Понятие экологической экспертизы, цели, задачи, назначение

понятие экологической экспертизы, цели, задачи, назначение - student2.ru Экологическая экспертиза - установление соответствия документов

и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

Экологическая экспертиза представляет собой самостоятельный вид экологического контроля, она имеет чисто предупредительное значение, ибо, как правило, совершается до начала эколого-вредной деятельности, а также она выступает гарантом выполнения эколого-правовых предписаний.

Экологическая экспертиза совершается в виде предварительной проверки соответствия хозяйственных решений, деятельности и ее результатов требованиям охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, экологической безопасности общества.

понятие экологической экспертизы, цели, задачи, назначение - student2.ru Цель экологической экспертизы — обеспечить предупреждение

вредных последствий хозяйственной деятельности для охраны окружающей среды, здоровья человека, экологической безопасности общества, задача — оценить степень экологического воздействия конкретного хозяйственного объекта на окружающую среду и здоровье человека. Регулирование этих отношений осуществляется Федеральным законом "Об эко­логической экспертизе" от 23 ноября 1995 г.

понятие экологической экспертизы, цели, задачи, назначение - student2.ru Основные задачи экологической экспертизы:

1) Определение степени экологического риска и безопасности запланированной или осуществляемой деятельности

2) Организация комплексной, научно обоснованной оценки объектов

3) Установление соответствия объектов требованиям экологического законодательства, санитарным нормам, строительным нормам и правилам

4) Оценка влияния деятельности объектов

5) EE влияния на состояние окружающей среды, здоровье людей и качество природных ресурсов

6) Оценка эффективности, полноты, обоснованности и достаточности мероприятий по охране окружающей среды и здоровья людей

7) Подготовка объективных, всесторонне обоснованных выводов

Целью назначения ЭЭ является:

1) стремление избежать возможных отрицательных воздействий на экологию и окружающую среду.

1) Установление соответствия документов (документации) требованиям законодательства в области охраны окружающей среды;

2) Оценка достаточности мероприятий по охране окружающей среды и определение допустимости намечаемого воздействия на окружающую среду.

ПРИНЦИПЫ ЭЭ

Экологическая экспертиза основывается на принципах:

1) презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

2) обязательности проведения государственной ЭЭ до принятия решений о реализации объекта ЭЭ;

3) комплексности оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;

4) обязательности учета требований экологической безопасности при проведении ЭЭ;

5) достоверности и полноты информации, представляемой на ЭЭ;

6) независимости экспертов ЭЭ при осуществлении ими своих полномочий в области ЭЭ;

7) научной обоснованности, объективности и законности заключений ЭЭ;

8) гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения;

9) ответственности участников ЭЭ и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество ЭЭ.

Принцип обязательности в государственной ЭЭ имеет два значения: во-первых, как обязательность ее проведения в отношении тех проектов, программ, сооружений, материалов и т. д., которые способны оказать негативное влияние на окружающую среду и здоровье человека. Закон предусматривает открытие финансирования и осуществление самих работ по всем проектам и программам только после положительного заключения государственной ЭЭ во-вторых, как обязательность выполнения тех выводов, которые содержатся в заключении экспертизы.

Принцип научной обоснованности означает, что все выводы ЭЭ должны быть научно аргументированы, базироваться на принципах охраны окружающей природной среды и прежде всего на научно обоснованном сочетании эколо­гических и экономических интересов, обеспечивающем приори­тет охраны жизни и здоровья человека, реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружаю­щую среду.

Разумеется, как и все общественные отношения, эколого-экспертный процесс должен развиваться на твердой законода­тельной основе, т. е. необходимо наличие правовых норм, регу­лирующих порядок назначения и проведения ЭЭ: это Закон РФ об охране окружающей природной среды, Положение о государственной экологической экспертизе, утверждаемое Правительством РФ, ведомственные инструкции Минприроды России, имеющие обязательное значение для всех министерств и ведомств. На основе этих норм разрабатывается Закон РФ об ЭЭ.

Независимость и вневедомственностъ ЭЭ призваны обеспечивать свободу волеизъявления эколого-экспертной комиссии. Она должна руководствоваться только фактами, научными принципами их обоснования и действующими законами. Экологическая экспертиза (надведомственная, ведомственная, общественная, научная и т. п.) во всех случаях должна отстаивать принципы охраны окружающей среды, нор­мативы качества окружающей природной среды, а не интересы, позиции отдельного ведомства, даже если проводится ведом­ственная ЭЭ.

Широкая гласность в существовании и функционировании объекта или предполагаемом его появлении, назначении по данному поводу государственной ЭЭ вытекает из обязанности государственных органов охраны ок­ружающей природной среды об обеспечении населения необхо­димой и своевременной экологической информацией.

Гласность экологической информации тесно связана с привле­чением общественности к участию, в проведении ЭЭ. Формы такого участия многообразны: рассмотре­ние предложений граждан и общественных объединений о проведении ЭЭ экологически вредного объекта; включение представителей общественности в состав экспертных комиссий, ознакомление населения, общественных объединений с результатами ЭЭ, прове­дение референдумов и др.

ПРАВОВАЯ ОСНОВА ЭЭ

Законодательная основа экологической экспертизы определена:

· ФЗ «Об экологической экспертизе» (от 23 ноября 1995);

· ФЗ «Об охране окружающей среды» (от 10 января 2002);

· ФЗ "Об отходах производства и потребления" (от 24июня 1998);

· ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (от 30 марта 1999);

· ФЗ "Об охране атмосферного воздуха"( от 4 мая 1999)

и в ряде подзаконных документах:

· «Положение о порядке проведения госу­дарственной ЭЭ» (1996)

· «Регламенте прове­дения государственной ЭЭ» (1997).

Многие вещества разработали свои инструкции о требованиях к составу предо­ставляемой документации на государственную экологическую экспертизу. В ряде субъектов РФ приняты нормативные правовые акты в области экспертизы. К ним можно отвести:

· «Положение о государственной ЭЭ Ко­митета охраны окружающей среды и природных ресурсов Ни­жегородской области», утвержденное Законодательным собра­нием Нижегородской области от 29 ноября 1994 г.

· «Положение о государственной ЭЭ на территории Мурманской области», утвержденное админист­рацией Мурманской области от 6 мая 1996 г.;

· Закон Калининградской области от 27 июня 1996 г. «Об эколо­гической экспертизе»;

· «Положение о государственной ЭЭ на территории Псковской области», утвержденное решением об­ластного собрания депутатов от 21 ноября 1996 г.;

· Закон Кировской области от 25 февраля 1997 г. «Об экологи­ческой экспертизе»;

· «Положение о государственной ЭЭ в Кировской области», утвержденное губернатором области от 22 апреля 1997 г.;

соответствующие нормативные правовые акты, принятые в дру­гих субъектах Федерации.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила в области экологической экспертизы, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.

Наши рекомендации