Формально-правовые экономические институты играют в экономике более важную роль, чем институты неформального (обычного) права, в

A. любой экономической системе;

B. доиндустриальных обществах;

C. индустриальных обществах;

D. при рабовладельческом строе;

E. при феодальном строе.

96. Корректирующие налоги, которые рекомендовал использовать А.Пигу для устранения отрицательных экстерналий, должны использоваться:

A. для компенсации ущерба «третьим лицам»;

B. для государственных дотаций малоимущим;

C. на стимулирование защиты окружающей среды;

D. для ликвидации дефицита государственного бюджета;

E. все равно, на что.

97. Примером «трагедии общего достояния» следует считать:

A. увеличение разрыва в уровне развития между странами «золотого миллиарда» и развивающимися странами;

B. коллективизацию сельского хозяйства в СССР на рубеже 1920-1930-х годов;

C. истощение рыбных запасов Мирового океана;

D. уменьшение запасов энергоресурсов – нефти, газа и др.

E. рост цен во всех странах.

98. Перегружаемым общественным благом называется такое общественное благо:

A. которое в обязательном порядке предлагается к потреблению государством;

B. предложение средств на производство которого превышает стоимость его производства;

C. потребление которого неизбирательно только до некоторого уровня потребления;

D. уровень потребления которого очень низок;

E. уровень потребления которого очень высок.

99. Определите тип такого блага, как знания:

A. чисто общественное благо;

B. исключаемое общественное благо;

C. перегружаемое общественное благо;

D. чисто частное благо;

E. общедоступное благо.

100. В каких объемах конкурентные рынки будут производить чисто общественные блага:

A. в объемах меньших, чем эффективные;

B. в объемах больших, чем эффективные;

C. в объемах, равных эффективным;

D. объемы могут быть меньше и больше эффективных;

E. общественные блага производятся только на государственных предприятиях.

101. Основоположниками институционализма традиционно счи­таются:

A. Р. Коуз;

B. Т. Веблен;

C. Д. Норт;

D. О. Уильямсон

E. К. Маркс.

102. Основные категории «старого» институционализма:

A. институты;

B. трансакционные издержки;

C. предельная полезность;

D. производственные факторы;

E. трансформационные издержки.

103. Основные отличия современного «старого» и «нового» институционализма:

A. использование категории «трансакционные издержки» наравне с категорией «институт» для экономического анализа;

B. рассмотрение общества как единого целого;

C. определяющая роль институтов и их влияние на развитие общества;

D. основные положения, сформированные в работах амери­канских институционалистов;

E. в экономике существует конкурентная среда.

104. В работах Т. Веблена, Дж. Коммонса, У. Митчелла можно выделить следующие общие черты:

A. критика «праздного класса»;

B. модель поведения, основанного на привычках;

C. изучение экономических циклов;

D. исследование трансакционных издержек;

E. исследование трансформационных издержек.

105. Американские институционалисты признавали:

A. определяющую роль рынка в управлении экономическими процессами;

B. приоритет монополий в определении основных направ­лений экономического развития;

C. необходимость государственного вмешательства в эконо­мику;

D. главенствующую роль финансового капитала в экономи­ческом прогрессе;

E. отсутствие государственного вмешательства в экономику.

106. Основными базовыми категориями неоинституциональной теории являются:

A. институт;

B. предельный продукт;

C. трансакционные издержки;

D. предельная полезность;

E. предельные издержки.

107. Поведенческая модель, рассматриваемая в рамках неоинс­титуциональной теории, не предполагает:

A. полную рациональность;

B. ограниченность «правилами игры», установленными в обществе;

C. неполноту информации;

D. оппортунизм;

E. ограниченную рациональность..

108. Неопределенность внешней среды приводит к:
A. полной рациональности;

A. неполноте информации;

B. активизации деловой активности;

C. снижению трансакционных издержек;

D. росту предельных издержек.

109. Неоинституциональная теория изучает в определенной сте­пени:

A. производственные технологии;

B. организационные технологии;

C. Паретто-оптимальное распределение ресурсов;

D. экономику в вакууме;

E. распределительные отношения.

110. Неоинституционализму не свойственны:

A. междисциплинарность;

B. статичность;

C. эволюционизм;

D. экономический империализм;

E. динамизм.

111. Направлением неинституционализма не является:

A. теория прав собственности;

B. теория трансакционных издержек;

C. экономическая теория преступлений и наказаний;

D. теория общего равновесия;

E. теория общественного выбора.

112. В состав института не входят:

A. формальные правила;

B. неформальные нормы;

C. организации;

D. система наказания;

E. система законов.

113. Формальные правила это:

A. конституция;

B. традиция;

C. обычай;

D. обряд;

E. привычка.

114. Большая устойчивость неформальных норм определяется:

A. длительностью их эволюции;

B. искусственным установлением «сверху»;

C. судебной практикой;

D. законодательством;

E. революционной практикой введения.

115. «Path determinacy» предполагает:

A. сильную зависимость новых институтов от старых;

B. менее сильную зависимость новых институтов от старых;

C. отсутствие зависимости между новыми и старыми инсти­тутами;

D. сильную зависимость новых институтов от старых;

E. слияние старых и новых институтов.

116. Неформальная институционализация:

A. влияние неформальных норм на формальные правила;

B. несогласование формальных правил и неформальных норм;

C. закрепление неформальных норм в законодательстве;

D. оппортунистическое поведение;

E. рационализм поведения.

117. Институциональный конфликт это:

A. конфликт между производителями и потребителями;

B. конфликт между системой наказания и системой принуж­дения;

C. несогласование формальных правил и неформальных норм;

D. несогласование намерений и действий покупателя;

E. конфликт интересов собственников и управляющих.

118. Трансакционные издержки это:

A. издержки, связанные с производством продукции;

B. издержки, связанные с производством товаров и услуг;

C. издержки, не связанные с производством;

D. издержки на покупку сырья и материалов;

E. издержки на заработную плату рабочих.

119. К трансакционным издержкам не относятся:

A. издержки поиска информации;

B. издержки оппортунистического поведения;

C. издержки обслуживания станков и оборудования;

D. издержки защиты прав собственности;

E. издержки ведения переговоров.

120. Причиной появления институтов являются:

A. низкие трансакционные издержки;

B. высокие трансакционные издержки;

C. низкие производственные издержки;

D. высокие трансформационные издержки;

E. отсутствие трансформационных издержек.

121. Издержки оппортунистического поведения являются следствием:

A. недобросовестного поведения одной из сторон;

B. непредумышленных действий одной из сторон;

C. незнанием одной из сторон существующего законодательства;

D. издержек поиска информации;

E. издержек ведения переговоров.

122. Проблема «отлынивания» рассматривается в работах:

A. Р. Коуза;

B. О. Уильямсона;

C. Д. Норта;

D. Т. Веблена;

E. А. Маршалла.

123. Попытки измерения трансакционных издержек, проведенные Д. Нортом и Дж. Уоллисом, касались:

A. экономики США;

B. экономики Великобритании;

C. экономики Канады;

D. экономики стран — членов ЕС;

E. экономики Японии.

124. Решение проблемы внешних эффектов по Р. Коузу предпо­лагает:

A. введение государством налога на производителей экстер­налии;

B. уплату нарушителем единовременного штрафа;

C. решение вопроса между производителем экстерналии и пострадавшими без привлечения государства;

D. решение вопроса между производителем экстерналии и пострадавшими в суде;

E. прямой запрет на производство вредных веществ.

125. Наиболее спорным из перечня Оноре является пункт:

A. о праве наследования;

B. об остаточной стоимости;

C. о запрете на вредное использование;

D. о праве владения;

E. о праве на получение дохода.

126. Теория прав собственности не рассматривает:

A. проблему размывания прав собственности;

B. проблему внешних эффектов;

C. проблему спецификации прав собственности;

D. проблему формирования частной собственности;

E. проблему определения объектов и субъектов собственности.

127. В рамках институционального подхода границы государства определяются:

A. его захватнической политикой;

B. его способностью осуществлять контроль на определенной территории и облагать налогом граждан;

C. политической волей;

D. установлением формальных «правил игры» на определен­ной территории;

E. развитием монополий.

128. К функциям государства с рыночной системой институтов не относятся:

A. кредитно-денежная политика на различных фазах экономического цикла;

B. установление «правил игры» в обществе;

C. установление единых норм и стандартов для измерения качества продукции;

D. регулирование ценами и объемами производства продук­ции;

E. налогово-бюджетная политика на различных фазах экономического цикла;

129. В рамках неоинституциональной теории причиной появления государства является:

A. минимизация трансакционных издержек;

B. способность государства управлять экономическими процессами;

C. «присмотр» за рыночным механизмом;

D. политическая воля отдельных групп интересов;

E. установление «правил игры» в обществе.

130. По Дж. Бьюкенену, угроза Левиафана появляется на:

A. конституционной стадии;

B. постконституционной стадии;

C. на стадии социального договора;

D. в государстве «защищающем»;

E. в любом обществе.

131. Теория «оседлого бандита» М. Олсона рассматривает:

A. «справедливое» распределение доходов в обществе;

B. рациональное поведение политиков;

C. рациональное поведение бандита;

D. идеальную структуру общества;

E. формирование групп.

132. Представительная демократия по отношению к прямой де­мократии обладает следующими преимуществами:

A. более простым процессом голосования;

B. отсутствием возможности лоббирования;

C. отсутствием возможности логроллинга;

D. более низками издержками принятия решения;

E. отсутствием сговора между депутатами.

133. В соответствии с теорией общественного выбора на принятие решений государственными чиновниками в меньшей степени влияют:

A. частные интересы;

B. общественные интересы;

C. «правила игры»;

D. институциональная переменная;

E. система «вращающихся дверей».

134. К факторам, которые приводят к принятию решений не в интересах большинства членов общества помимо воли по­литиков, относятся:

A. временные лаги;

B. ошибки и заблуждения политиков;

C. лоббизм;

D. логроллинг;

E. система «вращающихся дверей».

135. Модель «рационального поведения политика» предполагает:

A. MR = TR;

B. МС = АС;

C. MC=MR;

D. МС = ТС;

E. AR = MR.

136. В соответствии с классификацией Э. Файга подпольная (те­невая) экономика подразделяется на:

A. теневую, неформальную, нелегальную, криминальную;

B. неформальную, незаконную, неучтенную, теневую;

C. нелегальную, неучтенную, незарегистрированную, нефор­мальную;

D. незарегистрированную, нелегальную, теневую, нефор­мальную;

E. сбалансированную и несбалансированную.

137. Неформальная экономика включает:

A. крупное промышленное производство;

B. деятельность домашних хозяйств;

C. «серые» и «черные» рынки;

D. неучтенную и незарегистрированную деятельность;

E. деятельность «челноков».

138. Какой из подходов к изучению теневой экономики используется в рамках неоинституциональной теории:

A. Т. Веблена;

B. О. Уильямсона;

C. Р. Коуза;

D. Э. де Сото;

E. А. Маршалла.

139. Поведение участников теневого сектора экономики описывается моделью:

A. homo economicus;

B. homo adaptans;

C. homo institutional;

D. homo soveticus;

E. homo sapiens.

140. Какой из терминов менее всего подходит для характеристики неформальной экономики:

A. экономика выживания;

B. экономика нищеты;

C. моральная экономика;

D. равновесная экономика;

E. экономика богатства.

141. В соответствии с институциональным подходом критерием для участия в неформальном секторе экономики являются:

A. высокие производственные издержки;

B. низкие предельные издержки;

C. высокие издержки ведения легальной деятельности;

D. низкие трансакционные издержки легального бизнеса;

E. высокие трансформационные издержки.

142. К институциональным причинам роста масштабов теневой экономики не относятся:

A. отсутствие эффективной системы защиты прав собствен­ности;

B. высокие трансакционные издержки легального бизнеса;

C. подчинение системы государственных институтов опре­деленной группе интересов;

D. высокие производственные издержки;

E. ослабление системы наказаний.

143. К институциональным технологиям относятся:

A. технологии проведения предвыборной кампании;

B. технологии, связанные с внедрением новых «правил игры» в обществе;

C. производственные технологии;

D. технологии, связанные с производством товаров;

E. технологии, связанные с производством услуг.

144. QWERTY-эффектом не является:

A. право- и левостороннее движение;

B. различные технологические стандарты, существующие одновременно в разных странах или в одной стране;

C. конвейерная система;

D. принципиально различное программное обеспечение для компьютеров;

E. разная ширина железнодорожной колеи в Казахстане и в Европе.

145. Институциональная ловушка это:

A. влияние неформальных норм на формальные правила,

B. несогласование формальных и неформальных правил;

C. устойчивая неэффективная норма;

D. закрепление неформальных норм в законодательстве.

E. преодоление неэффективных норм.

146. Примером институциональной ловушки не является:

A. бартер;

B. государство;

C. теневая экономика;

D. коррупция;

E. QWERTY – эффект.

147. В издержки, связанные с выходом из институциональной ловушки, не входят:

A. издержки, связанные с разрушением механизма лоббирования старой нормы;

B. издержки производства продукции;

C. издержки адаптации новой нормы к существующей институциональной среде;

D. издержки создания сопутствующих норм, без которых функционирование новой нормы будет неэффективно;

E. издержки трансформации.

148. Какая из категорий официально признавалась в командном экономике СССР:

A. частная собственность;

B. планирование;

C. теневая экономика;

D. инфляция;

E. безработица.

149. Как охарактеризовал командную экономику Янош Корнай:

A. «рынок наоборот»;

B. плановая экономика;

C. экономика дефицита;

D. равновесная экономика;

E. теневая экономика.

150. Какой из механизмов отсутствует в командной экономике:

A. уравнительная система распределения;

B. фальсификация данных об объеме выпускаемой продук­ции;

C. управление экономикой «сверху»;

D. ценовой механизм (на основе спроса и предложения);

E. торговля «из-под прилавка».

151. В соответствии с каким сценарием проводились реформы в первой половине 1990-х гг. в Казахстане:

A. неоклассическим;

B. неоинституциональным;

C. кейнсианским;

D. маржиналистским;

E. марксистским.

152. Примером положительного результата импорта институтов может служить:

A. парадокс передачи;

B. утечка человеческого капитала;

C. эффективная система институтов;

D. неформальная институционализация;

E. рост теневой экономики.

153. Уменьшение масштабов вмешательства государства в хозяйственные процессы называется:

A. дебюрократизация;

B. дискриминация;

C. дерегулирование;

D. дефлирование;

E. дезинтеграция.

154.Кто из экономистов получил Нобелевскую премию за свою работу по теории общественного выбора:

A. Р. Коуз;

B. Дж. Бьюкенен;

C. Г. Таллок;

D. Д. Норт;

E. Д. Кейнс

155. Парадокс голосования сформулировал впервые:

A. Жан Кондорсэ;

B. Кеннет Эрроу;

C. Джеймс Бьюкенен;

D. Фридрих фон Хайек;

E. Рональд Коуз.

Наши рекомендации