Теория предельной полезности

Анализ соотношения потребностей и спроса развернули представители экономического течения, получившего название маржинализма (от англ. marginal – предельный).

В конце XIX в. появилась группа экономистов, которая рассматривала человека как субъекта, принимающего решения и делающего выбор из альтернатив при ограниченных ресурсах и рыночных условиях. Эти экономисты получили известность как члены австрийской школы. Датой ее возникновения можно считать 1871 г., когда вышла книга Карла Менгера «Основания политической экономии».

Вскоре после этого К.Менгер привлек к работе двух молодых экономистов – Ойгена Бём-Баверка и Фридриха Визера, которые разделили его взгляды на человека и рыночные процессы. В 1880-х гг. они выпустили собственные книги, где развили идеи К.Менгера. Эти книги вызвали такой интерес, что подход их авторов к экономической теории стали называть «австрийским» в знак признания заслуг его основоположников. Австрийскую школу принято считать родоначальниками маржинализма.

Маржинализм заложил в основу создания модели поведения человека в условиях рынка следующие простые и всем понятные принципы:

1. Всякая человеческая потребность уменьшается по мере ее удовлетворения;

2. Оценка каждого блага, способного удовлетворять потребности человека, понижается по мере того, как оно становится все более доступным;

3. Все экономические субъекты распределяют единицы своего дохода между различными расходами таким образом, чтобы из каждой единицы извлечь удовлетворение равной интенсивности.

Исходя из этих положений, маржиналистами были разработаны такие теоретические обоснования, как принцип рационального поведения человека и закон убывающей предельной полезности.

Перед рассмотрением закона убывающей предельной полезности обратимся к анализу самой категории «полезность». Понятий «полезность» ввел в обиход английский философ Дж.Бентам (1748-1832). Бентам долго изучал английское законодательство и пришел к выводу, что оно должно быть сформировано в соответствии с принципом «наибольшего блага для наибольшего числа людей». В связи с этим он часто применял понятие «полезность», которым впоследствии стали пользоваться и экономисты.

Как потребители, мы покупает какой-либо товар потому, что ожидаем получить от него удовлетворение своей потребности. Другими словами, этот товар обладает «полезностью». Первая порция товара даст определенное количество психологической полезности. Представим теперь, что мы потребляем вторую порцию. Общий объем полезности увеличивается, поскольку вторая порция также дает дополнительную полезность. Что же получится, если потребить 3,4 и т.д. порции этого товара?

Маржиналисты выводят закон, который говорит об изменении психологической полезности по мере потребления все новых и новых порций данного товара. Он может быть выражен в виде определения, в виде таблицы и графически с помощью двух кривых.

Закон убывающей предельной полезности: по мере того, как потребляются все новые порции одного и того же товара, растет общая (психологическая) полезность, получаемая потребителем. Для обозначения «добавочной» полезности, прибавляемой каждой новой порцией товара, введем термин «предельная полезность». Тогда с потреблением новых порций товара общая полезность для потребителя будет возрастать все более медленными темпами вследствие того, что психологическая способность к оценке потребляемого товара имеет тенденцию притупляться по мере увеличения его количества. Сокращение прироста общей полезности формулируется следующим образом: по мере увеличения количества потребляемого товара его предельная полезность (или добавочная полезность, приносимая последней порцией) имеет тенденцию к сокращению.

Графически и табличным способом действие закона убывающей предельной полезности можно проиллюстрировать следующим образом (см. табл.1 и рис.2):

Таблица 1

Количество потребленного товара Общая полезность, U Предельная полезность, MU
-

Теория предельной полезности - student2.ru

Рис.2. Графики изменения общей и предельной полезности.

Процесс рационального выбора. К.Менгер писал, что люди предусмотрительны в своей деятельности и действуют следующим образом:

1. Делают выбор между наиболее важными потребностями, подлежащими удовлетворению и теми потребностями, которые они решили оставить неудовлетворенными;

2. Достичь в результате потребления товаров (благ) возможно большего результата, или иными словами, применить наиболее целесообразным образом к удовлетворению своих потребностей как количества предметов потребления, так и количества средств для производства, доступные их распоряжению.

Потребитель тратит свой доход, приобретая различные по цене товары. Если он организует свое потребление таким образом, что каждый отдельный товар будет приносить ему предельную полезность строго пропорциональноего цене, то естественно, что положение потребителя не улучшиться, если он отклониться в сторону от такого равновесия. Это важное условие может быть сформулировано следующим образом.

Когда говорят, что предельная полезность товара пропорциональна его цене, это означает, что должно существовать полное равенство между отношениями предельных полезностей каждого товара и их ценами. Это отношение MU/P для каждого товара называется предельной полезностью на рубль, получаемой потребителем, тратящим свои деньги на данный товар. Таким образом, конечное равновесие требует, чтобы существовало равенство предельных полезностей на рубль для каждого товара.

Потребитель с постоянным доходом, которому противостоят определенные рыночные цены на различные товары, может достичь положения равновесия, характеризующегося максимальным удовлетворением, или максимальной полезностью, лишь когда выполняется следующее условие:

Закон равных предельных полезностей на рубль. Потребление каждого товара (например, сахара) продолжается до того момента, пока предельная полезность на рубль, истраченный на него, становится в точности равной предельной полезности на рубль, израсходованный на любой другой товар (например, мед). Если какой-либо товар приносит больше предельной полезности на рубль, потребитель может выгадать, тратя больше денег на данный товар за счет других товаров; это продолжается до того момента, пока закон убывающей предельной полезности не уравняет предельные полезности на рубль. Если какой-либо товар приносит предельную полезность на рубль, которая ниже среднего уровня, потребитель сократит свои расходы на его покупку, пока предельная полезность последнего рубля, истраченного на данный товар, не поднимется снова до среднего уровня.

Это важное условие потребительского равновесия может быть выражено в символах предельной полезности и цен различных товаров следующим образом:

(MU товара 1)/ Р1 = (MU товара 2)/ Р2 = … = средняя MU на рубль дохода.

Микроэкономика

Объекты микроэкономики. Спрос и предложение. Основы теории потреби­тельского поведения. Производство и издержки фирмы. Конкуренция и мо­нополия. Рынок факторов производ­ства. Предпринимательство

Современная микроэкономика состоит из четырех частей. Первая часть посвящена анализу закономерностей образования потребительского спроса. В этой части микроэкономики рассматриваются теории предельной полезности. Во второй части микроэкономики анализируется предложение (в первую очередь с точки зрения изучения поведения отдельной фирмы и формирования ее издержек в конкретных рыночных условиях). Третья часть посвящена анализу соотношения спроса и предложения в зависимости от различных форм рынков (рынков совершенной или несовершенной конкуренции). В четвертой части - теории распределения – анализируются рынки и проблемы ценообразования факторов производства.
Микроэкономика дает представление о движении индивидуальных цен и имеет дело со сложной системой связей, именуемой рыночным механизмом. Она рассматривает проблемы затрат, результатов, полезности, стоимости и цены в том виде, в каком они формируются в непосредственном процессе производства, в актах обмена на рынке.

2.1 Объекты микроэкономики[7]

Объект микроэкономики – это экономическая деятельность людей и возникающие в ее ходе общие экономические проблемы, разрешаемые в соответствии с существующими институтами. Объектами микроэкономики являются: отдельные индивиды, домохозяйства, фирмы, собственники первичных производственных ресурсов, крупнейшие корпорации, связанные с другими фирмами внутри страны и за ее пределами, и даже целые отрасли экономики.

В зависимости от подхода к объяснению поведения отдельных экономических субъектов микроэкономическая теория подразделяется на позитивную и нормативную. Понятия позитивного анализа и нормативного анализа введены в научный оборот А. Смитом.

Позитивная микроэкономика изучает факты и зависимости между этими факторами и отвечает на вопрос: что есть или может быть. Нормативная микроэкономика предлагает рецепты действий, определяет, какие условия экономики желательны или нежелательны, и отвечает на вопрос, что должно быть. Разграничение микроэкономики на позитивную и нормативную является исходным пунктом в методологии микроэкономической теории.
Поборники позитивного подхода к изучению экономических явлений и процессов утверждают, что микроэкономика является «чистой» наукой, подобной другим естественным наукам. Исходя из этого, она должна изучать явления такими же методами, как и точные естественные науки. Ее задача, по мнению позитивистов, состоит в изображении экономических явлений такими, какими они выступают в реальной действительности.

Ниже приведены основные методы изучения реальной действительности позитивной микроэкономической теории.

1) Предельный анализ, или маржинализм, суть которого состоит в том, что экономические явления анализируются не только в законченном (изучение общих, средних величин), но и в постоянно изменяющемся виде.

2) Функциональный анализ, предполагающий следующую последовательность исследования: вначале выявляется типичное качество явления, затем устанавливаются факторы, влияющие на это качество. И наконец, определяется способ взаимосвязи факторов с ранее установленным качеством - функция. Считается, что величина является переменной, если она меняет свое значение под влиянием тех или иных факторов. Например, y является функцией x записывается таким образом: y = f(x), где y - функция x, а х - аргумент функции.

3) Равновесный подход означает, что микроэкономика изучает состояние относительной стабильности системы, т. е. когда отсутствуют внутренние тенденции к изменению такого состояния. Если при незначительном изменении внешних условий экономическое положение изменяется существенно, такое равновесие называется неустойчивым. Если же при внешних изменениях в самой системе имеются силы, которые возобновляют в системе прежнее положение, то такое равновесие называется устойчивым.

4) Метод верифицируемости (проверяемости) теории, согласно которому теория должна получить частичное или косвенное подтверждение на практике. В том случае, когда теория не согласуется с фактами, теорию или улучшают, или отвергают и создают новую. Позитивисты считают - нужно объяснять, что и как происходит в экономике, однако давать субъективных оценок не следует.

Приверженцы нормативного подхода широко используют моделирование экономических явлений и процессов, т. е. исследование объектов познания осуществляется не непосредственно, а косвенно, путем моделей.

В микроэкономике преобладает идеальное моделирование, которое подразделяется на знаковое и интуитивное.

Знаковое моделирование предполагает использование формул и графиков. Графические модели обладают значительной объясняющей способностью. Различают два типа графиков: эмпирических зависимостей и теоретических зависимостей. Первые представляют собой эмпирическое отражение зависимости между переменными величинами. Вторые выступают в форме теоретического отображения зависимости между экономическими переменными и применяются с целью пояснения процессов функционирования ирреальных экономических систем либо их составных элементов.

На графиках эмпирических зависимостей каждая точка демонстрирует значения переменных совместно обсервационных наблюдаемых. Графики теоретических зависимостей зачастую показываются в виде сплошных линий, а не в виде множества отдельных точек.
В микроэкономике применяются модели двух видов - оптимизационные и равновесные.
Оптимизационные модели используются при изучении поведения отдельных экономических агентов. В этих моделях основными рабочими категориями являются такие понятия, как предельная полезность, предельный продукт, предельные затраты, предельная выручка и т. п.

Равновесные модели применяются при изучении взаимоотношений между экономическими агентами. Эти модели выступают частным случаем более общего класса моделей взаимодействия экономических агентов. Посредством равновесных моделей изучаются и равновесное, и неравновесное положение экономической системы. В микроэкономической теории модели рыночного равновесия имеют особое значение потому, что экономические агенты могут эффективно осуществлять свою хозяйственную деятельность только при условии, что они имеют достоверную информацию о всех ценах и на потребляемые ими ресурсы, и на предлагаемые им блага. Поскольку каждый отдельный экономический агент не может иметь такую информацию, то оптимальным способом изучения ценообразующих факторов может стать допущение о равновесном положении и незначительных изменениях одной конкретной цены.

Важное значение в экономическом моделировании имеет компьютерное моделирование, успешно используемое при решении теоретических и практических задач.
Микроэкономическая теория лежит в основе разработки микроэкономической политики. Последняя, в свою очередь, определяется государством, которое устанавливает конкретные цели для отдельных рынков или отраслей и применяет определенные инструменты регулирования рынков и отраслей для осуществления этих целей.

2.2 Спрос и предложение[8]

Рынок представляет собой систему отношений, в которой связи покупателей и продавцов столь свободны, что цены на один и тот же товар имеют тенденцию быстро выравниваться. Рынок – это, прежде всего, место встречи продавцов и покупателей; где между ними осуществляется обмен по цене, о которой удалось договориться.

Спрос можно определить как количество товара или услуг, которое желает и в состоянии приобрести потребитель по каждой из возможных цен за определенный период. И если рассмотреть ситуацию, складывающуюся на рынке какого-либо товара, то можно заметить, что между ценой и количеством проданного товара существует определенная зависимость, называемая законом спроса. Закон спроса гласит: при прочих равных условиях существует обратная зависимость между ценой товара и величиной спроса на него. Зависимость количества проданных благ от уровня цен может быть изображена графически в виде кривой. Кривая спроса показывает, какое количество экономических благ готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент времени. В экономической теории принято откладывать независимую переменную (цену) на вертикальной оси, а зависимую (спрос) – на горизонтальной оси (рис. 2.1).

Теория предельной полезности - student2.ru

Рисунок 2.1 - Зависимость величины спроса от цены

Кривая имеет отрицательный наклон, что говорит о желании потребителей купить большее количество благ по меньшей цене.

На спрос влияет не только цена, но и другие факторы:

а) увеличение или сокращение доходов потребителей;

б) изменение вкусов и предпочтений;

в) ожидания относительно цен будущего периода;

г) изменение цен товаров-субститутов и комплиментарных товаров;

д) рост или уменьшение числа покупателей на рынке и др.

Эти факторы способствуют сдвигу кривой либо вправо вверх, либо влево вниз (рис. 2.2)

Теория предельной полезности - student2.ru

Рис. 2.2 - Функция спроса (сдвиг кривой спроса)

Приведем некоторые примеры неценовых факторов или детерминантов спроса.

Увеличение денежных расходов потребителей (при отсутствии инфляции) означает повышение спроса, т. е. сдвиг кривой D в положение D2. Такая ситуация типична для большинства товаров, за исключением низкокачественных. Рост доходов переключает спрос потребителей на товары лучшего качества, спрос на низкокачественные товары снижается, т. е. кривая перемещается из положения D в D1.

Рост цен на товар, который является субститутом данного товара, повышает спрос на данный товар. Например, рост цен на чай может переключить часть спроса на кофе, вследствие чего цена кофе также начнет расти. А отсюда вывод: если два товара взаимозаменяемы (являются товарами-субститутами), то между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь. Наоборот, повышение цен на взаимодополняемые (комплиментарные) товары сокращает спрос на них. Например, рост цен на лыжи приведет к уменьшению спроса как на сами лыжи, так и на лыжные крепления. Значит, если два товара взаимодополняемы (комплиментарны), то между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь.

Важным фактором, влияющим на спрос, является число покупателей на рынке. В реальной рыночной экономике, когда речь идет о числе покупателей, чрезвычайно важно учитывать их половозрастную структуру, средний размер семей, долю лиц пенсионного возраста и т. д.

Итак, необходимо различать понятия:

а) «изменение величины спроса», которое отражает движение точки по кривой спроса: чем выше цена, тем ниже величина спроса и наоборот (рис. 2.1);

б) «изменение спроса», которое отражает сдвиг кривой спроса под влия­нием неценовых факторов либо «вправо вверх», либо «влево вниз» (рис. 2.2).

Предложением называется количество товаров или услуг, которое производители готовы продать по определенной цене за определенный период. Если рассмотреть ситуацию, складывающуюся на рынке со стороны предложения, то можно заметить, что зависимость величины предложения от цены прямая. Прямая связь между ценой и количеством предложения продукта называется законом предложения. Кривая предложения показывает, какое количество экономического блага готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени (рис. 2.3.).

Теория предельной полезности - student2.ru

Рис. 2.3. Зависимость величины предложения от цены

Кривая имеет положительный наклон, что означает желание производителя продать большее количество благ по более высокой цене. На предложение влияют и другие факторы:

а) цены факторов производства (ресурсов);

б) технология;

в) ценовые и дефицитные ожидания агентов рыночной экономики;

г) размер налогов и субсидий;

д) количество продавцов на рынке;

е) изменение цен альтернативных товаров и др.

Например, повышение цен на факторы производства означает сокращение предложения, т. е. сдвиг кривой S в положение S1, и, наоборот, в случае понижения цены на факторы производства произойдет увеличение предложения, что приведет к сдвигу кривой S в положение S2 (рис. 2.4).

S1
Теория предельной полезности - student2.ru

Рис. 2.4.Функция предложения (сдвиг кривой предложения)

Итак, необходимо различать понятия:

а) «изменение величины предложения», которое означает движение точки по кривой предложения: чем выше цена, тем выше величина предложения и наоборот;

б) «изменение предложения», которое отражает сдвиг кривой предложения под влиянием неценовых факторов либо «вправо вниз», либо «влево вверх».

Наши рекомендации