Государственная экологическая экспертиза
Закон Российской Федерации «Об экологической экспертизе» определяет экологическую экспертизу как «установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологичес ким требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы».
Целью государственной экологической экспертизы является предупреждение возможных неблагоприятных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий.
Зарубежное и международное природоохранные законодательства рассматривают цель экологической экспертизы как воплощение предупредительной экологической политики, подразумевающей оценку экологического воздействия проектов хозяйственного развития на окружающую среду и активное участие общественности на всех стадиях проведения экологической экспертизы.
Задачами государственной экологической экспертизыявляются
- организация и проведение всесторонних, объективных научно обоснованных исследований, анализа и оценки объектов экспертизы;
- оценка соответствия объектов экологической экспертизы экологическим стандартам;
- анализ информации об объектах экологической экспертизы и прогнозирование возможных изменений экологической обстановки;
- обеспечение государственного экологического контроля над качеством подготовки проекта объекта экспертизы;
- подготовка объективных научно обоснованных выводов (заключений) экологической экспертизы и своевременная передача их государственным и иным органам, принимающим решение о реализации объекта экспертизы;
- информирование заинтересованных лиц, общественности и граждан о возможных неблагоприятных воздействиях на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствиях намечаемой деятельности.
Основными принципами государственной экологической экспертизы являются:
- обязательность;
- научная обоснованность;
- независимость;
- широкая гласность и участие общественности;
- презумпция потенциальной экологической опасности;
- комплексность оценки;
- приоритет экологической безопасности;
- платность экологической экспертизы.
Принцип обязательности является ведущим. Он является обязательной мерой охраны окружающей природной среды, предшествующей принятию хозяйственного решения.
Принцип научной обоснованности, объективности и законности выводов означает, что экологическая экспертиза представляет собой научно-исследовательский процесс и должна производиться на современном научно-техническом уровне, с использованием новейших форм и методов научных исследований квалифицированными учеными-экспертами. При этом в результате должна быть осуществлена не столько фиксация допущенных нарушений, сколько оценка их последствий, разработаны рекомендации органам или лицам, принимающим решения, а также выполнены прогнозы наиболее эффективных и экологически безопасных условий их реализации в действующих объектах.
Принцип независимости государственной экологической экспертизы означает, что непременным условием ее эффективности является функциональная и финансовая независимость органов, которые организуют экспертизу и экспертов. Эксперты должны иметь преимущественно внештатный статус.
Принцип широкой гласности и участия общественности предполагает доступность информации о ходе проведения экспертизы и о принятых решениях. Гласность экологической информации тесно связана с привлечением общественности к участию в проведении государственной экологической экспертизы. Формами такого участия могут быть: рассмотрение предложений граждан и общественных объединений при проведении экологической экспертизы, включение представителей общественности в состав экспертных комиссий, ознакомление населения с результатами государственной экологической экспертизы, проведение референдумов и т.д.
Принцип презумпции потенциальной экологической опасности распространяется на любую намечаемую хозяйственную и иную деятельность.
Различают два вида экологической экспертизы: государственную и общественную. Государственная экологическая экспертиза проводится соответствующими органами государственной экологической экспертизы. Общественная экологическая экспертиза проводится научными коллективами, общественными объединениями, органами местного самоуправления по их инициативе и становится юридически обязательной после утверждения ее результатов соответствующими органами государственной экологической экспертизы. Причем общественная экологическая экспертиза может проводиться в том случае, если этот вид деятельности определен их уставами, которые зарегистрированы в установленном порядке.
Различают три основных типа государственной экологической экспертизы: экспертизы предплановых, предпроектных и проектных материалов.
В качестве субъектов государственной экологической экспертизы выступают государственные органы и экспертные комиссии. Закон «Об экологической экспертизе» определяет их полномочия на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации. Данный закон впервые вводит понятие «специально уполномоченные государственные органы в области экологической экспертизы». Таковыми являются федеральный специально уполномоченный на то государственный орган в области охраны окружающей природной среды и его территориальные органы, которые имеют исключительное право на проведение государственной экологической экспертизы и осуществляют соответствующие функции через свои подразделения.
Субъектами государственной экологической экспертизы выступают, как правило, три стороны: заказчик, подрядчик (исполнитель) и потребитель.
Заказчикомявляется властная государственная структура, наделенная соответствующим правом назначать подобную государственную экологическую экспертизу.
Подрядчиком(исполнителем) обычно является самостоятельная комиссия, подобранная компетентным органом из нештатных экспертов и утвержденная им.
Потребителемявляется предприятие, организация, учреждение, объекты или документы которых стали предметом экспертного анализа. В ходе дальнейшего развития экспертного процесса, например, при назначении дополнительной или повторной экспертизы, обжаловании заключения экспертной комиссии, т.е. расширении круга эколого-экспертных отношений, число субъектов и их виды могут меняться. В этом случае субъектами экологической экспертизы могут быть:
- представители общественности;
- представители научно-исследовательских и проектных организаций, не входящих в состав экспертных комиссий, но создающих те самые материалы и документы, подлежащие экспертизе,
т.е. фактически проводящих первичную стадию - оценку воздействия на окружающую среду (ОВОС);
- работники государственных органов контроля и надзора, а также других организаций и учреждений Единой государственной системы экологического мониторинга (ЕГСЭМ), выявляющих первичную информацию о нарушениях действующих законов, норм, правил и стандартов в отношении уже действующих объектов экологической экспертизы;
- персонал, работающий на действующих объектах, подлежащих экологической экспертизе.
Объектами экологической экспертизы являются все предплановые, предпроектные и проектные материалы по объектам и мероприятиям, намечаемым к реализации, независимо от их сметной стоимости и принадлежности, а также экологические обоснования лицензий и сертификатов.
Предплановыми материалами является документация информационно-методического характера, содержащая различные характеристики объекта планирования. К предплановым документам относят: прогнозы развития отраслей хозяйства, схемы и планы развития городов и территорий, в том числе районной планировки (застройки) населенных пунктов, комплексные схемы охраны и использования отдельных природных ресурсов, различных зон и территорий.
К предпроектным материалам относятся: материалы выбора площадки строительства (трассы), технико-экономические обоснования (ТЭО), основные положения на строительное проектирование и соответствующие задания, специальные условия на строительное проектирование и т.д.
К проектным материалам относятся типовые и индивидуальные проекты на строительство, реконструкцию, развитие, техническое перевооружение, ликвидацию предприятий, зданий, сооружений и др. объектов, а также рабочая и сметная документация.
Обязательной государственной экологической экспертизе подлежат также проекты нормативно-правовых актов, утверждаемых органами государственной власти РФ и ее субъектов, если они затрагивают объекты или деятельность, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую природную среду.
На государственную экологическую экспертизу рекомендуется представлять материалы, содержащие:
- информацию о природной среде (природные условия) и хозяйственном использовании территории, о природоохранных объектах, количественных показателях состояния компонентов экосистем (воздуха, воды, почвы и т.д.);
- оценку существующего экологического состояния территории;
- данные о характере планируемой деятельности и видах воздействия;
- ограничения по пользованию природной средой;
- прогноз изменений природной среды при реализации проектных решений;
- сведения о социальной среде и здоровье населения;
- оценку последствий воздействия объекта на природную среду и население;
- характеристику и оценку эффективности природоохранных
мероприятий и других мер по предупреждению и снижению негативного воздействия объекта.
Процедура проведения экологической экспертизы включает в себя пять стадий:
1) назначение экспертизы и ее организация;
2) сбор, обобщение, анализ и оценку поступившей информации;
3) формирование предварительного заключения и ознакомление с ним общественности;
4) представление окончательного заключения экспертной комиссии и утверждение его руководителем компетентного органа;
5) разрешение споров и проведение повторной (дополнительной) экспертизы.
Основная задача экспертной комиссии или эксперта, проводящего государственную экологическую экспертизу, состоит в сборе, обобщении, анализе и оценке информации. По ряду объектов экспертизы представление подобного рода экологической информации вменяется в обязанность потребителю экспертизы. Что касается особо экологически опасных видов хозяйственной деятельности, на экспертизу в этом случае обязательно должны быть представлены материалы, которые называются «Заявление об экологических последствиях», или результаты проведения оценки воздействия объекта на окружающую среду (ОВОС).
Заключение, подготовленное экспертной комиссией, утверждается руководителем специально уполномоченного государственного органа в области экологической экспертизы, после чего приобретает статус заключения государственной экологической экспертизы и становится обязательным для всех ее участников. Положительное заключение государственной экологической экспертизы является одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта экспертизы.
Правовым последствием отрицательного заключения государственной экологической экспертизы является запрет реализации объекта.
Ответственность в области экологической экспертизывозникает в связи с нарушениями законодательства РФ в этой области. Закон «Об экологической экспертизе» устанавливает уголовную, административную, материальную и гражданскую ответственности, включая компенсацию причиненного гражданину морального вреда.
Финансирование государственной экологической экспертизыосуществляется в соответствии с Законом «Об экологической экспертизе» за счет средств заказчика в соответствии со сметой расходов и порядком, устанавливаемым специально уполномоченным органом в области государственной экологической экспертизы. Средства перечисляются заказчиком на отдельный субсчет специально уполномоченного органа в области государственной экологической экспертизы. Перечисленные финансовые средства расходуются исключительно на проведение государственной экологической экспертизы в порядке, утвержденном Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ.
В соответствии с законодательством РФ об экологической экспертизе применяется общепринятая норма: если международным договором РФ установлены иные правила в области экологической экспертизы, чем те, которые предусмотрены российским законодательством, применяются правила международного договора. При этом технико-экономические обоснования и проекты, в том числе с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц, подлежат обязательной экологической экспертизе наравне с российскими.
2. Оценка экологического риска в процессе производственной деятельности
В Законе РФ «Об экологической экспертизе» любая хозяйственная деятельность признается потенциально экологически опасной. Поэтому учет экологической составляющей при анализе и оценках возможных рисков планируемой деятельности является обязательной частью инвестиций.
Принятие хозяйственного решения на основе анализа экологического риска включает четыре последовательных стадии:
- идентификация видов опасностей для человека и окружающей природной среды хозяйственной и иной планируемой деятельности;
- количественная оценка планируемого воздействия, ранжирование рисков по степени опасности и их учет при подготовке принятия решений;
- принятие решения о допустимости планируемой деятельности для объектов охраны окружающей природной среды;
- осуществление контроля управления состояния окружающей среды и мониторинга планируемой деятельности.
В настоящее время наиболее крупные инвестиции связаны с градостроительными проектами и социально-экономическими программами. Процесс строительства можно подразделить на три основных этапа:
1) оформление и получение прав аренды земельного участка;
2) подготовка проектно-сметной документации;
3) ведение строительных и инженерно-технических работ.
Экологические риски должны быть рассмотрены на самых ранних стадиях обоснования инвестиций, когда решается вопрос возможности приобретения прав аренды земельного участка. При этом учитывается как местоположение площадки, так и предусмотренные бизнес-планом объем и перечень хозяйственных намерений. Анализ экологического риска при выборе площадки должен учитывать все экологические условия, окружающую застройку и планировку территории, транспортные связи, инженерные сети и инфраструктуру обслуживания, наличие зданий и сооружений, а также зеленые насаждения.
Оценка экологических рисков, связанных с планируемыми действиями, учитывает их объем, масштаб, допустимость и возможность реализации на данной территории, а также оценку экологических рисков всей сопутствующей деятельности, обеспечивающей функционирование основного объекта. На данном этапе подготавливаются ограничения и рекомендации для следующих стадий инвестиционно-строительного процесса, выполнение которых позволяет ограничивать или минимизировать риск при их реализации.
При разработке и утверждении проектно-сметной документации основные экологические проблемы связаны с возможными отклонениями от согласованного проектного решения либо с невыполнением ограничений, а также с возрастанием времени и затрат на проектирование и реализацию развития инженерной инфраструктуры.
Строительство на площадке после получения прав землепользования и в соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией должно вестись согласно плану-графику строительных и установочных работ. Проект организации строительства должен учитывать все ограничения на строительство, необходимость организации временных подъездных путей и инженерного обеспечения, выполнения требуемых проверок и технических исследований.
Оценка правильности и достаточности определения экологического риска может быть дана через действующие экономические механизмы, которые включают:
- процедуру, проводимую на ранних стадиях обоснований инвестиций при предпроектных проработках, когда оцениваются возможные негативные последствия планируемых намерений по эко
номической, экологической и социальной составляющим;
- процедуру государственной экологической экспертизы, проводимой на стадии градостроительной и проектной документации;
- экологический контроль и мониторинг ведущихся строительных и инженерно-технических работ на соответствие их нормативным требованиям и утвержденному решению;
- лицензирование всех видов деятельности, которые непосредственно или опосредованно могут оказать негативное влияние на окружающую природную среду;
- экологическое страхование предприятия, жизни и здоровья населения от возможных негативных последствий инвестиционной деятельности;
- экологический аудит действующих хозяйствующих субъектов.
Экологическое сопровождение инвестиционной деятельности на всех этапах реализации планируемой деятельности способствует исключению неоправданных рисков.
3. Основы оценки экологического риска для здоровья населения
В настоящее время наиболее актуальной и сложной проблемой является установление связи между воздействием факторов окружающей среды и состоянием здоровья населения. Принято считать, что здоровье человека определяется сложным воздействием целого ряда факторов:
- наследственность;
- образ жизни и наличие вредных привычек;
- социально-экономическое и психологическое благополучие;
- доступность и качество медицинского обслуживания;
- качество окружающей среды;
- санитарно-техническое обеспечение обитаемости.
По мнению экспертов ВОЗ, 23% всех заболеваний и 25% всех случаев рака обусловлены действием факторов окружающей среды. Вклад экологических факторов в риск развития нарушений состояния здоровья населения не постоянен и зависит от вида нарушений здоровья, конкретных географических, социально-экономических и многих других особенностей региона. По данным российских ученых, 49-53% факторов, влияющих на здоровье, относится к образу жизни (курение, употребление алкоголя, злоупотребление лекарствами, характер питания, гиподинамия и т.п.). Вклад генетических и биологических факторов в состояние здоровья населения составляет 18-22%, состояние здравоохранения - 18-20%.
По данным Агентства по охране окружающей среды США, факторы окружающей среды играют ведущую роль в развитии 50% всех злокачественных новообразований. Причем среди факторов канцерогенного риска ведущее место занимают солнечное облучение (риск 1:3) и курение (8:100), т.е. факторы, регулируемые самим человеком. Суммарный вклад этих факторов составляет около 40%.
Загрязнение окружающей среды вносит значительно меньший вклад в канцерогенный риск (от 0,1 до 10%).
В последние годы смертность населения в России резко возросла и в 1,5 раза выше, чем в развитых странах. Больше всего россиян умирает от болезней системы кровообращения (более 50%), несчастных случаев, отравлений, травм и онкологических заболеваний.
Среди причин смерти в экономически развитых странах ведущее место занимают болезни сердца (33,5%), злокачественные новообразования (23,5%), цереброваскулярные заболевания (6,7%), несчастные случаи (4,3%), грипп (3,7%). При этом основной вклад в причины смерти вносят факторы окружающей среды и образа жизни человека. Так, в 1/6 всех случаев смерть обусловлена курением. Вклад данного фактора в риск смерти от заболеваний коронарных сосудов оценивается в 21%, от рака - 30%. Половина всех случаев смерти в результате убийств, самоубийств и автомобильных аварий связана с приемом алкоголя.
Статистики подсчитали, что в новогодние торжества россияне выпивают почти половину «среднегодичной» алкогольной «нормы», составляющей для среднего россиянина 15 литров водки в год. Если же учесть, что статистические данные включают и младенцев, то эта цифра возрастёт, как минимум, на треть. В России по состоянию на 1 декабря 2004 года насчитывалось более 2,6 миллионов алкоголиков.
По данным НИИ наркологии России, до 80% сыновей и до 20% дочерей больных алкоголизмом отцов по достижении зрелого возраста сами заболевают алкоголизмом и наркоманией. Приобщение к алкоголю происходило преимущественно в кругу семьи, на семейных праздниках. Первый бокал шампанского молодёжь пробовала как раз под Новый год или в день своего рождения. Первую рюмку они, как правило, получили из рук родителей или родственников. Систематически потребляющие алкоголь подростки чаще всего приобщились к нему вне дома, в компании сверстников или старших товарищей.
На сегодняшний день россияне тратят 3,7% семейного бюджета на алкоголь и сигареты, а на занятия спортом в 12 раз меньше.
На практике выявление точного вклада того или иного фактора в развитие заболевания в силу их сложных взаимодействий между собой нередко представляет очень трудную задачу. Например, результаты исследований по проекту генома человека показали, что
существует более 200 генов, контролирующих восприимчивость человека к заболеваниям, связанным с воздействием факторов окружающей среды. Индивидуальные различия в чувствительности к большинству ранее изученных вредных факторов, как правило, не превышают 5-10 раз, в то время как к действию канцерогенов чувствительность индивидуумов может различаться в тысячи раз.
Выявление роли тех или иных воздействий факторов окружающей среды в нарушении состояния здоровья населения затруднено огромным многообразием потенциально вредных факторов, с которым и контактирует человек в условиях населенных мест и в производственных условиях. Так, по данным Службы химической информации США, в мире к 2002 году было зарегистрировано свыше 35 миллионов химических соединений, и некоторые из них могут представлять реальную угрозу для здоровья человека. Кроме того, выявление вклада факторов окружающей среды в возникновение заболеваний у человека нередко затрудняется большим числом вызываемых ими вредных эффектов, многие из которых встречаются среди населения и без воздействия анализируемых факторов окружающей среды.
Фактор окружающей среды может играть различную роль в возникновении заболевания. Он может выступать как этиологический, причинныйфактор, практически на 100% определяющий развитие конкретного специфического заболевания. В настоящее время примерно 20 видов хронических болезней идентифицированы как вызванные действием определенного фактора внешней среды. Например, болезнь Минамата, связанная с загрязнением морской и речной фауны ртутьсодержащими промышленными стоками, болезнь итай-итай, обусловленная поливом рисовых полей водой, загрязненной стоками, содержащими кадмий, и т.д.
В связи со сложной, многофакторной природой некоторых хронических неинфекционных заболеваний (например, атеросклероза, гипертонической болезни и др.) доказать этиологическую связь между развившимся у человека заболеванием и предшествующим вредным воздействием очень трудно. Однако с помощью эпидемиологических и гигиенических исследований нередко удается выявить и количественно оценить дополнительную вероятность, т.е. риск развития подобных заболеваний для относительно больших групп населения. При этом лишь с определенной долей вероятности мож но предполагать наличие повышенного риска у конкретного индивидуума. В подобных случаях фактор окружающей среды может рассматриваться как фактор риска.
Соотношения между воздействием факторов окружающей среды и нарушениями состояния здоровья могут иметь разный характер. Наиболее простым примером является ситуация, когда сам факт воздействия необходим и достаточендля возникновения заболевания. Например, укус человека больной собакой достаточен для развития бешенства, а воздействие высокой температуры - необходимое условие для возникновения теплового удара. В подобных ситуациях отсутствие воздействия означает нулевой риск.
Воздействие может быть также необходимым, но недостаточнымдля развития заболевания. Например, согласно современным представлениям механизм химического канцерогенеза включает в себя несколько последовательных стадий: инициация(первичное повреждение клетки), промоция(преобразование инициированных клеток в опухолевые клетки), прогрессия(злокачественный рост и метастазирование), Если вещество обладает только промоторными или только инициирующими свойствами, то этого недостаточно для развития рака.
Другим вариантом причинно-следственных взаимоотношений является случай, когда воздействие достаточно, но не необходимодля развития заболевания. Например, воздействие бензола способно вызвать развитие лейкоза, однако лейкоз может возникнуть и без воздействия этого вещества.
Наиболее характерным для так называемых «экологически обусловленных» заболеваний или заболеваний, вызванных воздействием факторов окружающей среды, является вариант, при котором их недостаточно и необходимодля развития заболевания. К таким заболеваниям относится большинство неинфекционных заболеваний, имеющих сложную, множественную этиологию, и риск их развития зависит от большого числа разнообразных факторов. Сложность анализа подобных ситуаций связана с тем, что высокий уровень заболеваемости может быть связан с другими известными и неизвестными причинами.
Риск возникновения заболевания характеризуется тремя аспектами: вероятность, последствия реализации риска и значимость последствий. В связи с этим риск нередко выражают в виде формулы:
- R = F х С,
где F - частота событий; С - последствия.
Данная формула важна для понимания особенностей восприятия риска человеком и обществом в целом. Чем больше частота неблагоприятных событий и выраженность их последствий, тем больше величина риска.