Система управления занятостью населения в РФ
Система управления занятостью населения – это совокупность идеологических и правовых норм, государственных, экономических и общественных структур и социально-экономических отношений по организации занятости населения.
Как любая система управления система управления занятостью населения включает в себя обязательные элементы: субъект управления (управляющий элемент), объект управления (управляемый элемент), прямую связь между субъектом и объектом управления (распорядительная информация) и обратную связь (исполнительная информация).
Субъектами управления являются управляющие элементы системы в лице органов государственной власти, органов управления трудом, экономических структур и общественных организаций. Субъекты управления представлены и участвуют в управлении занятостью населения на всех трёх уровнях управления.
На федеральном уровне органы государственной власти участвуют в управлении занятостью населения РФ в лице Федерального Собрания РФ, Президента РФ, Правительства, Конституционного, Верховного и Арбитражного Суда РФ. Непосредственно решение данных вопросов Правительством РФ поручено Федеральной службе по труду и занятости (Роструд). Интересы работодателей на федеральном уровне представляют Союзы и Ассоциации предпринимателей, крестьян и др., трудящихся – ФНПР и другие независимые профсоюзы.
В каждом субъекте Федерации законы и другие нормативно-правовые документы по вопросам труда и занятости населения разрабатываются, принимаются, контролируются государственными структурами субъекта Федерации, которым с 1 января 2007 года переданы полномочия в области содействия занятости населения (ст. 7.1.) [4]. В практической деятельности их интересы и интересы Роструда представляют органы по труду и занятости субъекта. Промышленники, предприниматели, крестьяне в настоящее время также объединены в областные и республиканские Союзы, Объединения и Ассоциации, профсоюзы – в Советы, федерации и комитеты.
Практические же вопросы организации занятости населения и управления трудом осуществляются непосредственно в городах и районах, где их решением занимаются территориальные (муниципальные) структуры власти, центры занятости населения, работодатели и первичные профсоюзные организации трудящихся.
Объект управления – совокупность социально-экономических отношений по поводу производства, формирования, распределения и использования трудовых ресурсов.
Прямая и обратная связь представляет собой механизм управления занятостью населения в виде приказов, положений, распоряжений, целевых программ и отчетно-исполнительской информации.
Однако, в связи с тем, что рассматриваемая система относится к социальным системам, кроме обязательных элементов в неё входят и надстроечные.
Государственная политика занятости, являющаяся идеологической, методологической и правовой основой всей системы организации занятости населения.
В соответствии со статьёй 5 Закона «О занятости населения РФ» Государственная политика в области содействия занятости населения направлена на:
– развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда;
– обеспечение равных возможностей всем гражданам РФ в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;
– создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие личности;
– поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;
– обеспечение социальной защиты в области занятости;
– осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
– обеспечение согласованности действия регионов и федеральных органов в области занятости;
– координацию мероприятий по организации занятости с другими направлениями экономической и социальной политики;
– поощрение работодателей, сохраняющих работающие и создающих новые рабочие места, особенно для лиц, остро нуждающихся в социальной защите;
– координацию деятельности государственных органов, профсоюзов, работодателей в реализации политики занятости;
– обеспечение занятости в местах проживания малочисленных народов РФ с учетом их национальных особенностей;
– международное сотрудничество в области занятости.
Государственная политика занятости может быть активной и пассивной. Активной политика занятости является тогда, когда приоритеты в ней отдаются мероприятиям, обеспечивающим повышение уровня занятости населения: расширение и организация производства, способствующая увеличению количества рабочих мест, организация временной занятости, обучение и переобучение работающих и т.д.
Под пассивной политикой занятости понимается комплекс мер, направленных на материальную поддержку безработных, сглаживание негативных проявлений безработицы.
Законодательство о труде и занятости населения РФ – включает в себя законы и подзаконные акты РФ и субъектов Федерации по вопросам труда и занятости.
Структуру системы управления занятостью населения можно представить в виде схемы (рис. 4.1).