Экономическая интеграция: сущность, предпосылки и цели

Со второй половины XX в. вследствие быстрого эконо­мического развития ведущих индустриальных стран и усо­вершенствования средств международного транспорта и ком­муникаций произошло бурное развитие международной торговли. Международная торговля стала все более допол­няться различными формами движения факторов произ­водства (капитала, рабочей силы и технологии), в резуль­тате которого за границу стали перемешаться не только готовый товар, но и все факторы производства. Законо­мерным результатом развития международной торговли и международного движения факторов производства стала экономическая интеграция — она является особым этапом интернационализации хозяйственной жизни.

Экономическая интеграция — это процесс экономического взаимодействия стран, приводящий к сближению хозяйствен­ных механизмов, принимающий форму межгосударственных соглашений и согласованно регулируемый межгосударствен­ными органами.

Экономическая интеграция характеризуется некоторы­ми существенными признаками, которые в совокупности отличают ее от других форм экономического взаимодей­ствия стран:

• взаимопроникновением и переплетением национальных производственных процессов;

• широким развитием международной специализации и кооперации в производстве, науке и технике на основе наиболее прогрессивных и глубоких их форм;

• глубокими структурными изменениями в экономике стран-участниц;

• необходимостью в целенаправленном регулировании ин­теграционного процесса, разработке скоординированной экономической стратегии и политики;

• региональностью пространственных масштабов интегра­ции, т. к. необходимые предпосылки первостепенно скла­дываются между странами, где установились тесные хо­зяйственные связи.

По содержанию интеграция представляет собой пере­плетение, взаимопроникновение и сращивание воспроиз­водственных процессов стран региона.

С 1947 по 1995 гг. в мире было создано более 60 интег­рационных группировок. Объединение последних определя­лось целым рядом предпосылок:

• близость уровней экономического развития и степени рыночной зрелости интегрирующихся стран. За редким исключением (НАФТА) межгосударственная интеграция развивается либо между промышленно развитыми, либо между развивающимися странами;

• географическая близость интегрирующихся стран, нали­чие в большинстве случаев общей границы и историчес­ки сложившихся экономических связей;

• общность экономических и иных проблем, стоящих пе­ред странами в области развития, финансирования, ре­гулирования экономики, политического сотрудничества и т.д. Экономическая интеграция призвана решить набор конкретных проблем, которые реально стоят перед ин­тегрирующимися странами;

• демонстрационный эффект. В странах, создавших интег­рационные объединения, обычно происходят положитель­ные сдвиги (ускорение темпов экономического роста, снижение инфляции, рост занятости и т.д.), что оказы­вает определенное психологическое воздействие на дру­гие страны. Демонстрационный эффект проявился, на­пример, в желании стран бывшего СССР как можно быстрее стать членами ЕС, даже не имея для этого мак­роэкономических предпосылок;

• «эффект домино». После того, как большинство стран того или иного региона стали членами интеграционного объединения, остальные страны, оставшиеся за его пре­делами, испытывают некоторые трудности, связанные с переориентацией экономических связен стран, входящих в группировку, друг на друга. Это нередко приводит даже к сокращению торговли стран, оставшихся за пределами интеграции. В результате они также вынуждены вступить в интеграционное объединение. Например, после вступ­ления Мексики в НАФТА, многие латиноамериканские страны поспешили заключить с ней соглашения о тор­говле.

В целом, опираясь па указанные предпосылки, страны образуют интеграционные объединения, которые, несмот­ря на многочисленность в современной мировой экономи­ке и разные уровни развития, преследуют примерно оди­наковые цели. Основными целями интеграции могут быть следующие.

1. Использование преимуществ экономики масштабов, ко­торое обеспечивает расширение размеров рынка, сокра­щение трансакционных издержек, прилив прямых ино­странных инвестиций. Цели увеличения национальных масштабов особенно четко выражены у интеграционных группировок Центральной Америки и Африки.

2. Создание благоприятной внешнеполитической среды. Та­кая цель особенно характерна для стран ЮВА и Ближ­него Востока. Здесь важно укрепление взаимопонимания и сотрудничества в политической, военной, социальной и других неэкономических областях.

3. Решение задач торговой политики. Региональная интегра­ция рассматривается как способ укрепить переговорные позиции участвующих стран в рамках многосторонних переговоров в ВТО. Кроме того, региональные объеди­нения позволяют создать более стабильную основу для взаимной торговли, о чем уже говорилось ранее.

4. Содействие структурной перестройке экономики. Под­ключение стран, создающих рыночную экономику или осуществляющих глубокие экономические реформы, к региональным торговым соглашениям стран с более вы­соким уровнем рыночного развития рассматривается как важнейший канал передачи рыночного опыта. Более раз­витые страны, подключая своих соседей к процессам интеграции, также заинтересованы в ускорении их ры­ночных реформ и создании там полноценных емких рын­ков.

5. Поддержка молодых отраслей национальной промышлен­ности, так как для них возникает более широкий регио­нальный рынок. Эта цель была ведущей для интеграци­онных объединений стран Латинской Америки и Африки, расположенных к югу от Сахары.

Объективное содержание интеграции составляет пере­плетение, взаимопроникновение и сращивание воспроиз­водственных процессов, что обеспечивает более эффектив­ное взаимодействие между странами. Таким образом, экономическая интеграция имеет ряд благоприятных усло­вий для взаимодействующих сторон.

1. Интеграционное сотрудничество дает хозяйствующим субъектам (товаропроизводителям) более широкий дос­туп к разного рода ресурсам: финансовым, трудовым, материальным, к новейшим технологиям, а также по­зволяет производить продукцию в расчете на более ем­кий рынок.

2. Экономическое сближение стран в региональных рамках создает привилегированные условия для фирм стран-уча­стниц экономической интеграции, защищая их в опре­деленной степени от конкуренции со стороны фирм тре­тьих стран.

3. Интеграционное взаимодействие позволяет решать наи­более острые проблемы социального характера.

Иначе говоря, в результате интеграции отдельные груп­пы стран создают между собой более благоприятные условия для торговли и для межрегионального передвижения фак­торов производства, чем для всех других стран. Подобные региональные образования оцениваются положительным фактором мировой экономики, но при условии, что груп­па интегрирующихся стран, либерализуя взаимные эконо­мические связи, не устанавливает менее благоприятные, чем до начала интеграции, условия для торговли с третьи­ми государствами.

Наши рекомендации