Экологизация экономического роста, ее факторы и место среди них экологической культуры

Экологизация экономики - важнейшее требование современности. Она означает более разносторонний и, вместе с тем, более системный подход к окружающему человека материальному миру, большее осознание роли природы в жизни человека. Экологизация экономики - необходимое условие и одновременно главная составная часть экоразвития. В сущности, она означает экологизацию всего социально-экономического уклада и развития общества.

Главные слагаемые экологизации экономики:

- кардинальный пересмотр структуры инвестиций в экономику в пользу ресурсосберегающих отраслей;

- включение экологических условий, факторов и объектов, в том числе всех возобновимых ресурсов, в число экономических категорий как равноправных с другими категориями богатства;

- подчинение экономики природных ресурсов и экономики производства экологическим ограничениям и принципу сбалансированного природопользования;

- переход производства к стратегии качественного роста на основе изменения отраслевой структуры и технологического перевооружения под эколого-экономическим контролем;

- существенное расширение и уточнение системы платности природопользования; переход на новую систему ценообразования, полностью учитывающую экологические факторы, ущербы и риск;

- отказ от остаточно-затратного подхода к охране окружающей среды и включение природоохранных и средозащитных функций непосредственно в экономику производства;

- ослабление диктата предложения и искусственной стимуляции факультативных потребностей; уменьшение избыточности ассортимента товаров и услуг при усилении экологического контроля их качества.

Экологизация экономики нацелена на снижение природоемкости производства. Она сопровождается сдвигом центра экономического анализа с затрат и промежуточных результатов на конечные результаты экономической деятельности и далее на прогнозируемые тенденции развития. В этом контексте все, что говорится о долге человека перед природой, - не фигуральная декларация, а отражение совершенно реального в экономическом смысле долга перед будущими поколениями, долга, который подлежит количественной оценке и выплата которого неотвратима.

Одной из трудностей современной экономической теории является включение экологических ценностей и факторов в число экономических категорий. Проблема имеет своеобразную историю. Из всех ценностей окружающего мира марксистская политэкономия допускала в круг экономических категорий только продукты человеческого труда. Это создавало трудности для теоретиков природопользования и даже служило препятствием для установления цен на возобновимые природные ресурсы. Трудности проистекали из того, что с позиций житейского здравого смысла условия, при которых в окружающей человека среде оказывается больше солнечного света и тепла, больше чистой воды и свежей зелени, цветов и тишины, обладают не только повышенной «ценностью», но и вполне реальной повышенной стоимостью, хотя на наличие всего этого не был затрачен человеческий труд.

Для преодоления этих трудностей применялись различные логические конструкции. Чтобы только не отходить от трудового происхождения стоимости, рассуждали о том, что «природа, молча и незримо «трудится» вместе с человеком и за человека», воссоздавая почву, опыляя цветы возделываемых растений, поставляя лекарства и т.д. О возобновимых ресурсах, таких, например, как солнечная энергия, говорилось, что «они лежат за границами экономических измерений и, следовательно, за границами представлений о национальном богатстве» (Олдак, 1990). Но почему-то семья, где есть дети, при покупке жилья готова заплатить большую цену за квартиру на солнечной стороне при равенстве прочих качеств. Экономистам хорошо известна «температурная рента» и вполне определенная зависимость стоимости жизни от географической широты.

Возмещаемые с помощью труда природные ресурсы разрешалось квалифицировать как стоимости, а те, которые лежат за границами возмещения, нельзя было включать в категорию богатства, «ибо их ценность в масштабах развития всего человеческого рода не соизмерима ни с каким объемом благ, создаваемых тем или иным поколением» (Олдак, 1990). Другими словами, «ценность» так велика, что не может иметь стоимости.

Положение, согласно которому стоимость означает овеществленный в товаре труд и ничего более, исключает из рассмотрения категорию полезности, как будто стоимость равна ценности за вычетом полезности. Это придает всей трудовой теории стоимости, ярко выраженный затратный характер и просто-напросто противоречит фактам даже в узком экономическом смысле.

В действительности же стоимость как ценность представляет собой итог синтеза результатов и затрат, выражающий единство всех воспроизводимых и невоспроизводимых ресурсов, в том числе и природных ресурсов и экологических условий. Не существует никакой стоимости, которая не содержит экологической сущности или в создании которой в той или иной форме не участвуют условия и факторы окружающей среды. Если даже упорно оставаться в шорах трудовой теории, то все равно не существует труда вне его биологической природы и экологической обусловленности.

Введение экологических факторов в число экономических категорий расширяет сферу приложения современного варианта теории экономического равновесия и, как ни странно, реанимирует давнюю умозрительную концепцию предельной полезности.

Драматизм современной эпохи заключается в том, что концепция предельной полезности становится все более применимой к состоянию биосферы и к планетарным запасам почв, лесов, пресной воды и даже воздуха, т.е. к тем ресурсам, которые всегда считались «внеэкономическими», или «свободными» благами. Они приобретают все более реальную стоимость для человечества. Однако, даже в таком комплексном показателе, как валовой национальный продукт до сих пор не учитывается экологическая составляющая.

Экологическая культура - это внутренняя сущность человека и человеческого общества, что находится «внутри нас» и проявляется в определенных действиях относительно природы.

Структура экологической культуры общественного воспроизводства с точки зрения ее взаимосвязи с элементами экологической культуры может быть изображена следующим образом (рис. 1):

Общественное воспроизводство
Экологизация экономического роста, ее факторы и место среди них экологической культуры - student2.ru
Экономические отношения
Средства производства
Рабочая сила
Экологически согласованные способы деятельности
Экологизированные материальные ценности
Духовные ценности экологически устойчивого проведения
Экологическая культура
Экологизация экономического роста, ее факторы и место среди них экологической культуры - student2.ru Экологизация экономического роста, ее факторы и место среди них экологической культуры - student2.ru Экологизация экономического роста, ее факторы и место среди них экологической культуры - student2.ru Экологизация экономического роста, ее факторы и место среди них экологической культуры - student2.ru Экологизация экономического роста, ее факторы и место среди них экологической культуры - student2.ru Экологизация экономического роста, ее факторы и место среди них экологической культуры - student2.ru

Рис. 1. Место экологической культуры в системе экономических категорий
Экологическая культура экономических отношений
Экологизированные средства производства
Экологическая культура совокупного работника

Интегрированное единство элементов экологической культуры и общественного воспроизводства, как показано на схеме, образует экологическую культуру общественного воспроизводства — уровень развития общественного воспроизводства, определенный степенью его экологической устойчивости и выражаемый в формах экологизированного экономического поведения и экологизированный экономической деятельности.

Особенностью данной интеграции является то, что, объединяясь, указанные элементы сохраняют свои общеродовые признаки и одновременно получает новые видовые черты. Так, производственные отношения трансформируются в экологически устойчивые («экологическая культура производственных отношений»); предмет труда и средства труда превращаются в экологизированные средства производства; рабочая сила — в экологическую культуру совокупного работника. Сообразно со стадиями движения общественного продукта в системе экологической культуры общественного воспроизводства можно выделить ряд подсистем: экологическая культура производства, экологическая культура потребления, экологическая культура распределения, экологическая культура обмена. Взаимосвязь с окружающей природной средой общественного воспроизводства с непрерывным наращиванием объемов общественного воспроизводства. Так как потребности представляют собой исходную движущую силу, дающую первоначальный импульс всему воспроизводственному процессу. Необходимость удовлетворения тех или иных потребностей является одним из основных побудительных мотивов жизнедеятельности общества. На определенном этапе развития экономики уровень изъятия природного материала, необходимого для удовлетворения все возрастающих общественных потребностей, превысил возможности его естественного воспроизводства, что привело к возникновению противоречия между потребностями в развитии общественного производства и сохранением нормальных условий существования человечества, то есть между темпами экономического роста и состоянием окружающей среды.


Наши рекомендации