Государственная экологическая экспертиза

Согласно ст. 1 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», экологическая экспертиза – установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

Процедура и проведение государственной экологической экспертизы основывается на принципе экологической оценки и использования ее результатов в принятии решений по намечаемой деятельности с учетом возможных экологических последствий до начала ее осуществления и необходимости разработки эффективных мер по их предотвращению или компенсации.

При проведении экологической экспертизы используются основные принципы экологической оценки:

– презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

– обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта государственной экологической экспертизы;

– комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и ее последствий;

– обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;

– достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;

– независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы;

– научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы;

– гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения;

– ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.

Отношения, нормы и требования в области экологической оценки регулируются основными законами, нормативными правовыми актами Правительства РФ:

– Федеральным законом «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ;

– Федеральным законом «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ;

– Положением о порядке проведения государственной экологической экспертизы, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1996 г. № 698;

– Регламентом проведения государственной экологической экспертизы, утвержденным приказом Госкомэкологии от 17 июня 1997 г. № 280;

– Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной на деятельности окружающую среду в Российской Федерации, утвержденным приказом Госкомэкологии России от 16 мая 2000 г. № 372;

– Инструкцией по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности, утвержденной приказом Минприроды от 29 декабря 1995 г. № 539.

На протяжении последних лет предметом многочисленных обсуждений и дискуссий являлся вопрос о том, кто должен организовывать и проводить государственную экологическую экспертизу – Российская Федерация (Ростехнадзор или Росприроднадзор) либо субъекты Российской Федерации, которым последовательно в течение 2005–2006 гг. на условиях выделения субвенций из федерального бюджета передавались многие федеральные полномочия в сфере экологии и природопользования.

С 1 января 2007 г. вступила в силу ст. 10 Федерального закона от 31 декабря 2005 г. № 199-ФЗ, которая вносит изменения в Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».

В соответствии с вышеупомянутой статьей с 1 января 2007 г. вступило в силу положение ст. 6 Федерального закона «Об экологической экспертизе», изложенной в новой редакции, в которой регулируется передача осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области экологической экспертизы органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Согласно п. 1 ст. 6 указанного Федерального закона, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области экологической экспертизы:

– принятие нормативных правовых актов в области экологической экспертизы объектов регионального уровня с учетом специфики экологических, социальных и экономических условий соответствующего субъекта Российской Федерации;

– организацию и проведение государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня;

– осуществление контроля за соблюдением законодательства об экологической экспертизе при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на объектах, подлежащих государственному экологическому контролю, осуществляемому органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

– информирование населения о намечаемых и проводимых экологических экспертизах и об их результатах.

Согласно п. 3 ст. 6 Федерального закона «Об экологической экспертизе», федеральный орган исполнительной власти в области экологической экспертизы в числе прочего:

– согласовывает структуру органов исполнительной власти субъектов федерации в области экологической экспертизы;

– осуществляет надзор за исполнением нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов федерации по вопросам переданных полномочий;

– осуществляет контроль и надзор за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов федерации переданных полномочий с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений.

Уполномоченными государственными органами в области экологической экспертизы в установленной сфере деятельности в 2007 г. являлись:

– Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) и ее территориальные органы (Положение о службе, утвержденное постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 401);

– Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) и ее территориальные органы (Положение о службе, утвержденное постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 400);

– органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Наши рекомендации