Сущность институтов и их роль в экономике. Институты и организации
ТЕМA 1. Институты, институционализм, институциональная экономика
1.1Сущность институтов и их роль в экономике. Институты и организации.
1.2.Нормы, рациональность поведения, интересы и институты.
1.3.Этапы развития институциональной теории.
1.4.Теория игр и институциональная экономика.
Сущность институтов и их роль в экономике. Институты и организации.
В реальной экономике экономические субъекты (домохозяйства, фирмы) находятся под воздействием институтов, т.е. совокупности формальных правил, неформальных средств, а также спонтанно возникающих правил и норм, последствий их невыполнения, которые структурируют и стимулируют взаимодействия и поведение этих субъектов в экономической сфере. Такое определение Д. Норта (1994 г) включает ряд основополагающих понятий:
1. Формальные правила -это конституции, кодексы, законодательные акты государства, правовые нормы в области отношений собственности, бюджета, налогов, учёта, банковского регулирования, финансового надзора;
2. Неформальные средства – общепринятые нормы деловой этики, религиозные и моральные установки и традиции, принятые в данном обществе, деловой среде, не сформулированные как обязательные к исполнению – честность в сделках, осуждение воровства, исполнение обязательств, справедливость в распределении доходов. Хорошо известны протестантские принципы («максимы»): «честность – лучшая политика», «труд как средство спасения души», «жить, чтобы работать, а не работать, чтобы жить» чужие деньги не должны прилипать к нашим рукам», Или исламское отрицание процента и поощрение помощи бедным, японское «кёсей» - жить и работать на общее благо, конфуцианское «управление через добродетель», американское «время-деньги»;
3. Спонтанно возникающие правила и нормы – характерны для быстро изменяющихся экономических ситуаций, например, на валютном и финансовом рынках с очень высокой волатильностью (изменчивостью) их параметров – валютных курсов, котировок акций и облигаций, динамики биржевых индексов (Доу-Джонса, Nickey-225, S&P, DAX, ММВБ-РТС). Так, практическая торговля на FOREX и на фондовом рынке широко использует спонтанно возникшие правила: «не действовать без плана торговли»; «рынок всегда прав»; «входите в рынок или выходите из него перед или после сильного движения»; «торгуй с запасом, превышающим маржу по крайней мере в 5 раз»; «самая безопасная практика – торговля вдоль среднесрочного тренда»; правильное определение уровня «stoploss» (отрезать потери) и безусловное его выполнение даёт 95 % успеха торговли; потери от одной операции не должны превышать 5 % общего капитала и т.д.[1];
4. Институты первоначально могут формироваться спонтанно, из общего соглашения, «обоюдного согласия» многих индивидов с их потребительскими предпочтениями – так появились деньги (институт денег). Но большинство институтов сознательно создаются людьми, индивидуальные предпочтения формируются под воздействием институтов (институциональной среды), а важнейшую роль в формировании и эволюции институтов принадлежит государству. Государство издает законы, обеспечивает их действие, наказывает за неисполнение, развивает институты денег (регулирует денежное обращение), прав собственности;
5. Последствия неисполнения и механизм принуждения к выполнению правил и норм бывает трёх видов: 1) возлагаемое на себя осуждение (стыд, угрызения совести, чувство вины за свое анормальное поведение); 2) репрессалии (наказания) со стороны общества, государства, контрагента, фирмы за противоправные или оппортунистические действия экономических агентов; 3) давление со стороны окружающих через общественное мнение, порицание, независимые СМИ;
6. Институты можно рассматривать как устойчивые социальные структуры, являющиеся как внешними (экзогенными) к экономической системе, но оказывающие на ее развитие существенное воздействие – заставляют экономическую систему функционировать более или менее эффективно, так внутренними, внутрисистемными элементами, характеризующими отношения между агентами. Это можно иллюстрировать известной моделью экономики как футбольной игры (В. Рёпке, Д. Норт), которая регулируется официальными правилами, неформальными средствами (не причинять травмы соперникам, не атаковывать вратарей), действиями судьи, который наказывает игроков за нарушение правил. Реальная игра обязательно предполагает нарушения правил и норм, ошибки судьи. Точно так же и реальная экономика – это не только рациональные действия экономического человека, оптимизация производителя и потребителя, но и иррациональные действия экономических агентов, вызываемыми как внешними факторами, так и внутренними – переоценкой вероятности успеха в ситуациях неопределенности и риска, недооценка соперника, потеря «куража» у игроков.
Широко используется для пояснения сущности институтов аналогия с правилами дорожного движения, которые определяют порядок использования общественных дорог, но обязательны для владельцев частного автотранспорта. Они устанавливают также пределы скорости, величины штрафов и т.д.
Институты представляют собой правила, организации и общественные нормы, способствующие координации человеческих действий в социально-экономической сфере. Спектр неформальных институтов простирается от доверия и других форм социального капитала (сюда входят глубоко укоренившиеся моральные нормы, определяющие общественное поведение) до неформальных механизмов и сетей координации.
Формальные институты включают кодифицированные правовые нормы и законы, а также процедуры и организации, вырабатывающие и проводящие в жизнь эти нормы и законы, обеспечивающие их защиту и наказывающие за их невыполнение. Все это укладывается в следующую схему:
Рис. 1.1 Институты, нормы, правила координации поведения человека
В экономической теории используют и другие определения институтов:
- Институты определяются как организационные структуры. Например, говорят о финансовых институтах-банках, кредитных организациях, институтах страхования;
- Понятие институт используют применительно к определённому статусу, посту: институт парламентаризма, институт президентства и т.д.;
- в теоретико – игровом подходе рассматривают институты равновесия в игре;
Институты в строгом смысле слова следует отличать от организаций. Если продолжить «футбольную аналогию», то институты – это правила игры, а организации – это игроки, команды игроков. В институциональной теории организация определяется как экономическая единица координации, обладающая известными границами и размером, функционирующая для достижения целей её участников и построенная на основе властных отношений между ними. Организациями являются: фирмы (экономические единицы информации), профсоюзы, политические партии, университеты, негосударственные (неправительственные) саморегулируемые организации, общественные клубы, спортивные ассоциации. Основные характеристики организации следующие:
1) совокупность участников организации;
2) степень согласованности участников с целями и средствами организации (контракты, увольнения, забастовки);
3) формальная структура властных отношений с учетом сложности, процедур, правил принятия решений;
4) разделение функций структурных подразделений;
Если институты создаются людьми, чтобы поддерживать порядок, сокращать неопределённость обмена и риски при повторяющихся взаимодействиях, то организации координируют человеческую деятельность на микроуровне, в персонифицированных, локальных границах при четко обозначенных властных отношениях между участниками организации – принципалами и агентами. Агент, т.е. исполнитель, добровольно передает, делегирует принципалу (поручителю) право принятия решений, право контроля за своими действиями. Агент не должен руководствоваться в своих действиях собственными интересами, он должен ориентироваться на интересы принципала в рамках заключённого контракта о найме и доверия принципалу как эффективному лицу, принимающему решения (ЛПР).
Организация способствует экономии трансакционных издержек, но с ростом размеров организации, её усложнением, эффективность в экономии издержек по заключения сделок, поиску информации, мониторингу и контролю действий агентств уменьшается.С теоретической точки зрения, рост фирмы продолжается до того момента, когда издержки организации дополнительной трансакции внутри фирмы становятся равными издержкам осуществления той же трансакции на рынке(Р. Коуз, 1988). Такую ситуацию можно понимать как действие закономерности убывающей предельной эффективности менеджмента и существование факторов , определяющих оптимальный размер организации (специфичность активов, ресурсов, которым трудно найти замену; степень неопределённости и рискованности деятельности; сложность деятельности (сделки).
Фирмы как экономические организации эффективны , т.к. способствуют замещению внешних издержек, связанных с обменом и ценовым рыночным механизмом, внутренними, существенно более низкими. Далее, фирмы используют более дешёвые долгосрочные контракты, страхующие риски неопределённости при текущей волатильности цен по сделкам. «Формируя организацию и предоставляя некоему авторитету (предпринимателю) право направлять ресурсы, можно сократить рыночные затраты» - писал Р.Коуз. Наконец, в крупных международных фирмах (МНК) большое значение имеет трансферное ценообразование по внутрифирменным схемам и налоговое планирование, когда налоги не распространяются на внутрифирменные операции и продукты.
Уникальной организацией является государство. Хотя часто говорят об институте государства, но правильнее его рассматривать как организацию, возникающую на основе передачи гражданами своих прав на контроль деятельности в сферах экономики, политики, права, социальной жизни, безопасности. Государство осуществляет легитимное право производства общественных товаров и приоритетных благ (оборона, правопорядок, образование, здравоохранение…), сбора налогов и перераспределения доходов, принуждения и наказания.
Государство является прежде всего политической организацией, но глубоко внедряется в экономические институты (см. более подробно тему 2).