Жизненный уровень населения, безработица, кривая Филипса
«Повестка дня на ХХI век» рассматривает повышение уровня жизни населения как доминирующую цель устойчивого развития. В связи с этим социально-экономические индикаторы, характеризующие уровень жизни населения, носят задающий характер, что определяет направленность развития экономики РБ на повышение благосостояния населения.
Социальная политика государства в анализируемом периоде (1996 – 2002г.г.) была направлена на стабилизацию и повышение уровня жизни населения. Для этого требовалось обеспечить рост денежных доходов населения и повысить их реальное содержание; значительно сократить отставание минимальных социальных гарантий от бюджета прожиточного минимума; уменьшить дифференциацию доходов различных групп населения и масштабы бедности.
Реализация мер в области социальной политики позволила не только остановить падение уровня жизни, но и обеспечить рост реальных денежных доходов, значительно превысив те параметры, которые были намечены в НСУР-97 (4,5% в год). В 1997 г. реальные денежные доходы выросли на 6%, реальная заработная плата – на 14%. За три года (1998 – 2000 г.г.) денежные доходы должны были вырасти на 13,5%, фактически их прирост составил 38,4, или в среднем 11,5% в год.
Реальные денежные доходы населения и реальная заработная плата увеличились за период 1996 – 2000 г.г. в 2,2 раза. Значительным ростом характеризуются два последних года: в 2000 г. реальные денежные доходы выросли на 20%, в 2001 г. – на 25%, реальная заработная плата – на 12 и 30% соответственно.
Одним из главных факторов, влияющих на рост денежных доходов населения, является оплата труда. Политика в области оплаты труда была направлена на повышение роли заработной платы как основного источника формирования денежных доходов населения, поддержания экономической заинтересованности и активности населения, создание условий для справедливой оплаты труда и обеспечения необходимых стандартов потребления.
Для средств, направленных на оплату труда, в ВВП, за период 1996 – 2000 г.г. практически не изменилась: в 1996 г. она составила 33%, в 2000 г. – 33,4% (по НСУР – 36 – 40%), увеличение произошло только в 2001 г. до 38%. В развитых странах этот показатель значительно выше – 50 -60%. Структура денежных доходов населения также почти неизменна: доля оплаты труда составляла в 1996 г. 46,1%, в 2000 г. – 51,7%, в 2001 г. – 53 (по НСУР – 57%). Анализ динамики среднемесячной заработной платы работников народного хозяйства и индекса потребительских цен свидетельствует о наиболее резком падении заработной платы. Однако опережающего роста оплаты труда по сравнению с ростом денежных доходов, как это предусматривалось НСУР, не произошло. Не все намеченные задачи в области оплаты труда удалось реализовать.
Несмотря на позитивную динамику денежных доходов населения, и заработной платы последних лет, уровень жизни населения остается крайне низким и сопровождается широкомасштабной бедностью.
Ситуация на рынке труда характеризуется развитием противоречивых тенденций. Регистрируемая безработица стабилизировалась на уровне 2,1% экономически активного населения. Численность безработных составили на конец марта 2000 г. 97,8 тыс. чел. На одно свободное рабочее место претендует 2,2 безработных (в конце марта 1999 г. – 2,6 безработных). На вновь введенные места в январе - феврале 2000 г. трудоустроено 6,6 тыс. чел. (в январе – феврале 1999 – 5,8 тыс. чел.). Прошли проф.обучение по направлениям службы занятости за этот же период 3,7 тыс. чел., что на 18,9% больше, чем в соответствующем периоде прошлого года (рис.6). Вместе с тем сохраняется высокий потенциал вынужденной неполной занятости на производстве. Растет безработица среди молодежи (каждый второй безработный – в возрасте 16 – 29 лет). Высок уровень длительной безработице – каждый третий безработный состоит на учете в службе занятости от 6 месяцев до 1 года. Большинство свободных рабочих мест ориентировано на применение мужской рабочей силы, а также низкооплачиваемых, малоквалифицированных работ.
Для решения этой проблемы необходимо усилить работу по созданию и сохранению рабочих мест путем оказания службой занятости финансовой помощи субъектам хозяйствования, выделение безработным более весомых ссуд и субсидий на организацию самостоятельной занятости; оказывать содействие занятости особых категорий граждан, сталкивающихся с наибольшими трудностями при трудоустройстве, повысить качество обучения, расширить перечень конкурентоспособных на рынке труда профессий и специальностей для подготовки специалистов из числа безработных по заказу нанимателей под гарантированные рабочие места. Назрела настоятельная необходимость дальнейшего совершенствования законодательства по усилению социальной защиты безработных, и в частности, увеличению размеров пособий и стипендий безработным, проходящим профессиональное обучение по направлениям службы занятости.
Рис. 6
Анализ механизмов инфляции в рамках модели совокупного спроса и предложения показывает, что характер и темпы инфляции тесно связаны с динамикой основных макроэкономических параметров. Особое значение при этом имеет зависимость между темпами инфляции и уровнем использования производственного потенциала, в первую очередь, уровнем занятости.
Первым, кто обратился к изучению этой проблемы, был новозеландский экономист А.У. Филипс, который на основе эмпирического анализа вывел закономерность, характеризующую тесную связь между ежегодным процентным изменением номинальной заработной платы и долей безработных.
Формально оригинальную кривую Филипса можно выразить (рис.7):
Wt = Wt-1 [1-a(u-u*),
где Wt – ставка заработной платы в периоде t;
u – уровень фактической безработицы;
u* - естественный уровень безработицы;
a – параметр, характеризующий темп изменения уровня зарплаты в зависимости от уровня безработицы.
∆ W/W,
%
0 u, %
рис.7
Основное достоинство работы А. Филипса заключается в сделанном им выводе, что рост заработной платы может сосуществовать с заметной величиной безработицы, как это отражено на рис.7. Зарплата обнаруживала тенденцию к росту задолго до достижения полной занятости, при уровне безработицы примерно в 5,5 %.Дальнейшие исследования не только подтвердили, но и показали, что уровень безработицы, при котором номинальная ставка зарплаты становится гибкой, может быть еще выше.