неолиберализма, «... в управ­лении государственными учреждениями приходится использовать принципы, со­вершенно отличные от тех, которые при­меняются в системе, ориентированной на прибыль... Бюрократическоеуправле­ние- это метод, применяемый при веде-

нии административных дел, результаты которых не имеют денежной ценности на рынке».1 В этой ситуации не всякое решение, принятое го­сударственными органами, например, законодателями, будет оптималь­ным с экономической точки зрения. Ведь законодатели - живые люди, и в процессе принятия политических решений их частные интересы будут непременно ими учитываться. Американский экономист П. Хейне приво­дит занимательный график (рис. 17.2), иллюстрирующий принцип раци­онального экономического поведения государственного деятеля:2

Надежды на ( переизбрание

I

Правовое обеспечение функционирования рыночного механизма - student2.ru Предельные

издержки

Число детей, которых поцелует кандидат

Рис. 17.2. Рациональное экономическое поведение

Наши рекомендации