Особенности современных внешнеэкономических отношений России
Довольно успешное развитие и высокие темпы роста российской экономики за последнее десятилетие во многом можно объяснить весьма благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой, в частности высокими мировыми ценами на нефть и возможностью значительного расширения экспорта энергоресурсов. В ближайшие годы наша страна должна решить рад перспективных задач, важное место среди которых занимают задачи, связанные с организацией и управлением внешнеэкономической деятельностью. Внешнеэкономический комплекс должен стать неотъемлемой частью долгосрочной стратегической концепции развития нашей страны, поскольку именно он может помочь российской экономике успешно интегрироваться в систему современного мирового рынка.
Затрагивая вопрос стратегического развития Российской Федерации, стоит отметить, что российскими учеными разработан ряд вариантов долгосрочной экономической стратегии на период до 2015 г. и далее, до 2025 г. В стратегии выделяется три значимых этапа реализации, которые приводятся с некоторыми коррективами.
На первом этапе (2006-2010) предполагалось преодоление последствий кризиса основного и человеческого капитала, причем в это время степень влияния государства на внешнеэкономические отношения была еще довольно высока.
Ко второму этапу (2011-2015) относятся завершение модернизации и принципиальное обновление машиностроительного комплекса на основе инноваций, планируется экспансия продукции российской инвестиционной сферы на мировом рынке, а также сокращение доли традиционных товаров в экспорте за счет инновационных продуктов. На этом этапе роль государства сводится лишь к стратегическим коррективам в сфере международной торговли и международных финансовых отношений.
Третий этап (2016-2025) представляет собой настоящую либерализацию российской экономики и внешнеэкономических отношений, при этом роль государства ограничивается рыночной экономикой, необходимой кредитной и дипломатической поддержкой саморегулируемых хозяйственных и научно-технических организаций. Однако на всех трех этапах сохраняется функция государства, связанная с наполнением доходной части бюджета отчислениями от внешнеторговой деятельности.
Основными направлениями внешнеэкономического взаимодействия РФ с другими странами можно считать:
- внешнюю торговлю;
- инвестиции российских компаний за рубежом и инвестиции зарубежных агентов в России;
- международные валютно-финансовые отношения;
- международное движение капитала и его государственное регулирование;
- международное производство и кооперацию;
- международный технологический обмен;
- трансграничную миграцию рабочей силы;
- международный транспорт;
- международную безопасность.
Международная торговля - это широкая многоярусная система. Нижний этаж - рынок базовых товаров - образует продукция сельского хозяйства и добывающей промышленности. Средний - полуфабрикаты и трудоинтенсивные готовые изделия, т. е. продукция низких и средних технологий (черная металлургия, строительные материалы, текстиль и другая продукция легкой промышленности). К среднетехнологичным товарам относятся станки, средства транспорта, продукция основной химии, резинотехнические и пластмассовые изделия, продукция деревообработки. Наиболее динамичным сектором международной торговли в последние годы является обмен товарами «высоких технологий» или наукоемких отраслей промышленности и отраслей нематериального производства.
В июне 2004 г. вступил в действие Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», в котором зафиксировано, что правом ведения внешнеторговой деятельности обладают любые иностранные и российские лица. Это право может быть ограничено только в случаях, предусмотренных международными договорами и федеральными законами Российской Федерации (ст.10).
Закон можно считать более либеральным по сравнению с ранее существующим законом от 1995 г., так как он снимает многие ограничения в сфере ведения внешней торговли. Права экспортеров и импортеров расширились, а условия ограничения и запретов стали более четкими. Наряду с тем полномочия правительства расширились. И хотя в новом законе нет статьи о возможности введения государственной монополии на торговые операции по отдельным товарам, но разрешается применение их исключительного права на экспорт и импорт.
Структура произведенного ВВП у России существенно иная, чем в мире в целом и у развитых стран в особенности. В промышленности создается почти половина российского ВВП. Однако при таком высоком уровне индустриализации Россия слабо включена в международную торговлю готовой продукцией. Дело в том, что российское и мировое производство сильно рознятся по своей структуре. В мировом промышленном производстве 81,9% приходится на обрабатывающие отрасли, 10,4% - на добывающие. Большая часть международного обмена - готовые изделия, и около половины его - продукция машиностроительного комплекса. В российской промышленности вклад добывающих отраслей в объем производства составляет 24,4%. Примерно половину промышленного производства (46%) дают отрасли первичной переработки сырья – металлургия, химия и нефтехимия, лесопереработка. Доля машиностроения и металлообработки – чуть более 20%. К тому же многие российские машиностроительные предприятия не в силах выпускать конкурентоспособную продукцию. При такой структуре промышленности экспортный потенциал страны складывается в основном из минеральных сырьевых ресурсов и полуфабрикатов.
Экспортная структура РФ за последние несколько лет, к сожалению, не сильно изменилась. Россия занимает 1-е место в мире по экспорту никеля и природного газа, 2-4-е место по экспорту нефти, нефтепродуктов, железной руды, алюминия, древесины. Она остается крупным поставщиком мирового рынка по меди, алмазам, круглому лесу. Приведенные товары являются основой российского экспорта и составляют 80% его стоимостного объема.
Оборот внешней торговли в 2000–2007 гг. возрос почти четырехкратно и достиг 578,9 млрд долл., в том числе экспорт товаров увеличился в 3 раза, до 354,5 млрд долл., импорт товаров – в 5 раз, до 223,5 млрд долл. В физическом выражении рост оборота внешней торговли составил 2,2 раза при общем росте ВВП за данный период в 1,6 раза. Доля внешней торговли в ВВП РФ в 2007 г. составила 43,3%, в том числе экспорт – 27,9%, импорт – 15.4%. Суммарный мировой ВВП на этот же период составил 50 трлн долл., т.е. на долю РФ приходится 3%, или 1,65 трлн долл.
Доля России в мировом товарном экспорте за 2000 – 2007 гг. удвоилась и составила 2,6%, в импорте возросла с 0,7 до 1,6%. С 2000 г. международные резервы России увеличились почти в 50 раз, рост внешнеторгового сальдо довел его размеры до 600 млрд долл. в августе 2008 г.
Первопричиной такого внешнеэкономического успеха следует считать стремительный рост цен на важнейшие товары российского экспорта, прежде всего на энергоносители, основные черные, цветные и драгоценные металлы, круглый лес, аммиак и азотные удобрения, ряд других позиций. Тонна отечественной нефти подорожала в 2007 г. по сравнению с 1999 г. в 4,5 раза, цена на природный газ и круглый лес увеличилась в 4,2 и 1,9 раза соответственно. В целом индекс экспортных цен РФ вырос за период с 2000 по 2007 г. в 2,8 раза.
Отдельно следует упомянуть снижение или довольно умеренный рост средних импортных цен для России, что обеспечивало нашей стране устойчиво благоприятные условия обмена с внешним миром и получение чистого выигрыша в торговле. Главная причина этой ситуации – слабая конъюнктура на рынках продовольствия, товаров народного потребления, массовой продукции информационно-коммуникационных технологий, ряда других промышленных изделий, составляющих большую часть отечественного импорта, в силу превышения предложения над спросом и острой международной конкуренции.
В начале XXI в. становится очевидно, что развиваться в рамках сложившейся и уже порядком устаревшей концепции экономических и внешнеторговых отношений Россия больше не может. Существует два потенциальных сценария развития внешней торговли в России на среднесрочную перспективу – инерционный и инновационный. Движение в рамках инерционного сценария обрекает нашу Россию на замедление экономического роста, постоянное отставание от других стран в области научно-технического прогресса и эффективности производства, а значит, и благосостояния населения, что в конечном счете может привести к полной утрате страной возможности самостоятельного развития. Как показывает мировая практика, для будущего имеют значение не столько количественные показатели экономического роста, поскольку они складываются из разных факторов, сколько качество и стабильность общей динамики экономики, зависящие от эффективности хозяйственной деятельности. А это требует решительного разворота страны к инновационной модели развития за счет интенсивного использования потенциала научно-технических знаний, полномасштабного освоения высоких технологий, что и ведет к конечному результату – глубокой перестройки структуры производства, внешнеэкономических связей и экспорта в частности.
Также следует обратить внимание на некоторые вопросы, связанные с характеристикой и проблематикой российских инвестиций за рубежом. В 2000-е годы отмечается резкое увеличение российских прямых иностранных инвестиций (ПИИ). На начало 2008 г. внеоборотные активы российских компаний за рубежом превысили 70 млрд долл., что означает принадлежность России к числу 25 крупнейших стран-инвесторов. Лидером по зарубежным инвестициям является нефтегазовая отрасль, вплотную к ней приближается черная и цветная металлургия. Доля машиностроения в общей сумме зарубежных внеоборотных активов возросла с 2,5 до 6,6%.
На страны СНГ в конце 2007 г. приходилось 30% всех долгосрочных зарубежных активов российских компаний. Доля российских компаний в общей сумме долгосрочных зарубежных активов превышает 10% на Украине, в Белоруссии, Армении, Узбекистане, Таджикистане, Казахстане, вне СНГ – в Монголии и на Кипре. За пределами СНГ крупнейшим регионом российского инвестирования является Евросоюз (около 40%), а в рамках ЕС – Германия и Италия. Первый этап мирового экономического кризиса в 2008 г. не привел к существенному изменению географии зарубежного инвестирования российскими компаниями
Российские предприятия металлургической отрасли начали вкладывать капитал за рубежом в начале 2000-х годов. На протяжении 2007-2008 гг. российские металлургические компании осуществили ПИИ на сумму, превышающую 23 млрд долл., из которых более 60% пришлось на страны Западного полушария и только 10% - на СНГ.
По данным Центрального банка, прямые инвестиции за границу сектора небанковских корпораций составили в 2007 г. 45,2 млрд долл., в 2008 – 50,7 млрд. При этом максимальный за два года объем ПИИ наблюдался во II квартале 2007 г. Затем отмечалось их сокращение, сменившееся ростом в первой половине 2008 г. Во второй половине года они опять сократились, но в IV квартале 2008 г. (8,4 млрд долл.) были больше, чем в I квартале 2007 г. (6,3 млрд долл.).
Крупнейшими получателями инвестиций в 2007 г. были Кипр, Нидерланды и (с большим отрывом) Бермуды (Кипр и Бермуды – офшорные зоны). В 2008 г. инвестиции в Кипр и Нидерланды существенно сократились, возросли ПИИ в Канаду, США, Великобританию и Бермуды.
Следующим направлением внешнеэкономических отношений Российской Федерации является трансграничное движение капитала. Современный этап развития отечественной экономики характеризуется либерализацией движения капитала. Ограничения на его перемещение сняты с 1 июля 2006 г. Это означает некоторую возросшую зависимость страны от трансграничных инвестиций. Увеличивается возможность мобилизации капитала для целей развития, но одновременно усиливается уязвимость экономики по отношению к колебаниям международных финансовых рынков. Государственный долг радикально снизился. Накопленные крупные международные резервы позволяют предотвращать резкие колебания валютного курса. В то же время возможность зарубежных заимствований по относительно низким ставкам привела к масштабному увеличению внешней задолженности корпораций. Начало кризиса на международных финансовых рынках в августе-сентябре 2007 г. потребовало предоставления ликвидности банкам. Однако затем усиление инфляции, которому способствовал рост цен на продовольствие и энергоносители, повлекло за собой ужесточение денежно-кредитной политики. Начиная с июня 2008 г. вывод нерезидентами средств из РФ, вызванный мировым финансовым кризисом, привел к падению российского фондового рынка. Во время кризисов капитал уходит в первую очередь с развивающихся рынков, как менее надежных, даже если импульс кризису дали события в развитой стране. Хотя рынок США был первоисточником мирового финансового кризиса, он, как самый развитый, испытал приток капитала.
История участия России в трансграничном движении капитала охватывает чуть более 15 лет. Этот период условно можно разделить на три этапа: 1992-1998 гг. – характеризуется интенсивным притоком портфельного и долгового капитала преимущественно в государственный сектор, завершается финансовым кризисом; вторая половина 1998 – конец 2002 г. – острый кризис и посткризисное восстановление экономики, сопровождающиеся легальным и нелегальным вывозом капитала за рубеж (в худшие постдефолтные годы нетто-экспорт частного капитала достигал 10% ВВП) при минимальных объемах его ввоза. Третий период, 2003-2008 гг., завершился глобальным финансовым кризисом.
Несколько слов стоит добавить о включенности России в международное производство товаров и услуг. Россия крайне незначительно участвует в транснациональных воспроизводственных отношениях и почти не интегрирована в транснациональную воспроизводственную структуру. Модель внешнеэкономических связей РФ – торговая, а не производственно-инвестиционная, специализация – сырьевая, что свидетельствует о ее периферийном положении.
Для достижения интеграции необходима географическая диверсификация внешнеэкономических связей, развитие международной производственной кооперации, особенно на восточноазиатском направлении. В кооперации со странами Восточной Азии Россия могла бы осуществлять опережающее технологическое развитие. По данным таможенной статистики, в 2008 г. Китай, Япония и Республика Корея занимали соответственно 2, 3 и 4-е место по импорту Россией машин и оборудования. Среди стран, в которые Россия экспортировала машины и оборудование, Китай находился на 4-м месте. Республика Корея и Япония занимали 26-е и 27-е.
При рассмотрении перспектив кооперации неизбежно встает вопрос о месте России в таком кооперационном комплексе. Промышленность Китая и НИС Азии использует преимущественно импортируемые технологии – их собственные разработки недостаточны для инновационной базы. С одной стороны, РФ могла бы стать технологическим лидером этой группы стран и выстраивать транснациональные производственные цепочки в Азии на основе собственных технологий. Но тогда ей пришлось бы выдержать жесткую конкуренцию с Японией, которая традиционно является ведущим поставщиком инвестиций и технологий в эти государства.
С другой стороны, можно было бы попробовать сформировать азиатское ядро, включающее Японию, и разрабатывать технологии в тесной кооперации с ней. Тогда потребовалось бы существенно изменить представление о России японских партнеров, привыкших видеть в ней источник сырья. Однако некоторые шаги по направлению к кооперации делаются уже сегодня. Принято решение об организации на Дальнем Востоке сборочного автомобильного производства ОАО «Соллерс» в сотрудничестве с японской Isuzu. Республика Корея стала крупнейшим поставщиком в Россию автомобильных деталей и компонентов. Однако серьезное развитие этого направления сотрудничества потребует комплексной инфраструктурной и социальной политики на Дальнем Востоке, формирования там исследовательских центров.
В таком важном направлении внешнеэкономической деятельности РФ, как международный обмен, Правительство РФ поддерживает усилия отечественных компаний по приобретению за рубежом акций высокотехнологичных предприятий в целях расширения доступа к современным технологиям. В западных странах наблюдается противодействие такому направлению инвестирования. В Германии принят закон, ужесточающий условия приобретения предприятий иностранцами. В то же время следует иметь в виду, что главной движущей силой внешней экспансии предприятий является их собственная бизнес-стратегия.
В невнимании к проблеме технологически прогрессивной экспансии предприятий правительство нельзя упрекнуть. Обсуждение внешних инвестиций российского бизнеса в технологически передовые предприятия порой начинается на правительственном уровне раньше, чем на уровне бизнеса, как было с немецкой компанией Infineon. Но проекты будут органичными для экономики Российской Федерации только в том случае, если они впишутся в общий процесс создания производственно-технологических цепочек, важные звенья которых будут расположены на территории РФ.
Выход на зарубежных партнеров должен представлять собой либо объективно назревший этап роста современного предприятия, либо часть нового проработанного инвестиционного проекта. В этом отношении содействие формированию инновационной среды, развитие научно-технических разработок, создание конкурентоспособных производств в России способствуют внешней инвестиционной экспансии в большей степени, чем совершенствование механизмов ее стимулирования.