Типы, виды и устройство кузовов легковых автомобилей.

Легковые автомобили, в зависимости от габаритных размеров делятся на классы (табл. 3), это деление установлено Правилами ЕЭК ООН Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций).

Классификация легковых автомобилей (ЕЭК ООН)

Класс Габаритная длина, м
А до 3,5
В 3,5…3,9
С 3,9…4,3
D 4,3…4,6
E 4,6…4,9
F более 4,9

Кузова легковых автомобилей могут быть классифицированы по количеству зрительных объемов – однообъемные, 2-х объемные и 3-х объемные. В зависимости от наличия (или отсутствия) жесткой крыши легковые кузова классифицируются соответственно на закрытые, открытые и трансформируемые; по виду силовой схемы – на несущие и рамные; возможна классификация по виду материала, используемого для основных деталей кузова. Рассмотрим классификацию легковых кузовов по конструктивным признакам: по количеству зрительных объемов, по числу дверей, по форме задней части крыши, по числу рядов сидений, по наличию или отсутствию средней стойки между основными окнами, по делению внутреннего объема перегородками и по некоторым другим характерным чертежам. Корпуса кузовов легковых автомобилей массового производства – цельнометаллические, несущий конструкций. Корпус кузова представляет собой жесткую конструкцию, состоящую из отдельных, предварительно собранных узлов (см. рис.): основания 4 (пола) с передней и задними частями корпуса, левой и правой боковин 1 со стойками дверей и задними крыльями, крыши 2 и передних крыльев 3, соединенных между собой болтами или сваркой (точечной, дуговой, газовой). В передней части кузовов автомобилей типа четырехдверного седана имеются короткие рамы, предназначенные для установки силового агрегата, передней подвески и радиатора. Основание кузова выполнено из цельноштампованной панели, усиленной по периметру жестким коробчатым профилем с внутренней стороны кузова. Правая и левая боковины кузова цельноштампованные или состоят из сваренных между собой передней, центральной и задней стоек, порога пола и рейки крыши. Сверху боковины соединяются панелью крыши. В некоторых конструкциях кузовов панель крыши выполнена как одна штамповка с проемами для ветрового и заднего окон и проходит от переднего щита кузова до верхней кромки проема багажника. Передняя часть кузова включает в себя щит, боковые панели и верхнюю панель с внутренними деталями, усиливающими проем ветрового окна. Задняя часть корпуса оборудована из панелей и брызговиков боковины или из панелей и задних крыльев с усилителями. Панели задней части кузова и крыши по периметру проема багажника усилены П–образного сечения. Внутри кузова на уровне нижней кромки заднего окна приварена полка, которая через диагональные усилители жестко связана с брызговиками боковины и полом. Передние крылья, облицовка радиатора, капот, двери и крышка багажника – съемные и закреплены на кузове болтами (может быть и сваркой), а последние три детали – при помощи специальных петель. Чтобы придать деталям корпуса, изготовленным из тонколистовой стали, необходимую прочность и жесткость, профили многих сечений делаются закрытыми или П-образными, с отгибкой краев панелей (отбортовки), а отдельные панели усиливаются ребрами жесткости. В боковинах кузова предусмотрены проемы для дверей, каждая из которых навешивается на двух петлях. Петли состоят из 2-х половин, соединенных между собой осью. Одна половина петли крепится к стойке кузова винтами, а вторая – к двери болтами. Поскольку дверь сопрягается с проемом кузова по сложной криволинейной поверхности и по всему периметру должна иметь одинаковый зазор в проеме, специальным креплением дверей позволяет правильно отрегулировать положение двери (см. рис). В закрытом положении дверь удерживается замком и фиксатором, предохраняющим дверь от провисания в петлях, а при движении автомобиля – от вибрации и ударов о детали каркаса кузова. Дверь кузова – состоит из двух штампованных панелей (наружной и внутренней), соединенных между собой по всему контуру загибкой кромок наружной панели по фланцу внутренней и точечной сваркой. Жесткость корпуса двери увеличена за счет приварки со стороны петель и подоконника усилителей. По оконному проему панели двери соединены точечной сваркой специальными деталями соединителями П-образного профиля. В нижней части двери имеются щели для стока воды, попадающей внутрь через неплотности между стеклами и уплотнителями. Также на двери легковых автомобилей устанавливаются замки обычно роторного типа, привод замка для открывания двери из кузова, стеклоподъемники, окна дверей. Крышка багажника – состоит из наружной и внутренней панелей, соединенных по всему контуру «в замок» (кромка наружной панели огибает кромку внутренней) и бесследной сваркой. Крышка багажника подвешена на 2-х петлях, к которым прикреплен кронштейн рычага петли. Ход рычага обычно ограничивается пальцем с ограничителей пружины. Сиденья – в конструкциях сидений учитывается необходимость обеспечения удобного положения водителя и пассажира, поглощения толчков и гашения высокочастотных колебаний во время движения автомобиля. Требования к удобству посадки, предъявляемые к сиденьям, обусловливаются также в зависимости от класса легкового автомобиля, вида выполняемых перевозок автобусами (городские, междугородные и др.), продолжительности поездок грузовых автомобилей. Сиденье водителя часто делается более удобным, чем сиденье пассажиров. Легковые автомобили оборудованные передними и задними сиденьями различной конструкции. Передние сиденья автомобилей, одно- двухместные с откидывающейся назад спинкой, позволяющей использовать сиденье в качестве постели. Передние сиденья установлены на салазках, позволяющих осуществить горизонтальное перемещение сиденья и тем самым создать удобное положение водителю для правления автомобилем. Подушки и спинки передних сидений состоят из пружинного каркаса или подушек из губчатой резины, на которые накладывается ватник, тонкий слой ватина с бязью и сверху обтягивается покрышкой. Верх подушки м/б гладким или выполнен в виде выпуклых полос. Внутренняя обивка кузова – легковых автомобилей российского производства делается тонкой и состоит из обивочной ткани, под которую часто подкладывают тонкий слой ватина, пришитого к парусине или обивочной ткани, наклеенной на картон. Для лицевого обивочного материала кузова чаще всего применяют перхлорвиниловый кожезаменитель на тканевой основе и бестканные поливинил хлоридные армированные и неармированные пленки. Эти материалы имеют высокую прочность и легко поддаются чистке. Передние стенки боковин, полки за спинкой заднего сиденья и боковые стенке багажника обычно обивают водонепроницаемыми картонными или полимерными панелями. Все части обивки выполнены съемными. Складывающиеся крыши (тенты) – обычно выполняют из водостойкой ткани. Тенты спортивных автомобилей обычно обивают саржей, парусиной или материалом специальной выделки (коглей). Материалы более дорогих сортов имеют тонкую декоративную подкладку. Верх крыши прикреплен к основным деталям складного каркаса (лобовому брусу и главной дуге). Места крепления закрывают декоративными накладками. К промежуточным дугам каркаса тент прикрепляют пришитыми в этих местах полосками ткани. Оперение автомобиля – относятся облицовка радиатора, капот, передние и задние крылья, брызговики. Облицовка радиатора состоит из лицевой цельноштамповочной панели (или из пластмасс) с вертикальными (горизонтальными) овальными (прямоугольными) окнами; брызговика (грязеотражатель); боковых щитков; декоративных накладок. Капот – представляет собой цельноштампованную панель с приваренными по периметру усилителями. Капот навешен на 2-х внутренних петлях специальной конструкции и задирающего устройства, удерживающее капот в закрытом положении. Для предотвращения вибрации капот с некоторым натягом посажен на четыре резиновых буфера.

Наши рекомендации