Место и роль ТС в укреплении внешнеэкономических отношений России, Казахстана, Белоруссии.

Октября 2007 года в Душанбе состоялось подписание договора о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза между тремя странами : Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией. В соответствии с договором, стороны таможенного союза учредили Комиссию таможенного союза - единый постоянно действующий регулирующий орган таможенного союза. Формирование таможенного союза предусматривает создание единой таможенной территории, в пределах которой не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. В рамках таможенного союза применяется единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами.

Режимы совместной работы в рамках Таможенного союза (ТС) вводились поэтапно – с начала 2010 г. в торговых отношениях с третьими странами стал применяться Единый таможенный тариф, согласованный участниками ТС. С 1 июля 2010 г. вступил в действие Таможенный кодекс ТС, закрепивший основные нормы таможенного регулирования. Одновременно был введен новый единый механизм зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин, налогов и сборов.С 1 июля 2011 г. все согласованные виды контроля были перенесены на внешний контур Таможенного союза. На внутренних границах государств – членов ТС сняты таможенный, транспортный, санитарный, ветеринарный и фитосанитарный контроль. Создание Таможенного союза расширило рынок сбыта товаров для стран-участников, позволило компенсировать снижение спроса на мировых рынках. Однако, как показывает практика, реальные эффекты от интеграции наблюдаются не столько в результате увеличения взаимной торговли товарами, сколько за счет снятия барьеров для движения всех факторов производства и использования взаимных преимуществ по мере углубления интеграции. С началом функционирования Таможенного союза был ускорен процесс подготовки правовой основы для перехода на более высокий уровень интеграции, а именно – к формированию Единого экономического пространства (ЕЭП). Целью создания ЕЭП является реализации «четырех свобод» — свободы движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы на территории трех стран. В сфере финансовых услуг предусматривается продвижение к взаимному признанию лицензий. Постепенно на едином рынке будут действовать единые требования к банковским, страховым услугам, услугам на рынке ценных бумаг. Запланированы совместные действия для завершения перехода участников финансового рынка на использование международных стандартов финансовой отчетности. Устанавливаются единые для трех стран правила конкуренции, что обеспечивает равные возможности ведения бизнеса, защиту от недобросовестной конкуренции, злоупотребления доминирующим положением. Вводятся ограничения государственного влияния на конкуренцию, а именно зафиксированы правила государственной поддержки промышленности и сельского хозяйства на условиях, аналогичных принятым в ВТО. Либерализуется доступ к государственным заказам для предпринимателей трех стран. Процедура станет прозрачной и доступной. Деятельность субъектов естественных монополий будет регулироваться по единым принципам и правилам. Создан благоприятный режим инвесторам для участия в приватизации. Для обеспечения защиты товарных знаков, авторских прав, наименований мест происхождения товаров стороны договорились о единых принципах защиты прав интеллектуальной собственности, основанных на общей международной правовой базе. (Все страны должны присоединиться к одному из ключевых международных документов в области защиты товарных знаков — Сингапурскому договору 2006 года и к Римской конвенции 1961 года об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций). Одновременно значительно смягчаются условия перемещения рабочей силы между нашими странами, в частности отменяются квоты в отношении трудящихся – мигрантов из наших стран, до 30 дней увеличивается срок освобождения от регистрации. Таким образом, с созданием ТС и ЕЭП мы формируем новый масштабный рынок трех стран со свободным движением товаров, услуг, капитала и рабочей силы, со значительным потенциалом, дающим новый импульс процессу либерализации условий для ведения бизнеса, улучшения инвестиционного климата и позволяющим странам ТС и ЕЭП выйти на более интенсивную и высокую траекторию развития.

Наши рекомендации