Виды деформаций и ремонта кузовов
Кузов ТС состоит из основания и каркаса,включающего стойки, поперечины, балки усилители, к которым крепятся приварные и навесные лицевые детали – оперение.
Деформация– изменение формы и размеров тела (детали, конструкции) в результате внешних воздействий, без изменения его массы.
Наиболее простые виды деформации:
- растяжение;
- сжатие;
- изгиб;
- кручение.
Деформация подразделяется на:
- поверхностную (плавную);
- глубокую.
В результате поверхностной деформации образуются вмятины, выпуклости.
В результате глубокой деформации образуются складки, вытяжки, изломы ребер жесткости, разрушения целостности материала или соединения с образованием трещин, разрывов, отделением фрагментов.
По направлению деформации можно определить:
- направление движения ТС;
- какие повреждения были получены при первоначальном, а какие при последующих столкновениях, что может указывать на участие в столкновении двух и более объектов;
- участие ТС в двух и более разных ДТП.
Царапина – это след на поверхности, который не нарушает формы поверхности. Обычно ширина царапины больше чем глубина, а длина больше ширины. По направлению царапин можно судить о направлении удара.
Задиры – повреждение, приведшее к нарушению материала поверхности. По задирам можно определить:
- каким предметом нанесены повреждения, учитывая, что они образуются от воздействия твердого материала на более мягкий;
- направление движения объекта, наносящего задиры.
Повреждения, дефекты можно классифицировать по следующим видам:
- первичные, относящиеся к данной аварийной ситуации;
- полученные от предыдущей аварии;
- полученные вследствие неправильной эксплуатации и хранения ТС;
- явившиеся результатом некачественно проведенных ремонтных работ.
Предусматриваются следующие виды ремонтаповрежденных (деформированных) кузовов:
· устранение перекосовкузова;
· ремонтотдельных деталей;
· заменаотдельных деталей кузова или их поврежденных частей или узлов (блоков).
Перекос кузова - это нарушение сверх допустимых пределов геометрических параметров проемов (окон, дверей, капота, крышки багажника), а также местоположения базовых точек крепления силового агрегата, подвесок (мостов), и узлов трансмиссии на основании каркаса несущего кузова.
Устранение перекосов кузова - восстановление геометрических параметров проемов (окон, дверей, капота, крышки багажника), лонжеронов, каркаса салона и базовых точек крепления узлов шасси.
Перекосы, в зависимости от степени деформации кузова, подразделяются на:
· проема боковой двери;
· несложные;
· средней сложности;
· сложные;
· особо сложные.
Некоторые производители ТС устанавливают только два вида жестяницко-сварочного воздействия на поврежденные детали, а именно ремонт, без указания категорийности, и замена.
Учитывая реальную экономическую ситуацию, сложившуюся в Республике Казахстан, несколько иные требования к техническому состоянию ТС и т.д., при определении стоимости восстановительного ремонта ТС рекомендуется различать следующие виды ремонтных воздействий:
- ремонт № 0 - устранение мелких вмятин на лицевых поверхностях кузова без повреждения окраски;
- ремонт № 1 - устранение повреждений в легкодоступных местах (до 20% поверхности детали);
- ремонт № 2 - устранение повреждений со сваркой или ремонт № 1 на поверхности детали, деформированной до 50%;
- ремонт № 3 - устранение повреждений на поверхности детали, деформированной до 30%, с вытяжкой или правкой, с усадкой металла, вырезкой участков, не подлежащих ремонту, и изготовлением ремонтных вставок из выбракованных деталей кузова или листового металла с приданием ему формы восстанавливаемой детали;
- ремонт № 4 - устранение повреждений с ремонтом № 3 на площади свыше 30% поверхности детали;
- замена и частичная замена - замена поврежденной детали или части детали номенклатурной, запасной частью, либо ремонтной вставкой изготовленной из нее. Частичная замена чаще всего производится при повреждении узких и длинных деталей (поперечины, лонжероны, боковины, брызговики);
Ремонт № 4 следует применять в исключительных случаях при невозможности или экономической нецелесообразности проведения замены детали.
Не рекомендуется назначение категорийности ремонта свыше ремонта № 2 при расчете стоимости восстановительного ремонта для ТС выполненных из алюминиевых сплавов, что связанно с ограниченностью термического воздействия на детали данных ТС.
В трудоемкостях по замене кузовных деталей учтеныследующие работы:
- отсоединение и снятие старой детали с устранением остатков металла, рыхлой пластовой ржавчины (коррозии);
- рихтовка сопрягаемых кромок;
- подгонка и приварка новой детали с зачисткой сварочных точек и швов;
- выравнивание поверхностей наполнителем, с шлифовкой дефектных мест.