Работа экспертной комиссии. требования к экспертной группе

1. В состав экспертной комиссии государственной экологической экспертизы включаются внештатные эксперты, по согласованию с ними, и в случаях, определенных нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области экологической экспертизы, могут включаться в качестве экспертов государственной экологической экспертизы его штатные сотрудники и штатные сотрудники его территориальных органов.


2. Назначение руководителя и ответственного секретаря экспертной комиссии

государственной экологической экспертизы, формирование экспертной комиссии государственной экологической экспертизы при участии ее руководителя и утверждение ее персонального состава осуществляются федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы.

Государственная экологическая экспертиза проводится экспертной комиссией, образованной федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы для проведения экологической экспертизы конкретного объекта.

В состав комиссии входят:

1. руководитель

2. ответственный секретарь

3. внештатные эксперты

4. эксперты штата федерального органа исполнительной власти в области экологической экспертизы и его территориальных органов.

Персональный состав комиссии подлежит утверждению в установленном порядке. Состав экспертной комиссии в соответствии с Положением о порядке проведения государственной экологической экспертизы, утв. Постановлением Правительства РФ от 11 июня 1996 г. N 698, сроки и задание на проведение государственной экологической экспертизы утверждаются приказом, как и изменение сроков проведения государственной экологической экспертизы и состава экспертной комиссии.

Руководитель и ответственный секретарь экспертной комиссии обеспечивают качественное проведение государственной экологической экспертизы и организуют подготовку сводного заключения экспертной комиссии, в том числе:

1. формируют экспертные группы по основным направлениям ГЭЭ;

2. составляют календарный план работы экспертной комиссии;

3. разрабатывают задание экспертам на проведение ГЭЭ;

4. обеспечивают предоставление экспертам необходимой дополнительной информации;

5. организуют в случае необходимости выезд на место членов экспертной комиссии;

6. организуют проведение заседаний экспертной комиссии и оформляют протоколы этих заседаний.

В процессе работы экспертной комиссии:

· проводится организационное заседание экспертной комиссии, на котором определяются основные направления работы экспертов и экспертных групп (при их создании),

· выдаются задания экспертам и утверждается календарный план работы экспертной комиссии;

· подготавливаются индивидуальные и групповые (при наличии экспертных групп) экспертные заключения, которые передаются ответственному секретарю экспертной комиссии;

· составляется руководителем и ответственным секретарем экспертной комиссии проект сводного заключения экспертной комиссии на основании индивидуальных и групповых экспертных заключений;

· обсуждается проект заключения экспертной комиссии на заседаниях экспертной комиссии.

Вопросам организации проведения государственной экологической экспертизы, порядку работы экспертной комиссии посвящен Регламент проведения государственной экологической экспертизы, утв. Приказом Госкомэкологии РФ от 17 июня 1997 г. N 280.

Число членов экспертной комиссии в соответствии с Регламентом должно быть нечетным и не менее трех человек.

Правовой статус экспертов экспертной комиссии государственной экологической экспертизы закреплен в статье 16 Федерального закона "Об экологической экспертизе".

Эксперт государственной экологической экспертизы - специалист, обладающий научными и (или) практическими познаниями по рассматриваемому вопросу и привлеченный в установленном порядке к проведению государственной экологической экспертизы по соответствующим направлениям науки, техники, технологии.

Правовые гарантии независимости эксперта государственной экологической экспертизы содержатся в части 2 статьи 16 Федерального закона "Об экологической экспертизе" и сводятся к тому, что экспертом не может быть лицо, каким-либо образом связанное с заказчиком или разработчиком документации, подлежащей экологической экспертизе.

Права эксперта:

1. заявлять федеральному органу государственной власти в области экологической экспертизы или органам государственной власти субъектов Российской Федерации о необходимости представления заказчиком на государственную экологическую экспертизу дополнительных материалов для всесторонней и объективной оценки объектов государственной экологической экспертизы;

2. формулировать особое мнение по объекту государственной экологической экспертизы, которое прилагается к заключению государственной экологической экспертизы.

Обязанности эксперта:

1. осуществлять всесторонний, полный, объективный и комплексный анализ представляемых на государственную экологическую экспертизу материалов с учетом передовых достижений отечественной и зарубежной науки и техники, определять их соответствие нормативным правовым актам Российской Федерации в области охраны окружающей среды, нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды, нормативно-техническим документам и предоставлять заключения по таким материалам;

2. соблюдать требования законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе и законодательства субъектов Российской Федерации об экологической экспертизе;

3. соблюдать установленные федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы порядок и сроки осуществления государственной экологической экспертизы;

4. обеспечивать объективность и обоснованность выводов своего заключения по объекту экологической экспертизы;

5. участвовать в подготовке материалов, обосновывающих учет при проведении государственной экологической экспертизы заключения общественной экологической экспертизы, а также поступившие от органов местного самоуправления, общественных организаций (объединений) и граждан аргументированные предложения по экологическим аспектам хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе;

6. обеспечивать сохранность материалов и конфиденциальность сведений, представленных на государственную экологическую экспертизу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЭЭ. СТРУКТУРА, СОДЕРЖАНИЕ И ЮРИДИЧЕСКАЯ СИЛА

1. Заключением государственной экологической экспертизы является документ, подготовленный экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, содержащий обоснованные выводы о соответствии документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, одобренный квалифицированным большинством списочного состава указанной экспертной комиссии и соответствующий заданию на проведение экологической экспертизы, выдаваемому федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

2. К заключению, подготовленному экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, прилагаются особые обоснованные мнения ее экспертов, не согласных с принятым этой экспертной комиссией заключением.

3. Заключение, подготовленное экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, подписывается руководителем этой экспертной комиссии, ее ответственным секретарем и всеми ее членами и не может быть изменено без их согласия.

4. Заключение, подготовленное экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, после его утверждения федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации приобретает статус заключения ГЭЭ. Утверждение заключения, подготовленного экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, является актом, подтверждающим соответствие порядка проведения государственной экологической экспертизы требованиям настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

5. Заключение государственной экологической экспертизы по объектам, , за исключением проектов нормативных правовых актов Российской Федерации, может быть положительным или отрицательным.

Положительное заключение государственной экологической экспертизы является одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта государственной экологической экспертизы.

Положительное заключение государственной экологической экспертизы имеет юридическую силу в течение срока, определенного федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации, проводящим конкретную государственную экологическую экспертизу.

Положительное заключение государственной экологической экспертизы теряет юридическую силу в случае:

1. доработки объекта государственной экологической экспертизы по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;

2. изменения условий природопользования федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды;

3. реализации объекта государственной экологической экспертизы с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию;

4. истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;

5. внесения изменений в проектную и иную документацию после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Правовым последствием отрицательного заключения государственной экологической экспертизы является запрет реализации объекта государственной экологической экспертизы.

Несоблюдение требования обязательного проведения государственной экологической экспертизы проекта международного договора является основанием для признания его недействительным.

Заключения государственной экологической экспертизы по проектам нормативных правовых актов Российской Федерации рассматриваются принимающими эти акты органами государственной власти.

6. Заключение государственной экологической экспертизы направляется заказчику. Для осуществления соответствующих контрольных функций информация о заключении государственной экологической экспертизы направляется территориальным органам федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный экологический надзор (в случае проведения государственной экологической экспертизы федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы), органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления и в случаях, определяемых федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы, - кредитным организациям, которые осуществляют финансирование реализации объекта государственной экологической экспертизы.

7. В случае отрицательного заключения государственной экологической экспертизы заказчик вправе представить материалы на повторную государственную экологическую экспертизу при условии их переработки с учетом замечаний, изложенных в данном отрицательном заключении.

8. Заключения государственной экологической экспертизы могут быть оспорены в судебном порядке.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ____________ (наименование территориального органа) ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА Утверждено приказом Государственного комитета ______ (наименование территориального органа) N _______ от "__" ____________ 199_ г. ЗАКЛЮЧЕНИЕ экспертной комиссии государственной экологической экспертизы _________________________ (наименование объекта экспертизы) г. _______________ "__" ____________ 199_ г. (указать город) Экспертная комиссия государственной экологической экспертизы,утвержденная приказом Государственного комитета ___________________________ (наименование___________ территориального органа)N _____ от "__" ____________ 199_ г. в составе:руководитель комиссии _____________________ (инициалы, фамилия, ученая степень, звание)заместитель руководителя __________________ (инициалы, фамилия, ученая степень, звание)ответственный секретарь ___________________ (инициалы, фамилия, ученая степень, звание)технический секретарь _____________________ (инициалы, фамилия, ученая степень, звание)члены экспертной комиссии: ________________ ________________ ________________ (инициалы, фамилии, ученые степени, звания)рассмотрела разработанные _________________ (наименование организации, год разработки)и представленные __________________________ (наименование организации, представившей документацию)на государственную экологическую экспертизу материалы ________________________________ (наименование материалов) 1. На экспертизу были представлены следующие материалы: __________________________ (перечень документации, включая согласования___________ государственных органов надзора, контроля,___________ заключение общественной экологической экспертизы,___________ протоколы общественных слушаний и др.) 2. По запросу экспертной комиссии государственной экологическойэкспертизы дополнительно были представлены следующие материалы: ______________________ (перечень дополнительных материалов) Основные разделы заключения: 3. Излагается содержание экспортируемых материалов, в том числе: - вид намечаемой хозяйственной деятельности и ее возможное влияние на окружающую природную среду; указываются объекты и объемы природопользования, источники загрязнения; - обоснование выбора места размещения объекта; - информация о современном состоянии природной среды; - информация о социальной инфраструктуре и традиционном природопользовании; - информация о разработанных в документации мерах по достижению и обеспечению экологической безопасности (технические и организационные решения по предупреждению и ликвидации последствий негативных воздействий); - информация об отходах производства и их утилизации (складирование, уничтожение, переработка, возможность вторичного использования в качестве сырья); - информация об изложенных в документации ожидаемых последствиях (данные о возможном ущербе окружающей среде и природным ресурсам, меры по компенсации) в случае реализации объекта экспертизы; - информация о результатах обсуждения общественностью намечаемой хозяйственной деятельности и об основных выводах заключения общественной экспертизы по представленной документации, если производились эти мероприятия. 4. Дается информация о результатах анализа объекта экспертизы. Часть, содержащая итог анализа представленных материалов, должна включать оценку: - достоверности и полноты информации о состоянии природной среды, хозяйственной деятельности и демографической ситуации в регионе на момент разработки документации; - учета природной специфики территории; - выполнения условий природопользования, которые были определены органами государственного надзора и контроля; - полноты информации об источниках и объектах воздействия на окружающую среду, правильности определения величин экологического ущерба от намечаемой хозяйственной деятельности; - правильности оценки риска возникновения аварий; - достаточности предусмотренных резервов финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий; - обоснованности полноты и эффективности мер по охране окружающей природной среды и здоровья населения; - соответствия принятых решений требованиям природоохранительного законодательства. В завершающем разделе этой части: - дается оценка правильности принятых решений по выбранному варианту размещения, планируемым природоохранным мероприятиям, организации сети наблюдения (экологическому мониторингу), достаточности запланированных организационных мероприятий и технических средств для ликвидации последствий аварий и т.п.; - указывается допустимость (или недопустимость) обусловленных проектной документацией намечаемой хозяйственной деятельности воздействий на окружающую среду; - делаются замечания, высказываются предложения и даются рекомендации, направленные на улучшение принятых в рассмотренной документации решений и на повышение степени экологической безопасности в случае реализации намечаемой хозяйственной деятельности; - указывается, с учетом стадийности проектирования, вид документации, в которой, по мнению экспертов, могут быть учтены при дальнейшем проектировании замечания, предложения и рекомендации. При написании аналитической части этого раздела целесообразно его текст разделить на два подраздела: "Замечания" и "Предложения и рекомендации". Подраздел "Замечания" должен включать в себя важнейшие вопросы обеспечения экологической безопасности, которые необходимо обязательно решить на данной стадии проектирования. Объем замечаний определяет окончательный вывод заключения экспертной комиссии (как правило - отрицательный). Подраздел "Предложения и рекомендации" носит рекомендательный характер, включая предложения, направленные на дальнейшее совершенствование принятых организационных и технических решений. Учет этих предложений на последующих стадиях проектирования будет способствовать улучшению экологической обстановки в регионе размещения строящегося объекта. 5. Выводы. Выводы могут быть или только положительными, или только отрицательными и не должны содержать каких-либо условностей ("при условии, если..."). Выводы должны содержать: - оценку качества рассмотренной документации; - оценку соответствия намечаемой деятельности экологическим требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды; - подтверждение допустимости или утверждение недопустимости намечаемого воздействия на окружающую природную среду; - резюме о возможности (невозможности) реализации объекта экспертизы. * * * С учетом изложенного, предлагается следующий примерный состав оформленного заключения: 1. История вопроса. 2. Краткая природная и социально-экономическая характеристика района размещения объекта хозяйственной и иной деятельности. 3. Оценка современного состояния окружающей природной среды. 4. Основные проектные технические и технологические решения. 5. Материалы по охране окружающей природной среды, покомпонентно: 5.1. Недра, оценка техногенного воздействия на рельеф. 5.2. Атмосферный воздух. 5.3. Поверхностные и подземные воды. 5.4. Земельные ресурсы, почвы, ландшафты. 5.5. Биологические ресурсы. 5.5.1. Растительность. 5.5.2. Животный мир. 5.5.3. Ихтиофауна. 5.6. Сбор, утилизация и захоронение отходов. 5.7. Меры, направленные на предупреждение и ликвидацию аварий. 5.8. Мониторинг окружающей природной среды. 6. Эколого-экономические и социальные вопросы. 7. Общая оценка представленных материалов. 8. Выводы.

Заключение общественной экологической экспертизы

1. Заключение общественной экологической экспертизы направляется федеральному органу исполнительной власти в области экологической экспертизы или органу государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющему государственную экологическую экспертизу, заказчику документации, подлежащей общественной экологической экспертизе, органам, принимающим решение о реализации объектов экологической экспертизы, органам местного самоуправления и может передаваться другим заинтересованным лицам.

2. Заключение общественной экологической экспертизы приобретает юридическую силу после утверждения его федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

2.1. При проведении государственной экологической экспертизы заключение общественной экологической экспертизы учитывается в случае, если общественная экологическая экспертиза была проведена в отношении того же объекта до дня окончания срока проведения государственной экологической экспертизы.

3. В случае придания юридической силы заключению общественной экологической экспертизы на руководителя и членов экспертной комиссии общественной экологической экспертизы распространяются требования статей 30 - 34 настоящего Федерального закона.

4. Заключения общественной экологической экспертизы могут публиковаться в средствах массовой информации, передаваться органам местного самоуправления, органам государственной экологической экспертизы, заказчикам документации, подлежащей общественной экологической экспертизе, и другим заинтересованным лицам.

Наши рекомендации