Эффективное экономическое развитие как элемент устойчивого развития региональной системы

Поскольку в основе устойчивого развития системы любого уровня, согласно данному выше концептуальному определению, лежит единство экономически эффективного, социально целесообразного (ориентированного) и экологически безопасного развития, дальнейшие исследования будут связаны с установлением содержания каждого из трех указанных элементов и динамики их изменений, а также с соотнесением параметров их показателей с целями и задачами перехода к устойчивому развитиюсистемы регионального уровня. Сложность перечисленных выше задач определяется междисциплинарным характером проблем устойчивого развития, их комплексностью и комплементарностью, ведь все это затрудняет формализацию многих замыслов и перевод их в количественные измерения. Это связано не только с неразработанностью алгоритмов, моделей и другого инструментария познания, но и, даже в большей степени, с отсутствием в официальной статистике целого ряда показателей, совершенно необходимых для исследований многоаспектных проблем устойчивого развития. Более того, некоторые общепринятые в официальной статистике показатели, относящиеся к оценке экономических и социальных изменений, приводятся как стоимостные, а изначально скудная информация о динамике развития экологических проблем излагается преимущественно с помощью натуральных показателей. Таким образом, проблема сопоставления разноплановых значений становится ключевой.

В современных условиях достижение целей устойчивого развития во многом будет зависеть от стратегии экономического развития, поскольку «именно в экономике создаются материальные основы жизнедеятельности общества, формируются базисные отношения социального развития…»1. Данный тезис справедлив для всех уровней (общемирового, национально-государственного, регионального, отраслевого, локального) развития. В то же время следует отметить, что направленность действий на каждом из уровней будет зависеть от целого ряда объективных факторов и субъективных условий (например, от состояния и уровня экономического развития и социального положения населения), масштабов проявления проблем экологической безопасности, институциональной готовности к решению задач устойчивого развития.

Традиционное представление об эффективности связано с соотношением между результатом и затратами на его достижение. Наиболее эффективным считается тот вид деятельности, где такое соотношение реализуется в пользу результата (эффекта). С точки зрения «привязки» категории «эффективность», ее применение для количественной (экономической) оценки объекта (реже для качественной оценки), как правило, предполагает прогресс в динамике экономического объекта, его полноценное развитие.

В нашем случае имеет место несколько иная постановка вопроса. Необходима такая оценка роли данной категории, которая при реализации традиционного представления о ней в конечном итоге способствовала бы развитию региональной системы в целом. Согласно теории устойчивого развития между подсистемами региона должна существовать значительная степень сопряженности. Это означает, что объективной основой развития каждой из подсистем становятся такие параметры развития других, которые априори обеспечивают прогресс во всех остальных подсистемах. В подобном случае эффективное развитие служит элементом как устойчивого развития региональной системы, так и механизма устойчивого функционирования региона, причем эффективное развитие фактически характеризует состояние экономической подсистемы региональной экономики.

Регион, при всем разнообразии определений и мнений относительно состава образующих его элементов, ¾ это прежде всего конкретная территория, имеющая обозначенные границы. Поэтому в наших исследованиях важнейшую роль имеет признание субъектности территории региона во внутрирегиональных и межрегиональных экономических отношениях. Это означает, что поиск содержания категории эффективного развития для региональной системы должен проводиться с непосредственным участием территории как пространственного носителя триады «общество ¾ природа ¾ экономика». Заметим, что мы допускаем некоторое смысловое родство и определенную тождественность между категориями «эффективность» и «развитие».

Таким образом, эффективное развитие региональной системы как элемент ее устойчивого развития ¾ этотакое развитие, при котором будет происходить ликвидация социально-экономического неравенства внутрирегионального территориального развития.

В экономике, особенно связанной пространственным развитием, трудно реализовать односложные решения. В нашем случае, несмотря на кажущуюся очевидность, доказательство неравенства внутрирегионального территориального развития представляет не меньшую методологическую трудность, чем обоснование необходимости его ликвидации с целью повышения эффективности территориального развития региональной системы. Повышение же эффективности рассматривается как предпосылка перехода к режиму устойчивого развития региональной системы.

В качестве объекта исследования используется региональная система одного из крупных индустриально-аграрных субъектов Российской Федерации ¾ Республики Башкортостан. Располагая высоким социально-экономическим потенциалом, стабилизировавшимся уровнем промышленного производства, но с сильным структурным креном в сторону добывающих отраслей, консервативной схемой организации аграрного производства, застарелыми и умножающимися экологическими проблемами, регион имеет статус донора общероссийского бюджета и высокий рейтинг инвестиционной привлекательности. В структуре валового регионального продукта (2000 г.) промышленность составляла 43,7%, сельское хозяйство ¾ 8,8%, строительство ¾ 8,4%, транспорт ¾ 5,7%, торговля и коммерческая деятельность по реализации товаров и услуг ¾ 10,2%. Удельный вес республики в основных общероссийских экономических показателях в 2001 г. составлял: по ВРП 2,6% (2000 г.), по промышленной продукции ¾ 3,1%, по продукции сельского хозяйства ¾ 3,8%, по обороту розничной торговли ¾ 2,2%, по инвестициям в основной капитал ¾ 2,5%.

На протяжении последних лет как по валовому региональному продукту, так и по объему промышленной продукции республика входила и входит в первую десятку субъектов РФ, а по налоговым поступлениям стабильно занимает первое место в Приволжском федеральном округе и шестое-седьмое место среди 89 регионов РФ. В то же время (и это характерно для российской социально-экономической действительности) Республика Башкортостан, хотя и опережает ряд субъектов РФ по макрорегиональным параметрам, в среднедушевом региональном исчислении уступает среднероссийским показателям, а с учетом их разницы с общепринятыми мировыми стандартами выглядит и вовсе более чем скромно. Следовательно, сложившаяся «организация рынка»в Башкортостане явно вошла в противоречие со степенью участия республики в общероссийском и международном разделении труда.

Нет сомнений, что социально-экономические особенности внутрирегионального развития Республики Башкортостан обусловлены разнообразием природно-климатических и культурно-исторических предпосылок. Очевидно, что они должны быть учтены в дальнейшем социально-экономическом развитии региона в рамках федеративного государства, происходящем в условиях открытости, широкого выбора моделей движения и все ускоряющегося процесса глобализации.

Рекомендация:

Для самоконтроля полученных знаний выполните тренировочные задания
из набора объектов к текущему параграфу

1 Государственная стратегия устойчивого развития Российской Федерации (проект) // Зеленый мир. ¾ 2002. ¾ № 13-14. С. 9.

Наши рекомендации