Тема 4. Формы общественного хозяйства.Товарное производство. Деньги

Задание № 4. К лекциям и семинарским занятиям изучите литературу по теме и подготовьте следующие вопросы:

1. Какие общественные формы и модели хозяйства вы знаете?

2. В чем заключаются особенности натуральной формы хозяйства?

3. Каковы условия зарождения и содержание товарного хозяйства?

4. Каковы два свойства товара и две стороны труда согласно трудовой теории стоимости?

5. Как объясняет обмен товаров теория трудовой стоимости? Какова роль закона стоимости?

6. Как объясняет обмен товаров теория субъективной стоимости?

7.Как можно сравнивать полезность благ в обмене?

8. Что такое предельная полезность блага?

Цель самостоятельной работы:Выяснение условий возникновения и сущности товарного хозяйства.

Методические рекомендации по выполнению задания:при подготовке использовать лекции, рекомендованную литературу, упражнения и задачи.

Упражнения

1. При изучении понятия «формы общественного хозяйства» обсудите следующие положения:

Для любой формы общественного хозяйства центральной проблемой является проблема включения индивидуального труда в общественный - это и есть форма связи производства и потребления, форма организации всего общественного хозяйства.Какова эта форма, таков и тип общественного хозяйства. В этой связи различаются, натуральное хозяйство, товарное (рыночное) хозяйство и сознательно регулируемое хозяйство.

2. Что Вы понимаете под термином «разделение труда»?

Каковы причины возникновения разделения труда?

Какие условия для увеличения производительности труда создает разделение труда?

3 .Приведем два определения товара:

а) «Товар - это продукт труда, предназначенный для обмена путем купли-продажи».

б) «Товар - экономическое благо, т.е. имеющееся в ограниченном количестве, предназначенное для обмена и на которое предъявлен платежеспособный спрос».

Какое из этих определений принадлежит марксистскому экономическому учению и какое -неоклассической теории? Какую роль отводят эти определения? а) трудовым затратам; б) сфере производства; в) сфере обмена; г) закону редкости; д) общественным потребностям'?

4.50 кг зерна обменивается на 1 пару сапог, на 1 овцу, на 3 топора, на 10 м. ткани и т.д.

Покажите, как выразится меновая стоимость каждого товара через ткань. Чем обусловлена количественная определенность меновых пропорций различных товаров?

5. В экономической теории известен так называемый «парадокс Смита». Вот его суть: вода гораздо полезнее для человека, чем алмазы. Почему же алмазы стоят так дорого, а вода имеет ничтожно малую стоимость? Как бы Вы ответили на вопрос Смита?

6. При изучении категорий цена воспользуйтесь следующими заданиями:

а) цена - это денежное выражение стоимости товара;

б) цена - это денежная оценка полезности блага;

в) цена - это информационный сигнал, указывающий хозяйствующим субъектам что, как, для кого производить.

Обсудите каждое из вышеприведенных определений цены. Какие стороны этой важнейшей рыночной категории выходят на первый план в каждом из трех определений.

7. Определите количество денег, необходимых для обращения, если сумма проданных товаров - 150 тыс.долл., сумма цен товаров, проданных в кредит - 7 тыс.долл., сумма платежей, по которым наступил срок уплаты - 4 тыс.долл., сумма взаимно погашающихся платежей - 2 тыс.долл., среднее число оборотов одноименных единицденег – 5 раз.

Форма контроля: Опрос, выполнение упражнений, задач.

Список рекомендуемой литературы:

1.Курс экономической теории. Под общ.ред.проф.Чепурина М.Н. и проф.Кисилевой Е.А. Киров, 2009, гл.2, с.24-44.

2.Политическая экономия: Учебно-методическое пособие для преподавателей. Под ред.А.В.Сидоровича, Ф.М.Волкова. М., Изд-во МГУ, 2010, гл.1, с.12-33.

3. Общая экономическая теория (политэкономия): Учебник. Под общей ред. акад. В.И.Видяпина, акад.Г.П.Журавлевой. М., ПРОМО-Медиа, 2009, гл.1, с.5-57.

Тема 5. Рыночная система хозяйствования. Основы теории спроса и предложения.

Задание №5. К семинарским занятиям изучите литературу по теме и подготовьте следующие вопросы:

  1. Что понимал Адам Смит под «невидимой рукой» рынка?
  2. Охарактеризуйте понятие рынок.
  3. Дайте характеристику основных видов рынка.
  4. Какие виды рыночных структур вы знаете? Дайте их характеристику.
  5. Какова роль конкуренции в рыночной экономике?

6. В чем заключается роль спроса-предложения на рынке?

7. Каким образом может поддерживаться соответствие между спросом и предложением?

8. Дайте характеристику закона спроса. Каковы факторы, воздействующие на спрос?

9. Охарактеризуйте закон предложения. Каковы факторы, воздействующие на предложение?

10. Дайте характеристику эластичности спроса и предложения.

11. Раскройте содержание теории поведения потребителя.

Цель самостоятельной работы:Изучение сущности рынка и механизма рыночного регулирования (спроса и предложения).

Методические рекомендации по выполнению задания:при подготовке использовать лекции, рекомендованную литературу, упражнения и задачи.

Упражнения

1. Приведите точки зрения о сущности рынка, характерные для представителей либеральной и неоклассической научных школ.

2. При обсуждении этой проблемы воспользуйтесь следующими вопросами:

а) Что Вы подразумеваете под термином «рынок»? Можно ли понятие рынка свести к торговой точке?

б) Как Вы понимаете взаимосвязь рынка товаров, рынка труда, рынка капитала в единой системе рынков? Если, например, произошло уменьшение спроса на труд сапожников, отразится ли это на рынке товаров и капиталов?

в) Какими терминами Вы обозначите контрагентов, встречающихся на рынке (товаров, капитала, труда)?

3. Дайте классификацию видов рынков по такому критерию как экономическое назначение продукта.

4. Рассмотрите соотношение таких понятий, как производственная, социально-бытовая и рыночная инфраструктура.

5. Какие элементы рыночной инфраструктуры получили развитие в Республике Казахстан?

6. Рассмотрите соотношение индивидуального и рыночного спроса. Для этого воспользуйтесь материалами таблицы 1.

Индивидуальный и рыночный спрос

Таблица 7.1.

Цена Р (тенге) Индивидуальный спрос Рыночный спрос
  cубъект А субъект В субъект С Qd

7. Для выяснения влияния неценовых факторов на спрос воспользуйтесь следующими вопросами:

а) Что случится с кривой спроса на видеомагнитофоны при увеличении доходов населения?

б) Что случится с кривой спроса на поддержанные автомобили при повышении цен на новые?

в) Что случится с кривой спроса на говядину при повышении цены на баранину?

г) Что случится с кривой спроса на поваренную соль при увеличении доходов населения?

7. Для того, чтобы показать влияние неценовых факторов на предложение, воспользуйтесь следующими вопросами:

а) Что может случиться с кривой предложения пшеницы при повышении цен на минеральные удобрения?

б) Предположим, что в производстве стали внедряется новая технология, обеспечивающая экономию затрат. Как это влияет на положение кривой предложения стали?

в) Как изменится предложение товара А, если ожидается повышение цен на ресурсы, требующиеся для производства продукта В, который является субститутом (заменителем) товара А?

Форма контроля:Опрос, тесты, выполнение упражнений, задач

Список рекомендуемой литературы:

1. Курс экономической теории. Под общей ред.проф.Чепурина М.Н. и проф.Кисилевой Е.А. Киров, 2009 г., гл.6, с.105-152.

2. Политическая экономия: Учебно-методическое пособие для преподавателей. Под ред. А.В.Сидоровича, Ф.М.Волкова. М., Изд.МГУ, 2010 г., гл.4, с.73-95, гл.5, с.95-117. гл.7, с.126-146

3. Экономическая теория / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича: Учебник для вузов. 3-е издание. – СПб: Изд. СПбГУЭФ, Изд. «Питер», 2009.- гл.6, с.94-111.

4. Общая экономическая теория (политэкономия): Учебник. Под общей ред. акад. В.И. Видяпина, акад. Г.П. Журавлевой. М., ПРОМО-Медиа, 2009 г., гл. 5 с. 88-102, гл. 6 с. 103-115, гл. 7 с 116-135, гл.8 с.136-148, гл.22, с. 324-332.

5. Экономическая теория (политэкономия): Учебник. / Под ред. акад. Видяпина В.И., акад. Журавлевой Г.П. – М.: ИНФРА.- М, 2009 г., гл. 5, с. 80-92; гл. 6, с. 93-103; гл. 7, с. 104-112; гл. 8, с. 123-133.

6. Экономика. Учебник / Под ред. Архипова А.И. Нестеренко А.И., Большакова А.К. – М.: «Проспект», 2011, гл. 15, с. 375-399, гл. 2, с. 36-56.

7. Теоретическая экономика. Политэкономия: Учебник для вузов/Под ред. Г.П. Журавлевой и Н.Н. Мильчаковой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2012,

гл.6 с.80-95.

Наши рекомендации