Правовое регулирование земельных отношений как элемент обеспечения устойчивого социально-экономического развития

Анализ земельного законодательства на соответствие его принципам устойчивого развития позволяет обосновать основные направления его совершенствования:

- уточнение состава отдельных категорий и сокращение ограничений по нецелевому использованию;

- изменение системы управления землями и перераспределение компетенции исполнительных органов по предоставлению и изъятию земельных участков в пользу местных исполкомов;

- расширение прав на землю, которые связаны с возможностью распоряжения земельными участками (право частной собственности, право аренды, концессия и земельные сервитуты);

- расширение полномочий таких местных органов как сельские, поселковые исполкомы, поскольку их компетенция в сфере земельных отношений не обеспечивает реализацию предусмотренных Законом Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» от 4 января 2010 г. № 108-З задач;

- предоставление прав по распределению земельных участков таким исполкомам первичного уровня как городские (городов районного подчинения), которые не обладают самостоятельными полномочиями в сфере земельных отношений;

- закрепление правового режима земель агрогородков как центров сельского расселения;

- уточнение целевого назначения земельных участков, предоставляемых в сельской местности для некоммерческих видов деятельности граждан в рамках развития их экономической самостоятельности.

Обновление земельного законодательства направлено в основном на регулирование использования земель. В рамках реализации НСУР-2020 требуется усиление природоохранного аспекта развития законодательства об охране и использовании земель. Основным недостатком действующего Кодекса Республики Беларусь о земле 2008 года является слабая систематизация правовых норм, которые регулируют охрану земель, а также отказ от общепризнанного в природоресурсном законодательстве принципа рационального использования земель, что противоречит международно-правовым нормам в данной области, а также региональным соглашениям в рамках стран СНГ по земельным вопросам и национальному природоресурсному законодательству.

Экологизацию земельного законодательства целесообразно проводить по следующим направлениям: во-первых, уточнение в Кодексе о земле правовых требований, которые касаются охраны земель, в том числе закрепление требования рационального использования земель, а также разграничение таких требований применительно к сельскохозяйственному и несельскохозяйственному землепользованию; во-вторых, принятие ряда нормативных правовых актов об охране земель для реализации основных направлений охраны земель, закрепленных в ст. 89 Кодекса о земле, которые составляют содержание этой деятельности; в-третьих, развитие программного обеспечения охраны земель путем разработки и принятия Республиканской программы использования и охраны земель.

Изменения в земельном законодательстве, в том числе в Кодексе о земле, последние из которых внесены Законом Республики Беларусь от 6 мая 2010 г. № 120-З, позволяют выявить некоторые тенденции в развитии правового регулирования земельных отношений:

Расширение прав на землю юридических и физических лиц в рамках развития таких форм использования земли как право частной собственности на землю, право пожизненного наследуемого владения и право временного землепользования.

Право частной собственности на землю и право пожизненного наследуемого землевладения получает более широкое распространение за счет предоставления этих прав иностранным гражданам и лицам без гражданства, но частная собственность на землю юридических лиц не получила должного развития, так как нуждаются в уточненнии нормы земельного законодательства о том, для каких целей юридическим лицам могут предоставляться земельные участки в собственность.

Право временного землепользования юридических лиц дополнена такой целью как использование земельных участков «для добычи общераспространенных полезных ископаемых, торфа, для использования геотермальных ресурсов недр – на срок до 20 лет», что не вполне согласуется с нормами законодательства о недрах.

Право временного землепользования граждан в части использования участков для строительства (установки) временных индивидуальных гаражей на придомовых территориях, которое в настоящее время предоставлено так же гражданам Республики Беларусь, зарегистрированным по месту жительства в многоквартирных жилых домах, расположенных в сельских населенных пунктах, являющимся собственниками транспортных средств, имеет неоднозначную оценку в части реализации прав социально ущемленных категорий граждан, для которых первоначально такое право предоставлялось.

Расширение способов возникновения прав на землю, среди которых применяются такие: предоставление земельного участка – для прав, производных от государственной собственности; переход прав на земельный участок; приобретательная давность; сделки – для прав, производных от частной собственности.

Разнообразие способов обеспечивает стабильность земельных отношений, которой способствует также закрепление в качестве объектов всех прав на землю участков, предоставленных до вступления в силу КоЗ 2008 г. без соответствующего правового переоформления, а также возможность перехода прав на землю в случаях, установленных законодательством (при переходе прав на расположенные на них капитальные строения; при реорганизации юридического лица; при наследовании земельных участков, находящихся в частной собственности и пожизненном наследуемом владении) по упрощенной процедуре.

Усиление гарантий прав землепользователей, которые применяются при:

изъятии земельных участков для государственных нужд; изменении границ административно-территориальных и территориальных единиц; разрушении капитального строения в результате пожара, стихийных бедствий или иного вредного воздействия, и нуждаются в совершенствовании с точки зрения механизма их реализации.

Наши рекомендации