Порядок работы экспертной комиссии

4.1. Работа экспертной комиссии государственной экологической экспер­тизы начинается с проведения организационного заседания, на котором при­сутствуют члены экспертной комиссии, заказчик документации, подлежащей экологической экспертизе, или его представители, письмо о командировании которых готовится ответственным секретарем экспертной комиссии, а также, при необходимости, представители других заинтересованных организаций. 4.2. В соответствии с п. 14 "Положения о порядке проведения государ­ственной экологической экспертизы", государственная экологическая экс­пертиза объектов федерального уровня, реализация которых затрагивает ин­тересы субъектов Российской Федерации, проводится с участием пред­ставителей соответствующих территориальных органов МПР России. Участие территориального органа может осуществляться в следующих фор­мах:

• территориальный орган делегирует в состав экспертной комиссии своего (их) представителя(ей);

• территориальный орган передает свои заключения с предложениями о возможности реализации (м.б. о возможных последствиях реализации) объекта экспертизы.

4.3. На организационном заседании:

• ответственный секретарь экспертной комиссии сообщает о приказе на проведение государственной экологической экспертизы;

• руководитель экспертной комиссии информирует о порядке проведения государственной экологической экспертизы документации;

• представитель заказчика (разработчика), представленной на. экспертизу документации, докладывает о характере, намечаемой деятельности;

• уточняется календарный план работы экспертной комиссии, экспертных групп и экспертов;

• определяются сроки подготовки групповых и индивидуальных экс­пертных заключений;

• определяется срок подготовки проекта заключения экспертной комиссии.

4.4. Члены экспертной комиссии: изучают материалы, представленные на государственную экологическую экспертизу; анализируют заключения об­щественной экологической экспертизы (в случае его поступления), аргу­ментированные предложения (по экологическим аспектам экспортируемой деятельности) от органов местного самоуправления, общественных органи­заций (объединений) и граждан; подготавливают индивидуальные эксперт­ные заключения.

4.5. В соответствии с п. 13 “Положения о порядке проведения государ­ственной экологической экспертизы”, при необходимости, предусматрива­ется выезд членов экспертной комиссии на место намечаемой хозяйственной деятельности для получения дополнительной информации и проведения вы­ездных заседаний экспертной комиссии. Командирование группы экспертов оформляется приказом МПР России (или ФГУ).

4.6. Приказом МПР Росспи (его территориального органа) в состав экс­пертной комиссии могут дополнительно включаться эксперты для рассмо­трения и оценки отдельных вопросов рассматриваемого объекта экспертизы. В этом случае, заказчику документации, проходящей государственную эко­логическую экспертизу, выставляется дополнительный счет на ее оплату с приложением дополнительной сметы расходов.

4.7. В соответствии с п. 12 “Положения о порядке проведения государ­ственной экологической экспертизы” при необходимости могут быть измене­ны сроки проведения государственной экологической экспертизы, что оформляется приказом МПР России (его территориального органа). Об изме­нении сроков информируется заказчик документации, подлежащей государ­ственной экологической экспертизе, соответствующие административные органы и общественные организации.

4.8. Для получения дополнительной информации о рассматриваемом объекте по запросу экспертов (членов экспертной комиссии) или руководителя экс­пертной комиссии направляется официальное уведомление заказчику о пре­доставлении дополнительных материалов.

4.9. В целях разъяснения проектных решений (технологических, тех­нических, организационных и т. п.) руководитель экспертной комиссии и ру­ководители групп могут приглашать заказчика для участия в рабочих заседа­ниях экспертной комиссии.

4.10. После получения индивидуальных экспертных заключений руково­дители групп подготавливают проекты групповых заключений, обсуждают их на заседаниях экспертных групп и представляют ответственному секре­тарю или руководителю экспертной комиссии индивидуальные и групповые заключения.

4.11. Руководитель и ответственный секретарь экспертной комиссии ана­лизируют и обобщают заключения экспертов (или групповые заключения), готовят проект заключения государственной экологической экспертизы и ма­териалы о рассмотрении при проведении государственной экологической экспертизы, аргументированных предложений по экологическим аспектам реализации намечаемой деятельности, поступивших от органов местного са­моуправления, общественных организаций (объединений) и граждан.

4.12. Проект заключения экспертной комиссии обсуждается на заключи­тельном заседании экспертной комиссии, на которое приглашаются заказчик, разработчики материалов, представители администрации, территориального органа, общественности. Руководитель экспертной комиссии докладывает о результатах работы и выводах экспертной комиссии. Приглашенные на за­ключительное заседание экспертной комиссии могут высказать свои замеча­ния по проекту заключения.

4.13. Заключение экспертной комиссии составляется с учетом ст. 18 Фе­дерального закона “Об экологической экспертизе” и подписывается всеми членами экспертной комиссии МПР России (его территориального органа).

4.14. Каждое рабочее заседание экспертных групп оформляется протоколами и явочными листами, которые подписываются руководителем группы.

4.15. Положительное заключение экспертной комиссии не должно содержать замечаний. Выводы могут содержать рекомендации, если они не меняют су­щества, предложенных заказчиком (разработчиком), документации намечае­мых решений.

4.16. При наличии замечаний экспертов по проекту заключения экспертной комиссии оно дорабатывается и подписывается руководителем, ответ­ственным секретарем экспертной комиссии и всеми её членами.

4.17. Заключение экспертной комиссии (группы) не может быть изменено без согласия лиц, его подписавших.

4.18. Заключение экспертной комиссии, в существующем составе, счи­тается принятым, если оно подписано квалифицированным большинством членов комиссии, составляющим не менее двух третей (2/3) её списочного состава.

4.19. В случае несогласия члена экспертной комиссии с выводами за­ключения, эксперт формулирует особое мнение и оформляет его в виде за­писки, которая прикладывается к заключению. При этом, эксперт подписы­вает заключение экспертной комиссии с отметкой “особое мнение”.

4.20. В СЛУЧАЕ НЕ ПОДПИСАНИЯ ЗАКЛЮЧЕНИЯ
КВАЛИФИЦИРОВАННЫМ БОЛЬШИНСТВОМ ЧЛЕНОВ КОМИССИИ, А
ТАКЖЕ ПРИ НАЛИЧИИ ОСОБОГО МНЕНИЯ ИЛИ ПОДПИСАНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЯ СО ССЫЛКОЙ НА ОСОБОЕ МНЕНИЕ ЭКСПЕРТАМИ,
СОСТАВЛЯЮЩИМИ БОЛЕЕ ОДНОЙ ТРЕТИ СПИСОЧНОГО СОСТАВА
КОМИССИИ, РУКОВОДИТЕЛЬ КОМИССИИ, СОВМЕСТНО С
РУКОВОДИТЕЛЕМ ЭКСПЕРТНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ

ДОКЛАДЫВАЮТ РУКОВОДСТВУ МПР РОССИИ (ЕГО ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОРГАНА) О НЕВОЗМОЖНОСТИ ПРИНЯТИЯ РЕ­ШЕНИЯ (КОММЕНТАРИИ: ИМЕЕТСЯ В ВИДУ, ЧТО РЕШЕНИЕ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРИНИМАЕТСЯ СПЕЦИАЛЬНО УПОЛНОМОЧЕННЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОРГАНОМ, А НЕ КОМИССИЕЙ) ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ, НЕОБХОДИМОСТИ ПРОДЛЕНИЯ СРОКА ЕЕ ПРОВЕДЕНИЯ (НО НЕ БОЛЕЕ 6 МЕСЯЦЕВ СО ДНЯ ЕЕ НАЧАЛА) И ВКЛЮЧЕНИИ В СОСТАВ КОМИССИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ЧЛЕНОВ.

4.21. Если заключение экспертной комиссии не подписано квалифици­рованным большинством голосов ее списочного состава и после продления срока проведения государственной экологической экспертизы, данная эколо­гическая экспертиза считается завершенной без результата. Все заключения и особые мнения экспертов принимаются к сведению. Создается новая экс­пертная комиссия из экспертов, не участвовавших в предыдущей экспертизе и отвечающих всем требованиям, предъявляемым к экспертам.

Оплата работы экспертной комиссии при продлении срока проведения го­сударственной экологической экспертизы в случаях, указанных в настоящем пункте, производится за счет средств МПР России (его территориальных ор­ганов).

5. Требования к оформлению заключения государственной экологи­ческой экспертизы

5.1. В соответствии со ст. 18 п. 4 Федерального закона “Об экологической экспертизе” заключение, подписанное квалифицированным большинством членов экспертной комиссии, приобретает статус заключения государствен-

ной экологической экспертизы после его утверждения руководством МПР России (его территориального органа).

5.2. Руководство МПР России (его территориального органа) имеет право не утверждать заключение экспертной комиссии в случаях:

• нарушения процедуры проведения экологической экспертизы;

• несоответствия выводов заключения замечаниям экспертов.

5.3. УТВЕРЖДЕНИЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ПРОИЗВОДИТСЯ ПРИКАЗОМ
МПР РОССИИ (ЕГО ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОРГАНА), В КОТОРОМ
УСТАНАВЛИВАЕТСЯ СРОК ДЕЙСТВИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО
ЗАКЛЮЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ

ЭКСПЕРТИЗЫ. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПОДПИСЫВАЕТСЯ ЧЛЕНАМИ ЭКСПЕРТНОЙ КОМИССИИ В КОЛИЧЕСТВЕ ДВУХ ЭКЗЕМПЛЯРОВ.

5.4. Положительное заключение государственной экологической экспертизы,
утвержденное в установленном порядке, теряет юридическую силу:

• в соответствии с п. 5 ст. 18 Федерального закона “Об экологической экс­пертизе”;

• в случае признания его недействительным решением суда или арби­тражного суда.

5.5. После завершения государственной экологической экспертизы ответ­
ственный исполнитель экспертного подразделения МПР России (территори­
ального органа) ответственный секретарь экспертной комиссии в соответ­
ствии с п. 6 ст. 18 Федерального закона “Об экологической экспертизе”:

• направляет заключение государственной экологической экспертизы за­казчику в течение пяти дней со дня утверждения заключения государ­ственной экологической экспертизы;

• направляет информацию о заключении государственной экологической экспертизы территориальным специально уполномоченным на то госу­дарственным органам в области охраны окружающей природной среды (в случае проведения государственной экологической экспертизы феде­ральным специально уполномоченным государственным органом в об­ласти экологической экспертизы), органам исполнительной власти субъ­ектов Российской Федерации и органам местного самоуправления;

• направляет письма о выполнении поручения органов государственной власти в случае ее проведения по их поручению;

• направляет письма в средства массовой информации о результатах про­ведения государственной экологической экспертизы с целью инфор­мирования общественности по их запросам;

• подготавливает информацию в банковские организации, осуществля­ющие финансирование проектов, в отношении объектов экологической экспертизы, не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы;

• оформляет акты приемки выполненных экспертами работ и оформляет
документы для их оплаты;

5.6. Один экземпляр материалов, представленных на государственную эколо­гическую экспертизу, после ее завершения остается в экспертном под­разделении, остальные материалы возвращаются заказчику с сопроводи­тельным письмом МПР России (его территориального органа).

5.7. При отрицательном заключении государственной экологической экс­пертизы заказчик вправе доработать документацию в соответствии с изло­женными в заключении замечаниями и предложениями и вновь представить материалы на государственную экологическую экспертизу.

5.8. При несогласии заказчика, общественных организаций и других за­интересованных лиц с заключением государственной экологической экспер­тизы ее результаты могут быть оспорены в судебном порядке.

6. Организация проведения повторной государственной экологи­ческой экспертизы

6.1. В соответствии со статьями 11 и 12 Федерального закона “Об эколо­гической экспертизе”, основанием для повторного рассмотрения материалов по объектам экспертизы являются:

• доработка материалов по замечаниям и предложениям, изложенным в уведомлении экспертного подразделения, проводившего первоначальное рассмотрение материалов, направленных на государственную эко­логическую экспертизу, или содержащихся в отрицательном заключении экспертной комиссии государственной экологической экспертизы;

• изменение условий природопользования;

• реализация объекта экспертизы с отступлением от ранее принятых ре­шений, получивших положительное заключение государственной эко­логической экспертизы;

• истечение срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;

• решение суда, арбитражного суда.

6.2. Повторная государственная экологическая экспертиза образуется тем
же уполномоченным органом в области государственной экологической экс­
пертизы и проводится, как правило, экспертной комиссией в ее первона­
чальном (ранее осуществлявшем экспертизу этого объекта) составе.

Повторная экспертиза, по решению судебных органов, осуществляется экспертным подразделением государственной экологической экспертизы, определяемым решением суда.

6.3. Финансовое обеспечение повторной государственной экологической
экспертизы осуществляется заказчиком в установленном порядке.

В случаях проведения повторной государственной экологической экспер­тизы, по поручению судебных органов, решение о компенсации затрат на проведение государственной экологической экспертизы принимается судом.

6.4. После завершения повторной государственной экологической экспер­тизы, проводимой по решению судебных органов, заключение государствен­ной экологической экспертизы направляется этому судебному органу.

Приложение 7

ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

Общие положения

1. Настоящее Положение устанавливает порядок проведения государ­ственной экологической экспертизы, осуществляемой Министерством при­родных ресурсов Российской Федерации и его территориальными органами в соответствии с Федеральным законом “Об экологической экспертизе”, ины­ми нормативными правовыми актами Российской Федерации и норма­тивными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

2. Государственной экологической экспертизе подлежат конкретные объ­екты государственной экологической экспертизы (документация и материа­лы), определенные в соответствии со статьями 11 и 12 Федерального закона “Об экологической экспертизе”.

3. Министерство природных ресурсов Российской Федерации и его тер­риториальные органы образуют экспертные комиссии государственной эко­логической экспертизы (далее именуется - экспертная комиссия) по каждому конкретному объекту государственной экологической экспертизы (далее именуется - объект экспертизы) как из внештатных экспертов, так и штатных сотрудников (специалистов) этого Министерства и его территориальных ор­ганов.

4. Перечень материалов, представляемых на государственную экологи­ческую экспертизу, по объектам государственной экологической экспертизы, указанным в статьях 11 и 12 Федерального закона “Об экологической экспер­тизе”, определяется нормативными актами Министерства природных ресур­сов Российской Федерации, разработанными с учетом статьи 14 Федерально­го закона “Об экологической экспертизе” и в соответствии с требованиями, установленными для разработки соответствующих видов документации.

Обязательным условием принятия материалов на государственную эко­логическую экспертизу является наличие в них (в составе разделов объекта экспертизы или в виде приложений) данных по оценке воздействия на окру­жающую природную среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности по экологическому обоснованию допустимости её реализации. Наличие, в составе материалов по объекту экспертизы документов, согласовании (раз­решений) Министерства природных ресурсов Российской Федерации или его территориального органа не может считаться заключением государственной экологической экспертизы по данному объекту.

5. Материалы по объектам экспертизы федерального уровня направля­ются заказчиком (физическим или юридическим лицом, представляющие ма­териалы на государственную экологическую экспертизу) в Министерстве природных ресурсов Российской Федерации, а по объектам экспертизы уров­ня субъектов Российской Федерации — в его территориальные органы.

6. Объект экспертизы представляется в 2 экземплярах, другие материалы - в 1 экземпляре.

7. Министерство природных ресурсов Российской Федерации и его тер­риториальные органы имеют право в процессе проведения государственной экологической экспертизы запрашивать у заказчика дополнительную инфор­мацию, необходимую для оценки допустимости воздействия намечаемой деятельности на окружающую природную среду, в том числе данные специальных экологических исследований, результаты расчетов и анализов, иные материалы, необходимые для подготовки заключения государственной экологической экспертизы.

2. Организация и проведение государственной экологической экспер­тизы

8. Материалы, представляемые в Министерство природных ресурсов Рос­сийской Федерации и его территориальные органы на государственную эко­логическую экспертизу, в установленном порядке регистрируются и переда­ются на исполнение в подразделение и/или специально созданное учрежде­ние, специализирующееся в области организации и проведения го­сударственной экологической экспертизы (далее именуется - экспертное подразделение), для проверки полноты и достаточности представленных ма­териалов.

9. Экспертное подразделение Министерства природных ресурсов Россий­ской Федерации или его территориального органа, в срок, не более 7 дней со дня регистрации материалов, уведомляет заказчика:

• при соответствии представленных материалов установленным требо­ваниям - о необходимости оплаты проведения государственной эколо­гической экспертизы в соответствии с прилагаемыми сметой и счётом на её оплату в течение 30 дней со дня получения уведомления;

• при несоответствии материалов установленным требованиям - о сроках представления материалов в полном объёме.

• При отсутствии документа, подтверждающего оплату проведения го­сударственной экологической экспертизы, в течение 30 дней со дня по­лучения уведомления о необходимости оплаты государственной эколо­гической экспертизы, или при непредставлении в установленный срок за­прашиваемых материалов, государственная экологическая экспертиза не проводится, а материалы возвращаются заказчику.

10. Начало срока проведения государственной экологической экспертизы
устанавливается не позднее, чем через 30 дней после получения документа,
подтверждающего ее оплату. В течение этого срока экспертное подразделе­
ние:

• подготавливает предложения по кандидатурам руководителя и ответ­ственного секретаря экспертной комиссии, а также срокам проведения экологической экспертизы;

• с участием руководителя экспертной комиссии подготавливает пред­ложения по составу экспертной комиссии и разрабатывает задание на проведение государственной экологической экспертизы;

• подготавливает проект приказа на проведение государственной эко­логической экспертизы и направляет его руководству Министерства при­родных ресурсов Российской Федерации или его территориального орга­на.

11. Состав экспертной комиссии (руководитель, ответственный секретарь
и члены экспертной комиссии), сроки и задание на проведение государ­
ственной экологической экспертизы утверждаются приказом Министерства
природных ресурсов Российской Федерации или его территориального орга­
на.

Ответственный секретарь экспертной комиссии назначается из числа штатных сотрудников экспертного подразделения.

12. СРОК ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ
ЭКСПЕРТИЗЫ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ
ТРУДОЕМКОСТИ ЭКСПЕРТНЫХ РАБОТ С УЧЁТОМ ОБЪЁМА
ПРЕДСТАВЛЕННЫХ НА ЭКСПЕРТИЗУ МАТЕРИАЛОВ, ПРИРОДНЫХ
ОСОБЕННОСТЕЙ ТЕРРИТОРИИ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В
РАЙОНЕ НАМЕЧАЕМОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОСОБЕННОСТЕЙ
ВОЗДЕЙСТВИЯ НАМЕЧАЕМОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОКРУЖАЮЩУЮ
ПРИРОДНУЮ СРЕДУ. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ
ЭКСПЕРТИЗЫ НЕ ДОЛЖНА ПРЕВЫШАТЬ 4 МЕСЯЦЕВ.
В процессе проведения государственной экологической экспертизы, при не­
обходимости, могут быть изменены сроки ее проведения и количество при­
влекаемых экспертов.

Изменения сроков проведения государственной экологической экспертизы и состава экспертной комиссии оформляются приказом Министерства природ­ных ресурсов Российской Федерации или его территориального органа. При изменении срока проведения государственной экологической экспер­тизы общий срок ее проведения не должен превышать 6 месяцев.

13. Руководитель и ответственный секретарь экспертной комиссии обес­
печивают качественное проведение государственной экологической экспер­
тизы и организуют подготовку сводного заключения экспертной комиссии, в
том числе:

• формируют экспертные группы по основным направлениям государ­ственной экологической экспертизы;

• составляют календарный план работы экспертной комиссии;

• разрабатывают задание экспертам на проведение государственной эко­логической экспертизы и подготавливают его для утверждения руко­водителем экспертного подразделения;

• обеспечивают предоставление экспертам необходимой дополнительной информации;

• организуют в случае необходимости выезд на место членов экспертной комиссии;

• организуют проведение заседаний экспертной комиссии и оформляют протоколы этих заседаний.

14. В случаях, когда при проведении государственной экологической экс­пертизы объектов экспертизы федерального уровня затрагиваются интересы субъектов Российской Федерации, Министерство природных ресурсов Рос­сийской Федерации включает в состав экспертной комиссии экспертов по представлениям соответствующих территориальных органов Министерства природных ресурсов Российской Федерации.

В этих случаях субъекты Российской Федерации вправе делегировать экс­пертов для участия в заседаниях экспертных комиссий в качестве наблю­дателей.

15. Экспертная комиссия определяет:

• соответствие намечаемой деятельности требованиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по вопросам охраны окружающей природной среды;

• полноту выявления масштабов прогнозируемого воздействия на окру­жающую природную среду в результате осуществления намечаемой дея­тельности и экологическую обоснованность допустимости её реализации;

• достаточность предусмотренных мер по обеспечению экологической безопасности и сохранению природного потенциала.

16. В процессе работы экспертной комиссии:

• проводится организационное заседание экспертной комиссии, на кото­ром определяются основные направления работы экспертов и экспертных групп (при их создании), выдаются задания экспертам и утверждается кален­дарный план работы экспертной комиссии;

• подготавливаются индивидуальные и групповые (при наличии экс­пертных групп) экспертные заключения, которые передаются ответ­ственному секретарю экспертной комиссии;

• составляется руководителем и ответственным секретарем экспертной ко­миссии проект сводного заключения экспертной комиссии на основании ин­дивидуальных и групповых экспертных заключений;

• обсуждается проект заключения экспертной комиссии на заседаниях экс­
пертной комиссии.

17. Заседания экспертной комиссии оформляются протоколами, подписы­ваемыми руководителем и ответственным секретарем экспертной комиссии.

18. Заключения экспертов и экспертных групп рассматриваются на за­седаниях экспертной комиссии.

19. При одобрении проекта сводного заключения экспертной комиссии, подготовленного ее руководителем и ответственным секретарем, квалифи­цированным большинством (не менее двух третей) списочного состава экс­пертной комиссии проект заключения (отрицательного или положительного) подписывается членами экспертной комиссии в полном составе, после чего оно является заключением, подготовленным экспертной комиссией.

При несогласии отдельных членов экспертной комиссии с заключением, подготовленным экспертной комиссией, они подписывают заключение с по­меткой "особое мнение''. Особое мнение оформляется экспертом в виде до­кумента, содержащего обоснование причин несогласия эксперта с выводами заключения и указание конкретных фактов несоответствия представленных на экспертизу материалов экологическим требованиям и нормам.

20. Заключение, подготовленное экспертной комиссией, должно содер­
жать обоснованные выводы о допустимости (недопустимости) воздействия
на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности, кото­
рая подлежит государственной экологической экспертизе, и о возможности
реализации объекта экспертизы.

Положительное заключение, подготовленное экспертной комиссией, должно содержать выводы:

• о соответствии намечаемой деятельности экологическим требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды;

• о допустимости намечаемого воздействия на окружающую природную среду;

• о возможности реализации объекта экспертизы. Отрицательное заключе­ние, подготовленное экспертной комиссией, может содержать выводы двух видов:

а) о необходимости доработки представленных материалов по замечаниям
и предложениям, изложенным в заключении, подготовленном экспертной
комиссией;

б) о недопустимости реализации объекта экспертизы, ввиду необеспе­
ченности соблюдения требований экологической безопасности намечаемой
деятельности.

21. Заключение, подготовленное экспертной комиссией, с особыми мне­
ниями экспертов и протокол заключительного заседания экспертной комис­
сии передаются в экспертное подразделение для подготовки проекта приказа
об утверждении этого заключения.

22. При несогласии более одной трети списочного состава экспертной комиссии с выводами проекта сводного заключения, подготовленного её ру­ководителем и ответственным секретарем, экспертной комиссией готовятся предложения о дальнейшем проведении государственной экологической экс­пертизы, в том числе о продлении срока её проведения и о включении в со­став экспортной комиссии дополнительных экспертов. Указанные предложения отражаются в протоколе заседания экспертной ко­миссии, который передается в экспертное подразделение для подготовки проекта соответствующего приказа.

23. Государственная экологическая экспертиза считается завершенной после утверждения приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации или его территориального органа заключения, подготовленного экспертной комиссией.

24. Заключение, подготовленное экспертной комиссией, приобретает ста­тус заключения государственной экологической экспертизы со дня его утвер­ждения.

25. Заключение государственной экологической экспертизы по проектах правовых актов Российской Федерации, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую природную среду, должно со­держать выводы о соответствии (несоответствии) основных положении ука­занного проекта правового акта законодательству Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и требованиям экологической безопасности, а также выводы об экологических и, связанных с ними. иных последствиях реализации данного объекта экспертизы (эти выводы должны присутствовать в заключении любой экспертной комиссии).

26. Срок действия положительного заключения государственной эколо­гической экспертизы устанавливается приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации или его территориального органа.

27. Заключение государственной экологической экспертизы с сопрово­дительным письмом направляется заказчику в течение 5 дней со дня его ут­верждения.

Информация о результатах проведения государственной экологическое экс­пертизы направляется заинтересованным организациям в соответствие со статьями 7 и 8 Федерального закона “Об экологической экспертизе”.

28. В случае отрицательного заключения государственной экологической экспертизы заказчик вправе представить материалы на повторную государ­ственную экологическую экспертизу, при условии их переработки, с учётом замечаний и предложений, изложенных в этом заключении.

29. Заказчик документации, общественные организации, а также другие заинтересованные лица, не согласные с заключением государственной эко-

логической экспертизы, имеют право обжаловать его в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(a) Приложение 8

ПРИМЕРЫ ОФОРМЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ЭКСПЕРТНЫХ ЗАКЛЮЧЕНИЙ

(ii) ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

XLII. Сидоровой Александры Анатольевны
по материалам: РД «Очистные сооружения отделочного производства
ОАО “Кохматекстиль”»
________

1. Предметом экспертного заключения явились:

РД “Очистные сооружения отделочного производства ОАО “Кохматек­стиль”” в том числе:

•“Очистные сооружения отделочного производства ОАО «Кохматек­
стиль»”. Технические решения.

- задание на проектирование локальных очистных сооружений от 13.08.2002 г. Копия на 2 стр.

- письмо № 1-13-54 “Об исходных данных для проектирования очистных сооружений” от 10.09.2002 г. Копия на 2 стр.

- результаты анализов проб сточных вод ОАО «Кохматекстиль» № 38 выполненных УМП “Водоконал” от 12.11.2001 г. Копия на 1 стр.

- технологическая схема очистки стоков. Копия на 1 стр.

- постановление Главы города Иванова № 436-2 от 18.05.1998 г. Копия на 1стр.

- приказ КПР по Ивановской области № 20У “Об утверждении заключе­ния Государственной экологической экспертизы материалов ТЭО “Проведе­ние научно-исследовательских и конструкторских работ по созданию микро­фильтрационной установки производительностью 700 м3/сут””. Копия на 1 стр.

- заключение Государственной экологической экспертизы материалов ТЭО “Проведение научно-исследовательских и конструкторских работ по созданию микрофильтрационной установки производительностью 700 м3/сут”. Копия на 6 стр.

- ответы на замечания Государственной экологической экспертизы по материалам ТЭО “Проведение научно-исследовательских и конструкторских работ по созданию микрофильтрационной установки производительностью 700 м3/сут”. Копия на 3 стр.

• “Очистные сооружения отделочного производства ОАО «Кохматек­стиль»”. Рабочая документация.

• “Очистные сооружения отделочного производства ОАО «Кохматек­стиль»”. Сметная документация.

· ТЭО по договору № 6/01 от 1.06.2001 с ОАО “Кохматекстиль” “Проведе­
ние научно-исследовательских и конструкторских работ по созданию мик­
рофильтрационной установки производительностью 700 м3/сут”.

· Ответ МУПП “Кохмабытсервис” на письмо 1-13-12 от 11.02.2003 г. Копия
на 1 стр.

· Техническое заключение по определению класса опасности для окружаю­
щей природной среды отходов, образующихся в результате производст­
венной деятельности ОАО «Кохматекстиль», г. Кохма, Ивановской облас­
ти.

· Письмо от главного инженера ОАО «Кохматекстиль».
В ЧАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ.

2. Краткое содержание представленных материалов

В представленных на Государственную экологическую экспертизу (ГЭЭ) материалах рассматривается возможность применения микрофильтра­ционной установки (МФ) для глубокой очистки красильно-отделочных сточ­ных вод, образующихся в технологическом процессе на ОАО “Кохматек-стиль”.

Принцип работы установки основан на методе безреагентной тангенци­альной микрофильтрации. В установке используется новое оборудование -динамические фильтры, работающие в режиме "перекрестного потока". Про­цесс очистки осуществляется в трубчатых модулях на специально разрабо­танных эластичных Фильтрующих элементах профильного типа с регули­руемым профилем. Микрофильтрационная установка отличается от традици­онных отраслевых очистных сооружений тем, что выполнена в малогабарит­ном блочно-модульном варианте стоимостью в 2-3 раза ниже и занимает в 3-5 раз меньшую производственную площадь. Оборудование, входящее в со­став установки высокопроизводительное непрерывного действия, герметич­ное, экологически безопасное. Расходуемым материалом при очистке служит стальной скрап (отходы металлообработки) - дешевый и не дефицитный.

Установка характеризуется незначительным потреблением электроэнер­гии - в 2-3 раза более низким, чем в традиционных технологиях (имеется ги­гиенический сертификат № 77.01.22.490.Т.08361.02.9 от 25.02.1999г. и изго­тавливается в соответствии с ВТУ-01-05-99-НИИЭкология).

Промышленные сточные воды от печатного цеха (от кирзомоек, печат­ных машин, помещений мойки раклей и шаблонов, красковарки) объемом 700 м3/сут поступают самотеком в промежуточную металлическую ёмкость (V = 24 м3). Из емкости стоки центробежными насосами перекачиваются в емкость объёмом 300 м3, которая служит накопителем и усреднителем. Из данной ёмкости сточные воды подаются на ферритные установки, где проис­ходит обработка стоков железом. С ферритного модуля вода поступает на микрофильтрационные модули, где фильтруется через тканые рукава (590 шт.).

Регенерация фильтровальных модулей производится “обратным пото­ком” сжатым воздухом.

Очищенные воды самотёком поступают в накопительные коробки, кото­рые одновременно служат отстойниками. Из коробок вода забирается насо­сом и подается в трубопровод, где смешивается с технической водой из р. Уводь, и подается на технические нужды.

Осадок с ферритных и микрофильтрационных установок собирается в емкость для осадка V = 4.5 м3, из которого подается на обезвоживание на ва­куум-фильтры и далее транспортируется на тележки. Осадок хранится в на­сосной станции и, по мере накопления будет утилизироваться на свалке (от­вет МУПП “Кохмабытсервис” № 292 от 19.02.2003 г. на письмо № 1-13-12 от 11.02.03 г.). Как альтернативный вариант рассматривается возможность ис­пользования осадка для производства железобетонных конструкций. В мате-

риалах РД говорится, что класс опасности осадка будет подтвержден экспе­риментальным путем в процессе пуско-наладочных работ.

В материалах рабочего проекта представлено технико-экономическое обоснование на изготовление микрофильтрационной установки для глубокой очистки красильно-отделочных сточных вод. В качестве исходных данных приняты следующие научные материалы:

- результаты аналитического обследования химического состава и физико-химических свойств образцов сточной воды ОАО "Кохматекстиль", передан­ных Заказчиком для проведения опытных испытаний;

- результаты научно-исследовательских работ и на пилотных установках технологии очистки сточных вод;

- результаты конструкторских разработок по созданию новой природо­
охранной техники и ее промышленной эксплуатации.

Сводная стоимость строительства очистных сооружений составит 5511,94 тыс. руб. в ценах 2002 г..

Наши рекомендации