Формы общественного хозяйства. Товарное производство. Деньги

1. Формы общественного хозяйства: натуральное и товарное.

2. Товар его свойства.

3. Происхождение, сущность и функции денег.

4. Закон стоимости и его функции в товарном производстве.

1.Формы общественного хозяйства: натуральное и товарное

Форма общественного хозяйства – это определенный способ организации хозяйственной деятельности людей. Каждая экономическая система имеет свои специфические формы организации хозяйственной деятельности людей. Однако в них можно найти общие экономические формы хозяйства. Таковыми являются натуральное хозяйство и товарное производство.

Натуральное хозяйство - это такое хозяйство, при котором продукты производятся для непосредственного потребления.

Натуральному хозяйству присущи следующие черты. Все виды работ, начиная с добывания предметов труда и заканчивая завершающей стадией производства, ведутся в самом хозяйстве. В натуральном хозяйстве слабо развито общественное и преобладает естественное разделение труда, характерными чертами также являются замкнутость, отсутствие связи с другими хозяйственными единицами. Все потребности производителя здесь удовлетворяются за счет собственного хозяйства. В производстве используются примитивные орудия труда, в силу чего низок уровень производительности труда. Натуральному хозяйству присущ консерватизм, для него характерно повторение производства в прежних размерах, на прежних основаниях.[7]

Натуральное хозяйство - исторически первый тип хозяйственной деятельности людей. Оно возникло в глубокой древности в период становления первобытнообщинного строя, когда началась производственная деятельность человека и появились первые отрасли хозяйства - земледелие, скотоводство. Натуральное хозяйство существовало у первобытных народов, не знавших обмена и частной собственности. Оно представляло собой систему замкнутых, экономически самостоятельных общин. Натуральное хозяйство преобладало также в античных рабовладельческих государствах, хотя здесь имело место уже довольно развитое товарное производство. Оно было одной из главных черт феодальной экономики. Натуральную форму здесь имело помещичье хозяйство и присваиваемый феодалом прибавочный продукт. Последний выступал в виде многообразных натуральных повинностей и платежей. Натуральный характер носило хозяйство феодально-зависимого крестьянина. Крестьянская семья занималась земледелием, скотоводством и переработкой их продуктов в готовые предметы потребления.[7]

Элементы натурального хозяйства имеют место и в современных развитых странах, где господствуют товарно-денежные отношения. Натуральное хозяйство преобладает во многих развивающихся странах. В натуральном и полунатуральном хозяйстве слаборазвитых стран занято более половины населения. У многих народностей Африки, индийских племен, живущих во внутренних регионах Латинской Америки, в Юго-Восточной Азии, сохраняется широкое многообразие конкретных форм натурального хозяйства (охота, рыболовство, обработка земли, кочевое скотоводство).

Главный недостаток натурального хозяйства состоит в том, что оно не может обеспечить рост производительности труда, а потому поддерживает лишь минимальные условия жизни. Поэтому, начав с натурального хозяйства - самой первой формы организации экономической жизни, человечество перешло к товарному производству.

Товарное производство - это такая организация общественного хозяйства, при которой продукты производятся отдельными, обособленными производителями, и каждый специализируется на выработке одного продукта. В силу этого для удовлетворения общественных потребностей необходима купля – продажа продуктов, становящихся товарами на рынке.[7]

Основными признаками товарного производства являются:

1) общественное разделение труда,

2) экономическое обособление хозяйствующих субъектов,

3) производство продукта на продажу, а не для собственного потребления,

4) обмен товарами,

5) эквивалентность обмена.

Товарное производство - это специфическая форма отношений между производителями и потребителями, особый способ измерения общественного труда и включения его в совокупный труд общества.

В товарном производстве по-иному, чем в натуральном хозяйстве, рассматриваются главные проблемы экономической организации, связанные с созданием полезных вещей. Что создавать, как для этого использовать природные ресурсы и для кого предназначаются продукты - все эти вопросы решаются в соответствии с требованиями рынка.[7]

Основным условием возникновения товарного производства являются общественное разделение труда, при котором производители специализируются на выработке определенных изделий. С развитием общества появляются новые отрасли производства и тем самым углубляется общественное разделение труда. Последнее приводит к тому, что хозяйства, специализирующиеся на производстве какой-либо продукции, не могут полностью использовать ее в своих нуждах и в то время удовлетворить ею свои потребности. Это и обусловливает необходимость обмена, а вместе с ним товарного производства.[7]

Однако одного общественного разделения труда еще недостаточно для возниковения и существования товарного производства. Другими причинами являются экономическая обособленность производителей, связь производителей и потребителей продуктов через рынок, купля-продажа товаров. Возникло оно еще в условиях разложения первобытно-общинного строя, зарождения частной собственности при первом общественном разделении труда. Его простейшей формой было естественное разделение труда, т.е разделение труда в зависимости от пола и возраста. С переходом к скотоводству и земледелию возникло общественное разделение труда, т.е. такое разделение труда, при котором сначала различные общины, а затем и отдельные члены общин стали заниматься разнородными видами производственной деятельности, которое привело к заметному по тому времени росту производительности труда, появлению избытка различных продуктов у производителей, что привело к значительному развитию обмена.[7]

Совершенствование орудий производства создавало возможность перехода к индивидуальному хозяйству, которое было более производительным. Необходимость совместного труда общинного хозяйства все более отпадала. Если общий труд требовал общей собственности на средства производства, то индивидуальный труд требовал частной собственности. Возникновение частной собственности неразрывно связано с общественным разделением труда и с развитием обмена. Раньше всего частной собственностью становится скот, орудия производства, затем и земля. Продукты начинают производиться обособленными производителями, обладающими каким-либо видом частной собственности, а в ходе развития производительных сил усложняются общественные комбинации труда, что получает выражение в углублении разделения труда и в росте специализации. Специализация же в определенных навыках позволяет каждому производителю с большей выгодой использовать свое умение и знание в производстве тех или иных товаров. Но одновременно люди всегда трудятся друг на друга, что придает труду общественный характер, т.е. продукты труда, произведенные ими идут для обмена между производителями, для продажи их на рынке, в силу чего продукты труда становятся товарами и общество начинает иметь дело уже с рыночной экономикой - товарным производством.

Возникнув в период разложения первобытнообщинного строя, товарное производство обслуживало рабовладельческий строй, феодализм и всеобщий характер приобрело при капитализме. В рабовладельческом обществе удельный вес товарной продукции в общем объеме общественного производства составлял от 5 до 10%. При феодализме товарное производства повысило удельный вес до 30%. В системе отношений классического капитализма производство товаров в общем объеме производимой продукции составляет около 100%.[7]

Разложение натурального производства, возникновение и укрепление товарного производства знаменует собой серьезное продвижение в экономическом прогрессе.

Истории развития человеческого общества известны два типа товарного производства: простое и капиталистическое. Первоначально возникло простое товарное производство – хозяйства самостоятельных мелких товаропроизводителей (крестьян и ремесленников), при которых продукты производятся для обмена. Затем, появилось крупное капиталистическое товарное производства, которое имело общие основы и различия по сравнению с простым товарным производством.[7]

Их общими основами являются наличие частной собственности на средства производства, стихийный характер развития, конкурентная борьба, производство продуктов на рынок. Различия между ними состоят в том, что при простом товарном производстве средства производства принадлежат самим производителям, при капиталистическом – находятся в собственности предпринимателя, первое основано на личном труде, второе – на наемном, при первом - продукт принадлежит производителю, при втором - предпринимателю, при первом - рабочая сила не является товаром, а при втором - оно товар; при первом товарное производство не выступало всеобщей формой производства, при втором - оно носит всеобщий характер, при простом товарном производстве цель- удовлетворение потребностей производителя, при капиталистическом-получение прибыли, при первом товары – продукты труда, при втором- продукты капитала, простое товарное производство базируется на отсталой технике, капиталистическое – на развитой машинной индустрии.[7]

Товар и его свойства

Товаресть продукт труда, предназначенный для обмена путем купли – продажи. Товар отличается от продукта тем, что его путь от производства к потребителю обязательно лежит через рынок. Он изготовлен не для собственного потребления, а с целью обмена на другие продукты. Полезная вещь может быть создана природой или трудом человека. Однако, все что создается непосредственно природой ( плоды, вода в водоемах рек и т.д.), не является товаром. Последним становятся вещи, изготовленные трудом человека. Из произведенных людьми продуктов можно выделить такие, которые предназначены для себя, и те, что изготовлены для других людей, для общества. Товарами становятся продукты, изготовленные для других людей, для общества. Причинами существования товара являются тесные экономические связи между людьми в виде общественного разделения труда, экономическая обособленность производителей, товарно-денежные отношения, многообразие форм хозяйствования, существование мирового рынка.[7]

Товар обладает двумя свойствами: потребительной стоимостью и стоимостью.

Потребительная стоимость – это совокупность полезных свойств товара, благодаря чему он обладает способностью удовлетворять какую-либо потребность общества или отдельного человека. Полезность вещи, ее свойства, благодаря которым оно может удовлетворять ту или иную потребность людей, делают вещь потребительной стоимостью. Потребительная стоимость может непосредственно удовлетворять личную потребность человека или служить средством производства материальных благ. Например, хлеб, масло, и т.д. удовлетворяют потребность в пище, ткань-потребность в одежде и т.д

Потребительную стоимость имеют и многие вещи, не созданные человеческим трудом, например, вода в источнике, плоды дикорастущих деревьев. Но не всякая вещь, имеющая потребительную стоимость является товаром. Чтобы вещь могла стать товаром, она должна быть продуктом труда, произведенным для продажи. Необходимо отметить, что потребительная стоимость должна быть общественной потребительной стоимостью, т.е. удовлетворять потребности не того, кто ее произвел, а поступать для потребления другим людям через обмен и удовлетворять потребности всего общества.[7]

Другое свойство товара – стоимость. Стоимость товара – это овеществленный в нем общественный труд. Это свойство нельзя обнаружить на поверхности явлений. Поэтому анализ стоимости начинается с меновой стоимости, которая является лишь способом выражения, или формой проявления стоимости. Меновая стоимость представляется прежде всего как количественное отношение, в котором потребительные стоимости одного рода обмениваются на потребительные стоимости другого рода. Например, один топор обменивается на 20 кг зерна. В этом количественном отношении обмениваемых товаров выражена их меновая стоимость. Товары в определенных количествах приравниваются друг к другу, следовательно, они имеют общую основу. Этой основой не может быть ни одно из природных свойств товара – масса, объем, форма и т.п. Полезные свойства товаров определяют их полезность, потребительную стоимость. Необходимым условием обмена являются различие потребительных обмениваемых товаров. Никто не будет обменивать одинаковые по качеству товары, допустим, пшеницу на пшеницу, сахар на сахар. Потребительные стоимости различных товаров, как качественно разнородные являются количественно несоизмеримыми. У различных товаров есть только одно общее свойство, делающее их сравнимыми между собой при обмене, а именно то, что они – продукты труда.

В традиционном учении К.Маркса в основе определения стоимости товара лежит общественный труд, затраченный на его производство. К.Маркс делает вывод, что стоимость есть воплощенный в товаре общественный труд товаропроизводителей. Анализируя двойственный характер товара: с одной стороны, он является потребительной стоимостью, а с другой – стоимостью, К.Маркс подчеркивал, что двойственный характер товара обусловлен двойственным характером труда, воплощенного в товаре.

Виды труда так же разнообразны, как и производимые потребительные стоимости. Труд столяра качественно отличен от труда портного, сапожника и др. Различные виды труда отличаются друг от друга своей целю, орудиями, и наконец, результатом. Таким образом, в каждой потребительной стоимости воплощен определенный вид труда: в столе – труд столяра, в костюме – труд портного и т.д. Труд, затрачиваемый в определенной форме, есть конкретный труд, который создает потребительную стоимость товара. При обмене самые разнообразные товары, созданные различными видами конкретного труда, сравниваются между собой и приравниваются друг к другу. Следовательно, за различными конкретными видами труда скрывается нечто общее, присущее всякому труду, как труд столяра, так и труд портного, несмотря на качественное различие между этими видами труда, представляет собой производительную затрату человеческого мозга, нервов, мускулов и т.д. и в этом смысле являются одинаковым человеческим трудом, трудом вообще. Труд товаропроизводителей, выступающий как затрата человеческой рабочей силы вообще, независимо от его конкретной формы, есть абстрактный труд, который образует стоимость товара. Абстрактный и конкретный труд – это две стороны труда, воплощенного в товаре. [5]

Итак, стоимость товара определяется затратами труда на его производство. Но труда какого качества и какова должна быть продолжительность этого труда, создающего стоимость? К.Маркс подводит к проблеме величины стоимости товара. Непосредственным измерителем трудовых затрат является рабочее время. Стоимость будет определяться не индивидуальным рабочим временем, затраченным на производство единицы товара, а так называемым общественно-необходимым рабочим временем. Общественно-необходимое рабочее время есть рабочее время, которое требуется для изготовления какой-либо потребительной стоимости при наличных общественно нормальных условиях производства и при среднем данном обществе уровне умелости и интенсивности труда. Например, если один товаропроизводитель затрачивает на производство 2ч. индивидуального рабочего времени, второй – 3ч. и третий – 5ч. и при этом поставляет на рынок: первый – 100 единиц, второй – 400 единиц и третий – 150 единиц, то общественно-необходимое время на производство единиц товара будет тяготеть к величине, равной 3ч. Индивидуальные затраты рабочего времени второго производителя совпадут с общественно-необходимыми.

Подведем итоги: К.Маркс показал, что стоимость есть выражение общественных отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместной трудовой деятельности и проявляющихся в обмене продуктами труда на рынке; стоимость – воплощение общественного труда товаропроизводителей, и только одного труда. Средства производства сами являются продуктами труда и могут перенести на производимые с их помощью товары не больше стоимости, чем содержится в них самих. Источником новой стоимости они поэтому быть не могут, субстанция стоимости не является не просто затратой нервной и мускульной энергий человека в физиологическом смысле, а абстрактным трудом товаропроизводителей, т.е. исторически определенной формой общественного труда, присущей только товарному производству. Величина стоимости товара определяется не индивидуальным, а общественно-необходимым рабочим временем. Следовательно, стоимость есть не природное, а общественное свойство товаров, она выражает общественно-производственные отношения между товаропроизводителями, опосредованные через продукты их труда. Таковы основные положения концепции теории трудовой стоимости К.Маркса. [5]

Наши рекомендации