Какие мероприятия вы, как руководитель аптеки, можете предложить для ускорения товарооборачиваемости
Перед организацией, выполняющей торговую функцию, стоит задача ускорения оборачиваемости всех материальных и денежных ресурсов и так организовать хозяйственно-финансовую деятельность, чтобы не допускать сверхнормативных запасов товарно-материальных ценностей.
Мероприятия по ускорению товарооборачиваемости:
– завоз товаров соответствующих спросу,
– ритмичный, равномерный завоз товаров,
– проведение различных акций, скидок.
Классификация товарных запасов, какие из них нормируются?
Товарные запасы классифицируются:
По назначению:
1. Запасы текущего хранения предназначены для текущей продажи. За их поступлением в аптечную сеть непосредственно следует реализация.
Нормированию подлежат запасы текущего хранения. Составными элементами товарных запасов текущего хранения являются: торговый (рабочий) запас, запас текущего пополнения, страховой (резервный) запас.
2. Товарные запасы сезонного накопления и досрочного завоза. Кроме запаса товаров, предназначенных для текущей продажи, в аптечном учреждении могут создаваться дополнительные запасы товаров, пользующихся сезонным спросом и поступающие на склад с большими интервалами, тем самым обеспечивается бесперебойная продажа, или в течение года, или в период повышенного спроса.
3. Товарные запасы целевого назначения. Создаются для выполнения определенной задачи (например, запасы ЛП на период эпидемии гриппа).
По месту нахождениятоварные запасы разграничиваются на товары, находящиеся:
1. В розничной сети.
2. На оптовых предприятиях (складах, базах и пр.).
3. В пути.
По срокам:
1. Отчетные товарные запасы определяются на конкретную дату по отчетным данным.
2. Начальные (входные) – ожидаемые запасы на начало планируемого периода.
3. Конечные (выходные) – запасы на конец планируемого периода.
По размерам:
1. Минимальные – запасы характерны для периода перед очередным завозом.
2. Максимальные – характерны для периода очередного завоза товаров.
3. Средние – рассчитываются как средняя арифметическая между минимальным и максимальным запасами или как средняя хронологическая.
6. В каких измерителях планируется норматив товарных запасов, что они означают?
Норматив товарных запасов планируется в относительных (днях) и абсолютных (в сумме) показателях.
Норматив товарных запасов в абсолютных показателях в сумме на планируемый год рассчитывается как произведение плановой однодневной реализации в оптовых ценах на плановый норматив товарных запасов в днях.
Норматив товарных запасов устанавливается ежегодно на конец планируемого периода, а также на конец каждого квартала с учетом оборота соответствующего квартала.
7. Какие исходные данные и из каких документов вам необходимы, чтобы запланировать норматив товарных запасов? Методика планирования.
Методика планирования товарных запасов может быть представлена следующей моделью:
Планирование начинается с относительного показателя – дней запасов.
Изучается фактически достигнутая товарооборачиваемость. Сведения о фактических товарных запасах в сумме содержатся в документах инвентаризаций, как плановых, так и внезапных. Книжный остаток выводится на первое число каждого месяца. Затем определяют товарные запасы в сумме в оптовых (отпускных) ценах.
Задача 5.
Во вновь открывшейся аптеке ООО «Лекарства мира», работающей круглосуточно, среднедневная выручка за первый месяц работы составила 5 тыс. руб., что не соответствовала ожиданиям собственников. Все расходы для этой аптеки составляют 40 тыс. руб. в месяц. При формировании розничных цен используется торговая надбавка 30% к отпускной цене поставщика. От налога на добавленную стоимость аптека освобождена. Торговые наложения являются единственным источником доходов аптеки.
1. Определите, какой должна быть среднедневная выручка, чтобы аптека могла выйти на точку безубыточности?
Точка безубыточности (ВЕР) – это величина доходов в сумме, которая позволит предприятию покрыть все издержки обращения, не получая прибыли. В точке ВЕР доход равен издержкам.
Торговые наложения (ТН) = Валовый доход (ВД)
ВД = ТО в розн. ценах – ТО в опт. ценах
ТО в розн. ценах = Среднедневная выручка ( ) · Кол-во дней в периоде (Т) = 5 000 · 30 дней = 150 000 руб.
Определим ТО в оптовых ценах (в ценах закупки), учитывая торговую надбавку 30%.
150 000 -----130%
х ---------- 100% х = 150 000 / 1,3 = 115 385 руб.
ΣВД = 150 000 – 115 385 = 34 615 руб.
При таком значении ВД, аптека несет убытки (Прибыль = ВД – ИО = 34 615 – 40 000 = -5 385 руб.).
Чтобы выйти на точку безубыточности среднедневная выручка должна составлять:
5 000 -------- 34 615
-------- 40 000 = (5 000 · 40 000) / 34 615 = 5 778 руб.
2. Определите уровень торговых наложений.
3. Назовите мероприятия, способствующие увеличению товарооборота.
Объем реализации – экономический показатель, определяющий конъюнктуру финансовой эффективности розничного аптечного предприятия.
Основные факторы, влияющие на объем продаж, можно разделить на 3 группы:
1) факторы, связанные с товарными фондами
2) факторы, связанные с численностью работников, организацией и производительностью труда
3) факторы, связанные с использованием основных средств.
Первая группа факторов влияет на объем розничного товарооборота через изменение величины запасов товаров на начало периода, их поступление, прочего выбытия и запасов товаров на конец отчетного периода. Между этими величинами имеется определенная балансовая связь. Она выражается формулой товарного баланса: З’ + П = Р + В + З”.
Вторая группа факторов оказывает на объем розничной реализации непосредственное влияние.
Работники аптечных учреждений, непосредственно обращаясь с населением в процессе продажи, определяют объем и характер спроса, определенным образом могут воздействовать на спрос – через промежуточного потребителя, внедрением новых методов продаж.
Третья группа факторов также может оказывать значительное влияние на увеличение объема продаж (более рациональное использование торговых площадей, увеличение рабочих мест).
Под влиянием отдельных факторов объем реализации может увеличиваться. Повышают объем продаж следующие факторы: рост числа врачей, провизоров, старение населения, рост доли высокоэффективных ЛП, увеличение бюджетных ассигнований на здравоохранение и др.
Задача 6.
С целью анализа экономической эффективности деятельности аптеки, вам, как заведующему аптекой, необходимо определить прибыль и рентабельность аптеки за прошлый месяц. За месяц в аптеку поступило товара на сумму 430 тыс. руб. по ценам поступления. После формирования торговой наценки стоимость поступившего товара по ценам реализации составила 537,5 тыс. руб. За этот же месяц было продано товара на сумму 565 тыс. руб. Издержки обращения за месяц составили 112,9 тыс. руб.