Роль регионов в процессе управления социально-экономическим развитием
Повышение роли регионов и их органов власти в развитии государства имеет не локальное значение, а является мировой тенденцией. Она (тенденция) обусловлена рядом обстоятельств:
- все более решающая роль закрепляется за социальными аспектами жизни, за человеческим фактором;
- существенно возрастает территориальная взаимосвязь;
- повышается мобильность трудовых ресурсов;
- усложняется производственная структура и инфраструктура региона;
- углубляется территориальное разделение труда, все большее значение приобретает его международный аспект.
Развитие этой тенденции приводит к необходимости, во-первых, соответствующего перераспределения функций по управлению между государством и регионами и, во-вторых, оптимального сочетания государственного территориального управления и местного самоуправления. Это характерно и для Казахстана, поскольку создание государственности в республике невозможно без наличия экономически развитых регионов, без разветвленной социальной инфраструктуры.
Закономерной является проблема четкого определения региональной политики суверенного государства. Главным кредо этой политики раскрепощение производителя и потребителя, предоставление им свободы для экономической и творческой деятельности. Производитель товара должен нести, в конечном счете, экономическую ответственность только перед потребителем, а не перед ведомством.
Управление экономикой региона и весь хозяйственный механизм должны представлять собой организационно-экономическую систему ведения хозяйства, на территории которого расположены объекты различного уровня управления.
Непременными условиями для саморазвития регионов и хозяйствующих единиц должны стать самоуправление, свобода выбора партнеров, рынок средств производства, валютные средства и другие элементы демонополизированного хозяйствования. Региональное управление предполагает максимальный учет всех видов особенностей областей и республики в целом. Стандартизация управления подобна произволу, разрушающему исторические ценности национального производства.
В любом государстве (федеральном и унитарном) существует два вида территориальных структур, которые по иерархии находятся ниже национального уровня:
1. Так называемые промежуточные территориальные структуры и соответствующие им органы власти и управления;
2. Низовые (основные) административно-территориальные единицы и собственно местные органы власти и управления. В принятой терминологии органы управления обоих уровней относятся к местным органам самоуправления (управления).
Основным критерием определения промежуточного органа управления в любом государстве является возможность его самостоятельного существования:
- автономный бюджет;
- административный контроль над территориальными подразделениями.
Местные органы власти представляют собой низовые административные единицы, осуществляющие свои функции в городских или сельских районах того или иного государства. Подчиненные им территории входят в промежуточные территориальные структуры. ' Для финансирования промежуточных и местных органов власти существуют три основных источника доходов:
налоги - обязательные безвозмездные платежи государству;
неналоговые доходы - все доходы, получаемые помимо налогов, субсидий (вид пособия, обычно денежного, предоставляемого либо государством, либо каким-либо учреждением) и займов;
субсидии - беспроцентные безвозмездные поступления из бюджетов других органов власти.
Объективная потребность в известной локализации производственных и экономических связей региона, в определении статуса и реализации интересов его населения как сохозяев данной территории имеет принципиальные особенности. Поэтому в республиканскую концепцию самоуправления должны включаться:
- система целей и приоритетов территориального уровня в их взаимосвязи;
- совокупность субъектов самоуправления, их функции, правовые основы и принципы деятельности;
производственно-материальные и финансовые средства для достижения целей самоуправления;
- хозяйственный механизм управления территорией как социально-экономическим комплексом, критерии оценки его эффективности;
- вопросы оптимального соотношения государственного управления и территориального самоуправления.
Критериальной основой оценки самоуправления должен быть уровень обеспечения совокупных потребностей населения территории и ее вклад в общенациональный доход. Единство этих двух параметров следует принять за критерии территориального управления.
Будущий прогресс в социально-экономическом развитии Казахстана во многом определяется уровнем развитости его регионов, в частности - областей. Каждая область республики представляет собой административно-хозяйственный комплекс. Он является достаточно крупным, чтобы в нем можно было решить многие масштабные хозяйственные задачи на основе использования межтерриториальных факторов развития производства. С другой стороны, его масштабы таковы, что они позволяют областным органам хорошо видеть протекающие здесь экономические и социально-политические процессы, оперативно управлять ими. Это обстоятельство следует рассматривать как одно из преимуществ децентрализации управления и важных признаков экономической свободы.
Экономическая наука республики должна исследовать явления и процессы, связанные с развитием хозяйства конкретной области, района и города. Такая постановка вопроса обусловливается рядом обстоятельств:
- в период тоталитарной системы почти полностью игнорировались интересы областей республики со стороны централизованного управления;
- крушением некогда сильного отраслевого управления;
- в рамках общей экономики республики начинает теряться субстанция отрасли как качественно однородных групп хозяйственных единиц, характеризующихся особыми условиями производства;
процесс суверенизации, особенно экономической, должен сопровождаться созданием новой республиканской классификации отраслей народного хозяйства. Она поможет следить за диверсификацией производства в регионах и на этой основе устанавливать устойчивые производственные связи в народном хозяйстве, планировать оптимальную структуру макроэкономики;
- рыночные механизмы представляют собой мотор экономической машины, в которой сердцевиной является региональный менеджмент.
Менеджмент, объективно участвуя в процессе управления, предпочитает создание благоприятных условий для своего эффективного функционирования. В силу этого требуется максимальный учет специфических особенностей территории, особенно отладка системы регулирования развития и функционирования местной экономики.
Изложенные выше обстоятельства объективно обусловливают усиления регионального управления в Казахстане.
Позитивным явлением в управлении экономикой Казахстана является то, что в современной его экономической политике наметился поворот к региональному аспекту управления экономикой. В программе действий правительства Республики Казахстан по углублению реформ на 1996-1998 годы четко определены цели регионального управления экономикой. В частности:
- перенос основных элементов управления экономикой и осуществления преобразований на региональный уровень;
- проведение политики эффективного сочетания централизации и
децентрализации управления в осуществлении реформ, поэтапной передачи текущих функций и полномочий от правительства, министерств и ведомств на региональный уровень;
- предоставление местной администрации широких полномочий в
обеспечении сбалансированного социально-экономического развития регионов и углублении рыночных преобразований.
Государственное регулирование будет строиться на выработке отельных подходов к разным типам районов в целях более полного раскрытия их потенциала. С этой позиции все регионы Казахстана делятся на четыре группы:
первая группа - области, обладающие уникальными запасами минеральныхресурсов стратегического характера и достаточно-высоким импульсом в интенсивном развитии научно- производственного потенциала.
Этим регионам отводится роль опорных в стабилизации и выводе из кризиса экономики Казахстана, они будут определять потенциал страны.
Вторая группа - области с высоким научно-производственным потенциалом, ярко выраженной специализацией r отраслях тяжелой индустрии, с достаточно благоприятными экономическими условиями для создания высокотехнологичных наукоемких производств. Это в основном самообеспеченные финансовыми ресурсами области, но имеющие высокую степень износа основных фондов и кризисную экономическую и экологическую ситуации.
Третья группа - области, специализирующиеся на отраслях АПК. Они являются ведущими в формировании продовольственного фонда республики.
Четвертая группа - депрессивные области, имеющие экстремальные почвенно-климатические, социально-экономические и технико-технологические условия, жестко лимитирующие возможность экономического маневра, крайне нерациональную отраслевую структуру народного хозяйства, а также районы экономического кризиса.
Для первой группы регионов важна система государственной поддержки в создании региональной инфраструктуры (особенно транспортной), инфраструктуры рынка, а также в привлечении иностранных инвесторов.
Во второй группе регионов методы государственного регулирования будут ориентированы на содействие структурной перестройки экономики региона через широкую приватизацию.
В третьей группе регионов экономические рычаги и стимулы будут концентрироваться вокруг продолжения курса по реформированию сельскохозяйственного производства, развития разнообразных форм собственности.
Для депрессивной (четвертой) группы областей доминирующими останутся методы государственного регулирования, а именно - оказание финансовой помощи под определенные проекты с последующим строгим контролем за их использованием.
Помимо всего прочего, такой подход к решению региональных] проблем управления может быть плодотворным, поскольку он дает возможность интенсивному развитию местного хозяйства, что ведет к стабилизации региональной экономики.