Методический блок для модулей. Министерство образования Республики Саха (Якутия)

Министерство образования Республики Саха (Якутия)

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 1 г. Нерюнгри имени С.С. Каримовой»

Рассмотрено и утверждено на заседании НМС:   Протокол № от «_____» ___________20 г.   Согласовано:   Зам. директора   «_____» _____20 г.   Утверждаю:   Директор _________________________   Приказ № от

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«ЭКОЛОГИЯ ЯКУТИИ»

6 класс

2016-2017 учебный год

Разработчик: Филинова Е.Б.

Учитель МХК и КНРС(Я)

высшей категории

2016 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

СТАТУС ДОКУМЕНТА.

Программа рассматривает представления об окружающей среде как системе, развивающейся во времени и испытывающей воздействие разнородных природных и антропогенных источников. Программа составлена с учетом общеобразовательной программы «Экология» рекомендованная Министерством образования, 2004 г.

СТРУКТУРА ДОКУМЕНТА. Программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание распределением учебных часов по разделам курса; требования к уровню подготовки выпускников.

Модули:

1. Экология древних народов Якутии.

2. Экологические проблемы Якутии.

3. Способы решения экологических проблем.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА

Цель программы: обеспечение экологического воспитания школьников, формирование экологической культуры учащихся среднего звена школы.

Задачи программы:

1. изучение экологических законов народов Якутии;

2. расширять знания учащихся о возможностях природоохранной деятельности;

3. способствовать присвоению навыков экологического отношения к природе;

4. формировать познавательный интерес к изучению способов охраны природы;

5. воспитывать у учащихся чувство любви к природе и понимание экологических проблем современности;

6. развивать экологически грамотную личность.

Отличительные особенности данной программы заключаются в том, что проблемы охраны природной среды рассматриваются в многоаспектном характере: биологическом, социально-экономическом, гигиеническом и т.д. Человек и природа не противопоставляются друг другу, а выступают как единое целое, подчиняющиеся одним и тем же законам природы. Также программа отличается разнообразием форм работы с детьми, что позволяет не только получать знания, но и стимулировать учащихся к самостоятельной исследовательской работе, активно формировать мировоззрение и собственную позицию к природоохранной деятельности. Также содержание программы обеспечивает эмоционально-положительный настрой учащихся.

Основными формами работы с детьми являются:

- уроки-лекции с активным обсуждением учащимися темы;

- самостоятельный поиск информации уч-ся, с дальнейшим выступлением на аудиторию;

- конкурсы, круглые столы, с предоставлением возможности формировать и отстаивать свою точку зрения;

- экскурсии, походы, субботники – практическое пополнение теоретически накопленных знаний;

- выпуск газет, плакатов, рисунков с целью привлечь учащихся школы к экологическим проблемам;

- просмотр видеофильмов;

- участие в экологических акциях на уровне школы и города.

Программа ориентирована на учащихся 5 – 7 классов и рассчитана на один год в расчете 35 ч по 1 часу в неделю.

Содержание программы направлено:

· на получение учащимися ключевых знаний об экологии и экологических проблемах;

· развитие мотивации личности учащегося к познанию окружающего его мира;

· формирование у школьников отношения к окружающей среде, как к общечеловеческой ценности;

· создание условий для социального и культурного самоопределения личности ребенка;

· последующее применение учащимися знаний по охране окружающей среды.

Основные формы работы: групповые и индивидуальные; выставки детских работ, тематические занятия, совместная деятельность; видеоурок, презентация.

Требования к проведению кружкового занятия: эмоциональность и познавательность, доброжелательность и поощрение творчества, своевременное оказание помощи, тактичность и оптимизм.

Курс мастерской состоит из трех модулей и рассчитан на год обучения (35 ч).

Основная научная идея (стержневая линия) Название модулей Количество часов Семестр
1.Овладение знаниями об экологических законах народов Якутии. Экология древних народов Якутии. 1-2
2.Освоение знаниями о экологических проблемах Якутии. Экологические проблемы Якутии 2-3
3.Знакомство с основными способами решения экологических проблем Якутии. Способы решения экологических проблем. 4-5

Модульная программа адаптирована для учащихся 6 классов и направлена на создание условий для освоения учащимися навыков креативного мышления, творческого подхода к решению экологических проблем. Основными приоритетами методики изучения курса являются: деятельностный подход и проектная деятельность.

Методический блок для модулей

Семестр Кол-во часов Структура технологического модуля Интегрирующие дидактические цели (ИДЦ) № занятия Тема занятия Форма занятия УУД
I-VI   Вводный этап. Теоретическая часть. - дать представление о целях и содержании модульной программы; - дать представление о результатах обучения в данном модуле; - отработать методику анализа экологической проблемы. 1. Знакомство с содержанием модуля. Знакомство с экологией как наукой. Установочная лекция. Личностные– соблюдать нормы бережного отношения к природе; развития познавательных интересов, учебных мотивов. Регулятивные - способность принимать цели и следовать им в учебной деятельности; умение действовать по плану и планировать свою учебную деятельность; формирование целеустремленности и настойчивости в достижении цели. Познавательные -примене­ние методов информационного поиска; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные -планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
2. Введение в проектную деятельность. Компоненты проектной деятельности. Выбор темы проекта. Разработка этапов деятельности. Установочная лекция. Групповая и индивидуальная консультация.
Этап практической деятельности. Практическая реализация проекта. - формировать навыки проектной деятельности; - определить продукт и форму презентации; - углубить знания учащихся о экологических проблемах Якутии; - формировать навыки индивидуальной и групповой работы. 3. Работа над выполнением проекта.   Индивидуальная консультация. ( по графику)
4. Работа над выполнением проекта.   Индивидуальная консультация. ( по графику)
5. Работа над выполнением проекта.   Индивидуальная консультация. ( по графику)
Итоговый этап. Защита проекта. - оценка и самооценка проделанной работы - рефлексия. Защита проектов Презентация готовых проектов.

Краткое содержание изучаемого материала

Программа раскрывает роль экологии в современном мире, показывает влияние экологии на качество жизни человечества; рассматривает значение природоохранительных мероприятий.

Требования к планируемым результатам

Личностные УУД

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, за место, где родился;

- осознание необходимости решения экологических проблем современности; формирование понятия о важности решения экологических проблем современности;

- формирование целостного, экологически ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов;

- личностные качества: аккуратность, собранность, вежливость и т.д.

- осознание важности познания нового.

регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности;

- составлять план действий по решению

Познавательные УУД

- составлять и отбирать информацию, полученную из различных источников;

- выполнять универсальные логические действия: сравнения, синтеза, классификации;

- составлять план текста;

- представлять свою информацию, в том числе с применением средств ИКТ.

Коммуникативные УУД

- умение слушать и слышать;

- выражать свои мысли и выступать перед аудиторией;

- отстаивать свою точку зрения, аргументирую её и уважая мнение других.

Метапредметные результаты:

-освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности (в т.ч. социальных и культурных) в соответствии с содержанием учебного предмета,

- высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности;

- осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера).

- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

-готовность слушать собеседника и вести диалог.

Предпочтительные методы обучения:презентация с обсуждением; видеоурок, практикумы.

Оценка результатов изучения курса.Степень усвоения учебного материала выясняется в процессе исследовательской деятельности и теоретического обсуждения экологических проблем. Предполагается оценивать экологические знания и сформированность экологического мышления учащихся, умение анализировать и выявлять последствия нарушений экологического равновесия; оценивать результат проектной деятельности, представлять презентации по выполнению проекта.

Наши рекомендации