Лекция № 11. Пространственный базис устойчивого развития. Опыт разработки стратегий устойчивого развития в мире

Реализация концепции устойчивого развития должна учитывать несколько уровней: локальный, региональный, национальный, межгосударственный, глобальный. Рассмотрим это на примере нашего региона.

Вопросы устойчивого развития Калининградской области находят отражение в ряде международных, национальных и региональных документов. Естественно, концептуальная база устойчивого развития любого региона заложена в международных документах, например, Рио-де-Жанейрской декларации по окружающей среде и развитию. Это глобальный уровень устойчивого развития.

Межгосударственный уровень связан со стратегиями устойчивого развития стран-соседей и групп стран, к которым относится государство.

Так, для Калининградской области принятая Советом государств Балтийского моря «Балтика 21» - Повестка на 21 век для региона Балтийского моря.

«Балтика 21» принята на 7-й Сессии Министров Совета государств Балтийского моря в июне 1998 года. В этом документе концепция устойчивого развития названа «способом согласовать две различные и иногда противоречивые группы целей «развитие – рост – прогресс» и «стабильность – безопасность – окружающая среда»[56].

«Балтика 21» акцентирует внимание на семи сферах, наиболее важных с экономической и экологической точек зрения. Это сельское хозяйство, энергетика, рыболовство, леса, промышленность, туризм и транспорт.

Особое эксклавное положение заставляет учитывать также национальные документы Польши и Литвы[57]. Членство названных стран в Евросоюзе означает, что для решения вопросов устойчивого развития необходимо принимать во внимание соответствующие документы ЕС, например, Орхусскую конвенцию (конвенцию Европейской Экономической Комиссии ООН «О доступе к информации, участию общественности в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды»), положения Лиссабонского договора («Лиссабонского договора о внесении изменений в Договор о Европейском Союзе и Договор об учреждении Европейского Сообщества») относительно борьбы с глобальным изменением климата. Имеются также документы, посвящённые устойчивому развитию городов. Это подготовленные Программой ООН по населённым пунктам (ООН - Хабитат) «Стамбульская декларация по населённым пунктам», «Повестка дня Хабитат» и «Декларация о городах и других населённых пунктах в новом тысячелетии».

Национальный уровень связан с такими документами, как Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, проект Стратегии устойчивого развития и Экологическая доктрина Российской Федерации, одобренная распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г.

Региональный уровень связан со стратегией развития области[58]. Она содержит раздел «Устойчивое развитие региона», в котором анализируются негативные факторы, затрудняющие развитие Калининградской области (например, несоответствие отраслевой структуры изменившимся экономическим и социальным условиям, зависимость от поставок сырья и энергии извне, слабые кооперационные внутренние связи, сложная экологическая обстановка, негативный имидж региона в России и за рубежом). Выделяются благоприятные предпосылки развития области: близость к европейским рынкам, сравнительная развитость транспортной инфраструктуры, наличие незамерзающих портов, рекреационный потенциал побережья, миграционный поток трудовых ресурсов, развитость международных связей, а также научный, образовательный и трудовой потенциал. Требования к концепции устойчивого развития региона сформулированы в этом документе таким образом:

1) необходимо одновременное решение задач экономического, экологического и социального плана;

2) параллельно должны учитываться задачи развития на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;

3) важно принимать во внимание геополитические условия развития региона;

4) отраслевая структура должна учитывать внутренние ресурсы области и обеспечивать улучшение экологической ситуации;

5) необходима экологизация экономической деятельности, изменение структуры общественного и личного потребления;

6) существенное значение имеет совершенствование методов управления на уровне региона, муниципального образования и хозяйствующего субъекта;

7) важно формирование баланса целей экономического, социального и экологического развития области.

При этом Стратегия в качестве индикаторов развития региона называет производство валового регионального продукта на душу населения, показатели производства продукции ведущих отраслей экономики; продолжительность жизни, заболеваемость, душевой доход, дифференциация доходов, уровень образования, занятость, уровень преступности; состояние экосистем, соответствие элементов природной среды нормативам, соотношение между потребностями в природных ресурсах и их наличием, состояние охраняемых территорий.

Своё понимание целей устойчивого развития Калининградской области содержится в проекте Схемы территориального планирования Калининградской области, разработанном институтом Ленгипрогор в 2008 г. В этом документе упоминается три группы таких целей:

· обеспечение роста экономики области с выделением основных приоритетных направлений секторов экономики, повышение инвестиционной привлекательности территории;

· повышение уровня жизни и условий проживания населения;

· достижение долговременной экологической безопасности, рациональное использование всех видов ресурсов[59].

Заметим, что в некоторых работах предлагается выделять уровни устойчивого развития иным образом, следуя не по территориальному, а по отраслевому принципу, например: уровень отдельного хозяйствующего субъекта; отраслевой уровень; региональный уровень; страновой (государственный) уровень; глобальный уровень[60].

Рассмотрим общие положения нескольких национальных стратегий устойчивого развития – США, Германии, Китая, Узбекистана и Казахстана.

В США специально при президенте был создан специальный совет по устойчивому развитию, включивший 31 представителя власти, бизнеса, НКО. Данный орган разрабатывал стратегию в течение трёх лет.

В документе «Sustainable America» (в русском переводе – «Америка и устойчивое развитие») говорится, что будущее для США связано с динамично развивающейся экономикой, высоким уровнем безопасности, здравоохранения и поддержкой устойчивости экосистем.

Совет сформулировал 10 целей устойчивого развития:

1. Здоровье и окружающая среда: обеспечить, чтобы каждый человек пользовался благами чистого воздуха, чистой воды и здоровой окружающей среды дома, на работе и отдыхе.

2. Экономическое процветание: поддерживать здоровое развитие экономики США, которая позволит создавать в достаточном количестве рабочие места, уменьшать бедность и обеспечивать всем высокий уровень жизни в мире, где обостряется конкуренция.

3. Социальная справедливость: обеспечить торжество законности в стране и возможность для всех американцев добиться экономического, социального и экологического благополучия.

4. Сохранение природы: использовать, беречь, охранять и восстанавливать природные ресурсы – землю, воздух, воду и биосферу таким образом, чтобы обеспечить на долгую перспективу социальными, экономическими и природными благами нас самих и будущие поколения.

5. Рациональное хозяйствование: создать и широко распространять этику рационального хозяйствования, которая побуждала бы граждан, общественные организации и корпорации брать на себя полную ответственность за экономические, экологические и социальные последствия своей деятельности.

6. Устойчивая социальная среда: поощрять людей работать сообща для создания здоровых коллективов, где охраняются природные ресурсы и историческое наследие, имеются рабочие места, сдерживается разрастание городов, проживание безопасно, образование непрерывное, транспорт и здравоохранение доступны и все граждане имеют возможность повышать качество жизни.

7. Гражданская вовлеченность: предоставить отдельным гражданам, коллективам и деловым кругам полноценные возможности для участия в выработке решений, касающихся природных ресурсов, окружающей среды, экономики, а также для оказания влияния на эти решения.

8. Население: стремиться к стабилизации численности населения США.

9. Международная ответственность: занять руководящую роль в разработке и проведении глобальной политики устойчивого развития, стандартов поведения, торговой и внешней политики, которые содействуют достижению устойчивого развития.

10. Образование: обеспечить всем американцам равный доступ к образованию и возможность непрерывного обучения, что подготовит их к общественно значимой работе, высокому качеству жизни и пониманию концепции устойчивого развития.

Критика американской стратегии устойчивого развития основывается на том, что этот документ опирается на традиционную для США идеологию, его главные пункты так или иначе связаны с экономическим ростом, экономическим развитием и экономической эффективностью[61]. Обращает на себя внимание цель устойчивого развития №9, наполненная политическим и геополитическим смыслом.

Германия известна как страна, в которой очень сильны «зелёные» политические силы. В 2002 году правительством была принята "Национальная программа устойчивого развития". Координационные функции несёт "Зелёный кабинет", организованный при ведомстве федерального канцлера. Это позволяет обеспечить эффективное взаимодействие разных властных структур. Кроме того, при правительстве образован "Совет по устойчивому развитию", консультативный орган, состоящий из представителей разных секторов общества. Стратегия устойчивого развития направлена на реализацию конкретных проектов, связанных, например, с альтернативной энергетикой или биологическим топливом.

Принципы устойчивого развития Германии таковы:

· Принцип предупредительных действий.

· Принцип: загрязняющий платит.

· Принцип кооперации государства и общества.

· Цели устойчивого развития.

· Защита климата и озонового слоя.

· Сохранение экологического баланса.

· Сокращение воздействия на ресурсы.

· Гарантирование здоровья людей.

· Экологически приемлемые формы передвижения.

· Пропаганда экологической этики.

Критики утверждают, что государственная стратегия устойчивого развития пока что оказывает незначительное влияние на развитие экономики в целом[62].

Китай создал в 1992 г. Административный центр по разработке Китайской повестки дня 21 века (АССА 21), который был призван руководить разработкой и реализацией национальной стратегии устойчивого развития. «Китайскую повестку дня на ХХI век – Белую книгу о населении, окружающей среде и развитии Китая в XXI веке» Госсовет КНР одобрил в марте 1994 года. Она составлена на перспективу до 2010 г., а в некоторых случаях рассмотрены перспективы развития до 2020 г. и более. Среди путей достижения устойчивого развития названы поддержание относительно быстрого экономического роста, развитие науки и технологии. Приоритеты приводятся в стратегии таким образом:

1. Создание возможностей для устойчивого развития (развитие законодательства и политики, образования, участия общественности и т.д.);

2. Устойчивое сельское хозяйство;

3. Экологические технологии;

4. Чистая энергия и транспорт;

5. Сохранение и устойчивое использование природных ресурсов;

6. Контроль за загрязнением окружающей среды;

7. Борьба с нищетой и развитие регионов;

8. Народонаселение, здоровье и человеческие поселения:

9. Глобальные изменения и защита биоразнообразия[63].

Стратегия устойчивого развития Узбекистана, принятая 14 декабря 1998 г., имеет в своей основе идею становления страны как суверенного государства, а также необходимость выхода из социально-экономических трудностей, повышение уровня жизни населения, вхождения в мировое сообщество, сохранение добрососедских отношений с другими странами.

Основа устойчивого развития для страны - это водоохрана и водосбережение, поэтому стратегия даёт рекомендации по борьбе с засоленностью водно-земельных ресурсов и управлению водопользованием в целом. Устойчивое использование земельных ресурсов предполагает улучшение практики ирригации и использование методов по защите почв на уровне фермерских хозяйств, предотвращении дальнейшей дигрессии пастбищных земель. В документе имеются также рекомендации относительно сохранения биоразнообразия, рационального использования минерально-сырьевых ресурсов и охраны недр[64].

Концепция перехода Казахстана к устойчивому развитию разработана на период с 2007 по 2024 годы. Цели, обозначенные, в этом документе, связывают устойчивое развитие страны с повышением эффективности использования ресурсов, увеличения продолжительности жизни, обеспечение возрастание индекса экологической устойчивости. В документе описаны этапы перехода к устойчивому развитию (см. рисунок): подготовительный этап (2007- 2009 годы) - подготовка условий для включения принципов устойчивого развития во все сферы общественной деятельности, диверсификации экономики, осуществления технологического прорыва; первый этап (2010 - 2012 годы) - вхождение Казахстана в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира; второй этап (2013 - 2018 годы) - укрепление положения страны среди лидеров мирового развития; третий этап (2019 - 2024 годы) – достижение уровня принятых международных критериев устойчивого развития[65].

Принципы перехода к устойчивому развитию для Казахстана – это вовлечение всего общества в процесс достижения устойчивого развития; создание политического базиса для устойчивого развития; межведомственная интеграция, системный подход к управлению государством, повышение эффективности прогнозирования, планирования и регулирования ключевых показателей развития; экономический прогресс в результате активного внедрения высоких технологий в экономику страны, повышение эффективности использования ресурсов; обеспечение конкурентоспособности науки и образования; улучшение состояния здоровья населения, демографической ситуации в результате внедрения парадигмы здорового общества; совершенствование деятельности по охране окружающей среды в качестве важнейшей ноосферной функции общества; территориальное развитие на основе трансрегионального экосистемного подхода.

Приоритетами в данном документе названы:

· внедрение устойчивых моделей производства и потребления;

· использование новых и экологически безопасных технологий;

· развитие устойчивых транспортных систем;

· энергоэффективность и энергосбережение;

· региональные проблемы устойчивого развития;

· повышение уровня социальной безопасности населения;

· борьба с бедностью с учетом экологического и гендерного аспектов;

· дальнейшее развитие науки и образования для устойчивого развития;

· сохранение исторического и культурного наследия;

· предупреждение и уменьшение экологических угроз здоровью населения;

· борьба с опустыниванием;

· сохранение биологического разнообразия;

· снижение эмиссий, в том числе парниковых газов и озоноразрушающих веществ;

· доступ к качественной питьевой воде;

· решение трансграничных экологических проблем;

· радиационная и биохимическая безопасность;

· управление отходами[66].

Отметим, что национальные документы стран СНГ, регламентирующие вопросы устойчивого развития, основываются на определении Комиссии Брундтланд.

Литература

1. Переход к устойчивому развитию: глобальный, региональный и локальный уровни. Зарубежный опыт и проблемы России. К 10-летию Конференции в Рио. Колл. авторов под рук. чл.-корр. РАН Н.Ф. Глазовского.М. 2002.

2. Стратегия социально-экономического развития Калининградской области как региона сотрудничества на период до 2010 года. Калининград, 2003.

3. Балтика 21. К устойчивому развитию в регионе Балтийского моря. Стокгольм. 2002. с.7.

4. Данилов-Данильян В. И., Лосев К. С., Рейф И. Е. Перед главным вызовом цивилизации: Взгляд из России. М., 2005.

5. Ващекин Н.П.,. Мунтян М.А, Урсул А.Д. Устойчивое развитие и открытое общество: путь к сфере разума http://www.abc-globe.com/razv-noosfera.htm

6. Официальные доклады ООН http://www.un.org/esa/sustdev/natlinfo/natlinfo.htm

Вопросы для самопроверки

1. Как вы понимаете выражение «уровень устойчивого развития»?

2. Охарактеризуйте уровни устойчивого развития для какого-либо субъекта РФ (по выбору).

3. Имеется ли связь между внешней политикой США и её стратегией устойчивого развития?

4. Каковы, с вашей точки зрения, сходства и различия в национальных стратегиях устойчивого развития Германии и Китая?

5. Что общего в национальных стратегиях устойчивого развития стран СНГ?

Наши рекомендации