Порядок работы экспертной комиссии
4.1. Работа экспертной комиссии государственной экологической экспертизы начинается с проведения организационного заседания, на котором присутствуют члены экспертной комиссии, заказчик документации, подлежащей экологической экспертизе, или его представители, письмо о командировании которых готовится ответственным секретарем экспертной комиссии, а также, при необходимости, представители других заинтересованных организаций. 4.2. В соответствии с п. 14 "Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы", государственная экологическая экспертиза объектов федерального уровня, реализация которых затрагивает интересы субъектов Российской Федерации, проводится с участием представителей соответствующих территориальных органов МПР России. Участие территориального органа может осуществляться в следующих формах:
• территориальный орган делегирует в состав экспертной комиссии своего (их) представителя(ей);
• территориальный орган передает свои заключения с предложениями о возможности реализации (м.б. о возможных последствиях реализации) объекта экспертизы.
4.3. На организационном заседании:
• ответственный секретарь экспертной комиссии сообщает о приказе на проведение государственной экологической экспертизы;
• руководитель экспертной комиссии информирует о порядке проведения государственной экологической экспертизы документации;
• представитель заказчика (разработчика), представленной на. экспертизу документации, докладывает о характере, намечаемой деятельности;
• уточняется календарный план работы экспертной комиссии, экспертных групп и экспертов;
• определяются сроки подготовки групповых и индивидуальных экспертных заключений;
• определяется срок подготовки проекта заключения экспертной комиссии.
4.4. Члены экспертной комиссии: изучают материалы, представленные на государственную экологическую экспертизу; анализируют заключения общественной экологической экспертизы (в случае его поступления), аргументированные предложения (по экологическим аспектам экспортируемой деятельности) от органов местного самоуправления, общественных организаций (объединений) и граждан; подготавливают индивидуальные экспертные заключения.
4.5. В соответствии с п. 13 “Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы”, при необходимости, предусматривается выезд членов экспертной комиссии на место намечаемой хозяйственной деятельности для получения дополнительной информации и проведения выездных заседаний экспертной комиссии. Командирование группы экспертов оформляется приказом МПР России (или ФГУ).
4.6. Приказом МПР Росспи (его территориального органа) в состав экспертной комиссии могут дополнительно включаться эксперты для рассмотрения и оценки отдельных вопросов рассматриваемого объекта экспертизы. В этом случае, заказчику документации, проходящей государственную экологическую экспертизу, выставляется дополнительный счет на ее оплату с приложением дополнительной сметы расходов.
4.7. В соответствии с п. 12 “Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы” при необходимости могут быть изменены сроки проведения государственной экологической экспертизы, что оформляется приказом МПР России (его территориального органа). Об изменении сроков информируется заказчик документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, соответствующие административные органы и общественные организации.
4.8. Для получения дополнительной информации о рассматриваемом объекте по запросу экспертов (членов экспертной комиссии) или руководителя экспертной комиссии направляется официальное уведомление заказчику о предоставлении дополнительных материалов.
4.9. В целях разъяснения проектных решений (технологических, технических, организационных и т. п.) руководитель экспертной комиссии и руководители групп могут приглашать заказчика для участия в рабочих заседаниях экспертной комиссии.
4.10. После получения индивидуальных экспертных заключений руководители групп подготавливают проекты групповых заключений, обсуждают их на заседаниях экспертных групп и представляют ответственному секретарю или руководителю экспертной комиссии индивидуальные и групповые заключения.
4.11. Руководитель и ответственный секретарь экспертной комиссии анализируют и обобщают заключения экспертов (или групповые заключения), готовят проект заключения государственной экологической экспертизы и материалы о рассмотрении при проведении государственной экологической экспертизы, аргументированных предложений по экологическим аспектам реализации намечаемой деятельности, поступивших от органов местного самоуправления, общественных организаций (объединений) и граждан.
4.12. Проект заключения экспертной комиссии обсуждается на заключительном заседании экспертной комиссии, на которое приглашаются заказчик, разработчики материалов, представители администрации, территориального органа, общественности. Руководитель экспертной комиссии докладывает о результатах работы и выводах экспертной комиссии. Приглашенные на заключительное заседание экспертной комиссии могут высказать свои замечания по проекту заключения.
4.13. Заключение экспертной комиссии составляется с учетом ст. 18 Федерального закона “Об экологической экспертизе” и подписывается всеми членами экспертной комиссии МПР России (его территориального органа).
4.14. Каждое рабочее заседание экспертных групп оформляется протоколами и явочными листами, которые подписываются руководителем группы.
4.15. Положительное заключение экспертной комиссии не должно содержать замечаний. Выводы могут содержать рекомендации, если они не меняют существа, предложенных заказчиком (разработчиком), документации намечаемых решений.
4.16. При наличии замечаний экспертов по проекту заключения экспертной комиссии оно дорабатывается и подписывается руководителем, ответственным секретарем экспертной комиссии и всеми её членами.
4.17. Заключение экспертной комиссии (группы) не может быть изменено без согласия лиц, его подписавших.
4.18. Заключение экспертной комиссии, в существующем составе, считается принятым, если оно подписано квалифицированным большинством членов комиссии, составляющим не менее двух третей (2/3) её списочного состава.
4.19. В случае несогласия члена экспертной комиссии с выводами заключения, эксперт формулирует особое мнение и оформляет его в виде записки, которая прикладывается к заключению. При этом, эксперт подписывает заключение экспертной комиссии с отметкой “особое мнение”.
4.20. В СЛУЧАЕ НЕ ПОДПИСАНИЯ ЗАКЛЮЧЕНИЯ
КВАЛИФИЦИРОВАННЫМ БОЛЬШИНСТВОМ ЧЛЕНОВ КОМИССИИ, А
ТАКЖЕ ПРИ НАЛИЧИИ ОСОБОГО МНЕНИЯ ИЛИ ПОДПИСАНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЯ СО ССЫЛКОЙ НА ОСОБОЕ МНЕНИЕ ЭКСПЕРТАМИ,
СОСТАВЛЯЮЩИМИ БОЛЕЕ ОДНОЙ ТРЕТИ СПИСОЧНОГО СОСТАВА
КОМИССИИ, РУКОВОДИТЕЛЬ КОМИССИИ, СОВМЕСТНО С
РУКОВОДИТЕЛЕМ ЭКСПЕРТНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ
ДОКЛАДЫВАЮТ РУКОВОДСТВУ МПР РОССИИ (ЕГО ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОРГАНА) О НЕВОЗМОЖНОСТИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ (КОММЕНТАРИИ: ИМЕЕТСЯ В ВИДУ, ЧТО РЕШЕНИЕ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРИНИМАЕТСЯ СПЕЦИАЛЬНО УПОЛНОМОЧЕННЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОРГАНОМ, А НЕ КОМИССИЕЙ) ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ, НЕОБХОДИМОСТИ ПРОДЛЕНИЯ СРОКА ЕЕ ПРОВЕДЕНИЯ (НО НЕ БОЛЕЕ 6 МЕСЯЦЕВ СО ДНЯ ЕЕ НАЧАЛА) И ВКЛЮЧЕНИИ В СОСТАВ КОМИССИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ЧЛЕНОВ.
4.21. Если заключение экспертной комиссии не подписано квалифицированным большинством голосов ее списочного состава и после продления срока проведения государственной экологической экспертизы, данная экологическая экспертиза считается завершенной без результата. Все заключения и особые мнения экспертов принимаются к сведению. Создается новая экспертная комиссия из экспертов, не участвовавших в предыдущей экспертизе и отвечающих всем требованиям, предъявляемым к экспертам.
Оплата работы экспертной комиссии при продлении срока проведения государственной экологической экспертизы в случаях, указанных в настоящем пункте, производится за счет средств МПР России (его территориальных органов).
5. Требования к оформлению заключения государственной экологической экспертизы
5.1. В соответствии со ст. 18 п. 4 Федерального закона “Об экологической экспертизе” заключение, подписанное квалифицированным большинством членов экспертной комиссии, приобретает статус заключения государствен-
ной экологической экспертизы после его утверждения руководством МПР России (его территориального органа).
5.2. Руководство МПР России (его территориального органа) имеет право не утверждать заключение экспертной комиссии в случаях:
• нарушения процедуры проведения экологической экспертизы;
• несоответствия выводов заключения замечаниям экспертов.
5.3. УТВЕРЖДЕНИЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ПРОИЗВОДИТСЯ ПРИКАЗОМ
МПР РОССИИ (ЕГО ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОРГАНА), В КОТОРОМ
УСТАНАВЛИВАЕТСЯ СРОК ДЕЙСТВИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО
ЗАКЛЮЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ
ЭКСПЕРТИЗЫ. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПОДПИСЫВАЕТСЯ ЧЛЕНАМИ ЭКСПЕРТНОЙ КОМИССИИ В КОЛИЧЕСТВЕ ДВУХ ЭКЗЕМПЛЯРОВ.
5.4. Положительное заключение государственной экологической экспертизы,
утвержденное в установленном порядке, теряет юридическую силу:
• в соответствии с п. 5 ст. 18 Федерального закона “Об экологической экспертизе”;
• в случае признания его недействительным решением суда или арбитражного суда.
5.5. После завершения государственной экологической экспертизы ответ
ственный исполнитель экспертного подразделения МПР России (территори
ального органа) ответственный секретарь экспертной комиссии в соответ
ствии с п. 6 ст. 18 Федерального закона “Об экологической экспертизе”:
• направляет заключение государственной экологической экспертизы заказчику в течение пяти дней со дня утверждения заключения государственной экологической экспертизы;
• направляет информацию о заключении государственной экологической экспертизы территориальным специально уполномоченным на то государственным органам в области охраны окружающей природной среды (в случае проведения государственной экологической экспертизы федеральным специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы), органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления;
• направляет письма о выполнении поручения органов государственной власти в случае ее проведения по их поручению;
• направляет письма в средства массовой информации о результатах проведения государственной экологической экспертизы с целью информирования общественности по их запросам;
• подготавливает информацию в банковские организации, осуществляющие финансирование проектов, в отношении объектов экологической экспертизы, не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы;
• оформляет акты приемки выполненных экспертами работ и оформляет
документы для их оплаты;
5.6. Один экземпляр материалов, представленных на государственную экологическую экспертизу, после ее завершения остается в экспертном подразделении, остальные материалы возвращаются заказчику с сопроводительным письмом МПР России (его территориального органа).
5.7. При отрицательном заключении государственной экологической экспертизы заказчик вправе доработать документацию в соответствии с изложенными в заключении замечаниями и предложениями и вновь представить материалы на государственную экологическую экспертизу.
5.8. При несогласии заказчика, общественных организаций и других заинтересованных лиц с заключением государственной экологической экспертизы ее результаты могут быть оспорены в судебном порядке.
6. Организация проведения повторной государственной экологической экспертизы
6.1. В соответствии со статьями 11 и 12 Федерального закона “Об экологической экспертизе”, основанием для повторного рассмотрения материалов по объектам экспертизы являются:
• доработка материалов по замечаниям и предложениям, изложенным в уведомлении экспертного подразделения, проводившего первоначальное рассмотрение материалов, направленных на государственную экологическую экспертизу, или содержащихся в отрицательном заключении экспертной комиссии государственной экологической экспертизы;
• изменение условий природопользования;
• реализация объекта экспертизы с отступлением от ранее принятых решений, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы;
• истечение срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;
• решение суда, арбитражного суда.
6.2. Повторная государственная экологическая экспертиза образуется тем
же уполномоченным органом в области государственной экологической экс
пертизы и проводится, как правило, экспертной комиссией в ее первона
чальном (ранее осуществлявшем экспертизу этого объекта) составе.
Повторная экспертиза, по решению судебных органов, осуществляется экспертным подразделением государственной экологической экспертизы, определяемым решением суда.
6.3. Финансовое обеспечение повторной государственной экологической
экспертизы осуществляется заказчиком в установленном порядке.
В случаях проведения повторной государственной экологической экспертизы, по поручению судебных органов, решение о компенсации затрат на проведение государственной экологической экспертизы принимается судом.
6.4. После завершения повторной государственной экологической экспертизы, проводимой по решению судебных органов, заключение государственной экологической экспертизы направляется этому судебному органу.
Приложение 7
ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
Общие положения
1. Настоящее Положение устанавливает порядок проведения государственной экологической экспертизы, осуществляемой Министерством природных ресурсов Российской Федерации и его территориальными органами в соответствии с Федеральным законом “Об экологической экспертизе”, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
2. Государственной экологической экспертизе подлежат конкретные объекты государственной экологической экспертизы (документация и материалы), определенные в соответствии со статьями 11 и 12 Федерального закона “Об экологической экспертизе”.
3. Министерство природных ресурсов Российской Федерации и его территориальные органы образуют экспертные комиссии государственной экологической экспертизы (далее именуется - экспертная комиссия) по каждому конкретному объекту государственной экологической экспертизы (далее именуется - объект экспертизы) как из внештатных экспертов, так и штатных сотрудников (специалистов) этого Министерства и его территориальных органов.
4. Перечень материалов, представляемых на государственную экологическую экспертизу, по объектам государственной экологической экспертизы, указанным в статьях 11 и 12 Федерального закона “Об экологической экспертизе”, определяется нормативными актами Министерства природных ресурсов Российской Федерации, разработанными с учетом статьи 14 Федерального закона “Об экологической экспертизе” и в соответствии с требованиями, установленными для разработки соответствующих видов документации.
Обязательным условием принятия материалов на государственную экологическую экспертизу является наличие в них (в составе разделов объекта экспертизы или в виде приложений) данных по оценке воздействия на окружающую природную среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности по экологическому обоснованию допустимости её реализации. Наличие, в составе материалов по объекту экспертизы документов, согласовании (разрешений) Министерства природных ресурсов Российской Федерации или его территориального органа не может считаться заключением государственной экологической экспертизы по данному объекту.
5. Материалы по объектам экспертизы федерального уровня направляются заказчиком (физическим или юридическим лицом, представляющие материалы на государственную экологическую экспертизу) в Министерстве природных ресурсов Российской Федерации, а по объектам экспертизы уровня субъектов Российской Федерации — в его территориальные органы.
6. Объект экспертизы представляется в 2 экземплярах, другие материалы - в 1 экземпляре.
7. Министерство природных ресурсов Российской Федерации и его территориальные органы имеют право в процессе проведения государственной экологической экспертизы запрашивать у заказчика дополнительную информацию, необходимую для оценки допустимости воздействия намечаемой деятельности на окружающую природную среду, в том числе данные специальных экологических исследований, результаты расчетов и анализов, иные материалы, необходимые для подготовки заключения государственной экологической экспертизы.
2. Организация и проведение государственной экологической экспертизы
8. Материалы, представляемые в Министерство природных ресурсов Российской Федерации и его территориальные органы на государственную экологическую экспертизу, в установленном порядке регистрируются и передаются на исполнение в подразделение и/или специально созданное учреждение, специализирующееся в области организации и проведения государственной экологической экспертизы (далее именуется - экспертное подразделение), для проверки полноты и достаточности представленных материалов.
9. Экспертное подразделение Министерства природных ресурсов Российской Федерации или его территориального органа, в срок, не более 7 дней со дня регистрации материалов, уведомляет заказчика:
• при соответствии представленных материалов установленным требованиям - о необходимости оплаты проведения государственной экологической экспертизы в соответствии с прилагаемыми сметой и счётом на её оплату в течение 30 дней со дня получения уведомления;
• при несоответствии материалов установленным требованиям - о сроках представления материалов в полном объёме.
• При отсутствии документа, подтверждающего оплату проведения государственной экологической экспертизы, в течение 30 дней со дня получения уведомления о необходимости оплаты государственной экологической экспертизы, или при непредставлении в установленный срок запрашиваемых материалов, государственная экологическая экспертиза не проводится, а материалы возвращаются заказчику.
10. Начало срока проведения государственной экологической экспертизы
устанавливается не позднее, чем через 30 дней после получения документа,
подтверждающего ее оплату. В течение этого срока экспертное подразделе
ние:
• подготавливает предложения по кандидатурам руководителя и ответственного секретаря экспертной комиссии, а также срокам проведения экологической экспертизы;
• с участием руководителя экспертной комиссии подготавливает предложения по составу экспертной комиссии и разрабатывает задание на проведение государственной экологической экспертизы;
• подготавливает проект приказа на проведение государственной экологической экспертизы и направляет его руководству Министерства природных ресурсов Российской Федерации или его территориального органа.
11. Состав экспертной комиссии (руководитель, ответственный секретарь
и члены экспертной комиссии), сроки и задание на проведение государ
ственной экологической экспертизы утверждаются приказом Министерства
природных ресурсов Российской Федерации или его территориального орга
на.
Ответственный секретарь экспертной комиссии назначается из числа штатных сотрудников экспертного подразделения.
12. СРОК ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ
ЭКСПЕРТИЗЫ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ
ТРУДОЕМКОСТИ ЭКСПЕРТНЫХ РАБОТ С УЧЁТОМ ОБЪЁМА
ПРЕДСТАВЛЕННЫХ НА ЭКСПЕРТИЗУ МАТЕРИАЛОВ, ПРИРОДНЫХ
ОСОБЕННОСТЕЙ ТЕРРИТОРИИ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В
РАЙОНЕ НАМЕЧАЕМОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОСОБЕННОСТЕЙ
ВОЗДЕЙСТВИЯ НАМЕЧАЕМОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОКРУЖАЮЩУЮ
ПРИРОДНУЮ СРЕДУ. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ
ЭКСПЕРТИЗЫ НЕ ДОЛЖНА ПРЕВЫШАТЬ 4 МЕСЯЦЕВ.
В процессе проведения государственной экологической экспертизы, при не
обходимости, могут быть изменены сроки ее проведения и количество при
влекаемых экспертов.
Изменения сроков проведения государственной экологической экспертизы и состава экспертной комиссии оформляются приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации или его территориального органа. При изменении срока проведения государственной экологической экспертизы общий срок ее проведения не должен превышать 6 месяцев.
13. Руководитель и ответственный секретарь экспертной комиссии обес
печивают качественное проведение государственной экологической экспер
тизы и организуют подготовку сводного заключения экспертной комиссии, в
том числе:
• формируют экспертные группы по основным направлениям государственной экологической экспертизы;
• составляют календарный план работы экспертной комиссии;
• разрабатывают задание экспертам на проведение государственной экологической экспертизы и подготавливают его для утверждения руководителем экспертного подразделения;
• обеспечивают предоставление экспертам необходимой дополнительной информации;
• организуют в случае необходимости выезд на место членов экспертной комиссии;
• организуют проведение заседаний экспертной комиссии и оформляют протоколы этих заседаний.
14. В случаях, когда при проведении государственной экологической экспертизы объектов экспертизы федерального уровня затрагиваются интересы субъектов Российской Федерации, Министерство природных ресурсов Российской Федерации включает в состав экспертной комиссии экспертов по представлениям соответствующих территориальных органов Министерства природных ресурсов Российской Федерации.
В этих случаях субъекты Российской Федерации вправе делегировать экспертов для участия в заседаниях экспертных комиссий в качестве наблюдателей.
15. Экспертная комиссия определяет:
• соответствие намечаемой деятельности требованиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по вопросам охраны окружающей природной среды;
• полноту выявления масштабов прогнозируемого воздействия на окружающую природную среду в результате осуществления намечаемой деятельности и экологическую обоснованность допустимости её реализации;
• достаточность предусмотренных мер по обеспечению экологической безопасности и сохранению природного потенциала.
16. В процессе работы экспертной комиссии:
• проводится организационное заседание экспертной комиссии, на котором определяются основные направления работы экспертов и экспертных групп (при их создании), выдаются задания экспертам и утверждается календарный план работы экспертной комиссии;
• подготавливаются индивидуальные и групповые (при наличии экспертных групп) экспертные заключения, которые передаются ответственному секретарю экспертной комиссии;
• составляется руководителем и ответственным секретарем экспертной комиссии проект сводного заключения экспертной комиссии на основании индивидуальных и групповых экспертных заключений;
• обсуждается проект заключения экспертной комиссии на заседаниях экс
пертной комиссии.
17. Заседания экспертной комиссии оформляются протоколами, подписываемыми руководителем и ответственным секретарем экспертной комиссии.
18. Заключения экспертов и экспертных групп рассматриваются на заседаниях экспертной комиссии.
19. При одобрении проекта сводного заключения экспертной комиссии, подготовленного ее руководителем и ответственным секретарем, квалифицированным большинством (не менее двух третей) списочного состава экспертной комиссии проект заключения (отрицательного или положительного) подписывается членами экспертной комиссии в полном составе, после чего оно является заключением, подготовленным экспертной комиссией.
При несогласии отдельных членов экспертной комиссии с заключением, подготовленным экспертной комиссией, они подписывают заключение с пометкой "особое мнение''. Особое мнение оформляется экспертом в виде документа, содержащего обоснование причин несогласия эксперта с выводами заключения и указание конкретных фактов несоответствия представленных на экспертизу материалов экологическим требованиям и нормам.
20. Заключение, подготовленное экспертной комиссией, должно содер
жать обоснованные выводы о допустимости (недопустимости) воздействия
на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности, кото
рая подлежит государственной экологической экспертизе, и о возможности
реализации объекта экспертизы.
Положительное заключение, подготовленное экспертной комиссией, должно содержать выводы:
• о соответствии намечаемой деятельности экологическим требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды;
• о допустимости намечаемого воздействия на окружающую природную среду;
• о возможности реализации объекта экспертизы. Отрицательное заключение, подготовленное экспертной комиссией, может содержать выводы двух видов:
а) о необходимости доработки представленных материалов по замечаниям
и предложениям, изложенным в заключении, подготовленном экспертной
комиссией;
б) о недопустимости реализации объекта экспертизы, ввиду необеспе
ченности соблюдения требований экологической безопасности намечаемой
деятельности.
21. Заключение, подготовленное экспертной комиссией, с особыми мне
ниями экспертов и протокол заключительного заседания экспертной комис
сии передаются в экспертное подразделение для подготовки проекта приказа
об утверждении этого заключения.
22. При несогласии более одной трети списочного состава экспертной комиссии с выводами проекта сводного заключения, подготовленного её руководителем и ответственным секретарем, экспертной комиссией готовятся предложения о дальнейшем проведении государственной экологической экспертизы, в том числе о продлении срока её проведения и о включении в состав экспортной комиссии дополнительных экспертов. Указанные предложения отражаются в протоколе заседания экспертной комиссии, который передается в экспертное подразделение для подготовки проекта соответствующего приказа.
23. Государственная экологическая экспертиза считается завершенной после утверждения приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации или его территориального органа заключения, подготовленного экспертной комиссией.
24. Заключение, подготовленное экспертной комиссией, приобретает статус заключения государственной экологической экспертизы со дня его утверждения.
25. Заключение государственной экологической экспертизы по проектах правовых актов Российской Федерации, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую природную среду, должно содержать выводы о соответствии (несоответствии) основных положении указанного проекта правового акта законодательству Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и требованиям экологической безопасности, а также выводы об экологических и, связанных с ними. иных последствиях реализации данного объекта экспертизы (эти выводы должны присутствовать в заключении любой экспертной комиссии).
26. Срок действия положительного заключения государственной экологической экспертизы устанавливается приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации или его территориального органа.
27. Заключение государственной экологической экспертизы с сопроводительным письмом направляется заказчику в течение 5 дней со дня его утверждения.
Информация о результатах проведения государственной экологическое экспертизы направляется заинтересованным организациям в соответствие со статьями 7 и 8 Федерального закона “Об экологической экспертизе”.
28. В случае отрицательного заключения государственной экологической экспертизы заказчик вправе представить материалы на повторную государственную экологическую экспертизу, при условии их переработки, с учётом замечаний и предложений, изложенных в этом заключении.
29. Заказчик документации, общественные организации, а также другие заинтересованные лица, не согласные с заключением государственной эко-
логической экспертизы, имеют право обжаловать его в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(a) Приложение 8
ПРИМЕРЫ ОФОРМЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ЭКСПЕРТНЫХ ЗАКЛЮЧЕНИЙ
(ii) ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
XLII. Сидоровой Александры Анатольевны
по материалам: РД «Очистные сооружения отделочного производства
ОАО “Кохматекстиль”»________
1. Предметом экспертного заключения явились:
РД “Очистные сооружения отделочного производства ОАО “Кохматекстиль”” в том числе:
•“Очистные сооружения отделочного производства ОАО «Кохматек
стиль»”. Технические решения.
- задание на проектирование локальных очистных сооружений от 13.08.2002 г. Копия на 2 стр.
- письмо № 1-13-54 “Об исходных данных для проектирования очистных сооружений” от 10.09.2002 г. Копия на 2 стр.
- результаты анализов проб сточных вод ОАО «Кохматекстиль» № 38 выполненных УМП “Водоконал” от 12.11.2001 г. Копия на 1 стр.
- технологическая схема очистки стоков. Копия на 1 стр.
- постановление Главы города Иванова № 436-2 от 18.05.1998 г. Копия на 1стр.
- приказ КПР по Ивановской области № 20У “Об утверждении заключения Государственной экологической экспертизы материалов ТЭО “Проведение научно-исследовательских и конструкторских работ по созданию микрофильтрационной установки производительностью 700 м3/сут””. Копия на 1 стр.
- заключение Государственной экологической экспертизы материалов ТЭО “Проведение научно-исследовательских и конструкторских работ по созданию микрофильтрационной установки производительностью 700 м3/сут”. Копия на 6 стр.
- ответы на замечания Государственной экологической экспертизы по материалам ТЭО “Проведение научно-исследовательских и конструкторских работ по созданию микрофильтрационной установки производительностью 700 м3/сут”. Копия на 3 стр.
• “Очистные сооружения отделочного производства ОАО «Кохматекстиль»”. Рабочая документация.
• “Очистные сооружения отделочного производства ОАО «Кохматекстиль»”. Сметная документация.
· ТЭО по договору № 6/01 от 1.06.2001 с ОАО “Кохматекстиль” “Проведе
ние научно-исследовательских и конструкторских работ по созданию мик
рофильтрационной установки производительностью 700 м3/сут”.
· Ответ МУПП “Кохмабытсервис” на письмо 1-13-12 от 11.02.2003 г. Копия
на 1 стр.
· Техническое заключение по определению класса опасности для окружаю
щей природной среды отходов, образующихся в результате производст
венной деятельности ОАО «Кохматекстиль», г. Кохма, Ивановской облас
ти.
· Письмо от главного инженера ОАО «Кохматекстиль».
В ЧАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ.
2. Краткое содержание представленных материалов
В представленных на Государственную экологическую экспертизу (ГЭЭ) материалах рассматривается возможность применения микрофильтрационной установки (МФ) для глубокой очистки красильно-отделочных сточных вод, образующихся в технологическом процессе на ОАО “Кохматек-стиль”.
Принцип работы установки основан на методе безреагентной тангенциальной микрофильтрации. В установке используется новое оборудование -динамические фильтры, работающие в режиме "перекрестного потока". Процесс очистки осуществляется в трубчатых модулях на специально разработанных эластичных Фильтрующих элементах профильного типа с регулируемым профилем. Микрофильтрационная установка отличается от традиционных отраслевых очистных сооружений тем, что выполнена в малогабаритном блочно-модульном варианте стоимостью в 2-3 раза ниже и занимает в 3-5 раз меньшую производственную площадь. Оборудование, входящее в состав установки высокопроизводительное непрерывного действия, герметичное, экологически безопасное. Расходуемым материалом при очистке служит стальной скрап (отходы металлообработки) - дешевый и не дефицитный.
Установка характеризуется незначительным потреблением электроэнергии - в 2-3 раза более низким, чем в традиционных технологиях (имеется гигиенический сертификат № 77.01.22.490.Т.08361.02.9 от 25.02.1999г. и изготавливается в соответствии с ВТУ-01-05-99-НИИЭкология).
Промышленные сточные воды от печатного цеха (от кирзомоек, печатных машин, помещений мойки раклей и шаблонов, красковарки) объемом 700 м3/сут поступают самотеком в промежуточную металлическую ёмкость (V = 24 м3). Из емкости стоки центробежными насосами перекачиваются в емкость объёмом 300 м3, которая служит накопителем и усреднителем. Из данной ёмкости сточные воды подаются на ферритные установки, где происходит обработка стоков железом. С ферритного модуля вода поступает на микрофильтрационные модули, где фильтруется через тканые рукава (590 шт.).
Регенерация фильтровальных модулей производится “обратным потоком” сжатым воздухом.
Очищенные воды самотёком поступают в накопительные коробки, которые одновременно служат отстойниками. Из коробок вода забирается насосом и подается в трубопровод, где смешивается с технической водой из р. Уводь, и подается на технические нужды.
Осадок с ферритных и микрофильтрационных установок собирается в емкость для осадка V = 4.5 м3, из которого подается на обезвоживание на вакуум-фильтры и далее транспортируется на тележки. Осадок хранится в насосной станции и, по мере накопления будет утилизироваться на свалке (ответ МУПП “Кохмабытсервис” № 292 от 19.02.2003 г. на письмо № 1-13-12 от 11.02.03 г.). Как альтернативный вариант рассматривается возможность использования осадка для производства железобетонных конструкций. В мате-
риалах РД говорится, что класс опасности осадка будет подтвержден экспериментальным путем в процессе пуско-наладочных работ.
В материалах рабочего проекта представлено технико-экономическое обоснование на изготовление микрофильтрационной установки для глубокой очистки красильно-отделочных сточных вод. В качестве исходных данных приняты следующие научные материалы:
- результаты аналитического обследования химического состава и физико-химических свойств образцов сточной воды ОАО "Кохматекстиль", переданных Заказчиком для проведения опытных испытаний;
- результаты научно-исследовательских работ и на пилотных установках технологии очистки сточных вод;
- результаты конструкторских разработок по созданию новой природо
охранной техники и ее промышленной эксплуатации.
Сводная стоимость строительства очистных сооружений составит 5511,94 тыс. руб. в ценах 2002 г..