Методический блок для модулей. Министерство образования Республики Саха (Якутия)
Министерство образования Республики Саха (Якутия)
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 1 г. Нерюнгри имени С.С. Каримовой»
Рассмотрено и утверждено на заседании НМС: Протокол № от «_____» ___________20 г. | Согласовано: Зам. директора «_____» _____20 г. | Утверждаю: Директор _________________________ Приказ № от |
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«ЭКОЛОГИЯ ЯКУТИИ»
6 класс
2016-2017 учебный год
Разработчик: Филинова Е.Б.
Учитель МХК и КНРС(Я)
высшей категории
2016 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
СТАТУС ДОКУМЕНТА.
Программа рассматривает представления об окружающей среде как системе, развивающейся во времени и испытывающей воздействие разнородных природных и антропогенных источников. Программа составлена с учетом общеобразовательной программы «Экология» рекомендованная Министерством образования, 2004 г.
СТРУКТУРА ДОКУМЕНТА. Программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание распределением учебных часов по разделам курса; требования к уровню подготовки выпускников.
Модули:
1. Экология древних народов Якутии.
2. Экологические проблемы Якутии.
3. Способы решения экологических проблем.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Цель программы: обеспечение экологического воспитания школьников, формирование экологической культуры учащихся среднего звена школы.
Задачи программы:
1. изучение экологических законов народов Якутии;
2. расширять знания учащихся о возможностях природоохранной деятельности;
3. способствовать присвоению навыков экологического отношения к природе;
4. формировать познавательный интерес к изучению способов охраны природы;
5. воспитывать у учащихся чувство любви к природе и понимание экологических проблем современности;
6. развивать экологически грамотную личность.
Отличительные особенности данной программы заключаются в том, что проблемы охраны природной среды рассматриваются в многоаспектном характере: биологическом, социально-экономическом, гигиеническом и т.д. Человек и природа не противопоставляются друг другу, а выступают как единое целое, подчиняющиеся одним и тем же законам природы. Также программа отличается разнообразием форм работы с детьми, что позволяет не только получать знания, но и стимулировать учащихся к самостоятельной исследовательской работе, активно формировать мировоззрение и собственную позицию к природоохранной деятельности. Также содержание программы обеспечивает эмоционально-положительный настрой учащихся.
Основными формами работы с детьми являются:
- уроки-лекции с активным обсуждением учащимися темы;
- самостоятельный поиск информации уч-ся, с дальнейшим выступлением на аудиторию;
- конкурсы, круглые столы, с предоставлением возможности формировать и отстаивать свою точку зрения;
- экскурсии, походы, субботники – практическое пополнение теоретически накопленных знаний;
- выпуск газет, плакатов, рисунков с целью привлечь учащихся школы к экологическим проблемам;
- просмотр видеофильмов;
- участие в экологических акциях на уровне школы и города.
Программа ориентирована на учащихся 5 – 7 классов и рассчитана на один год в расчете 35 ч по 1 часу в неделю.
Содержание программы направлено:
· на получение учащимися ключевых знаний об экологии и экологических проблемах;
· развитие мотивации личности учащегося к познанию окружающего его мира;
· формирование у школьников отношения к окружающей среде, как к общечеловеческой ценности;
· создание условий для социального и культурного самоопределения личности ребенка;
· последующее применение учащимися знаний по охране окружающей среды.
Основные формы работы: групповые и индивидуальные; выставки детских работ, тематические занятия, совместная деятельность; видеоурок, презентация.
Требования к проведению кружкового занятия: эмоциональность и познавательность, доброжелательность и поощрение творчества, своевременное оказание помощи, тактичность и оптимизм.
Курс мастерской состоит из трех модулей и рассчитан на год обучения (35 ч).
Основная научная идея (стержневая линия) | Название модулей | Количество часов | Семестр |
1.Овладение знаниями об экологических законах народов Якутии. | Экология древних народов Якутии. | 1-2 | |
2.Освоение знаниями о экологических проблемах Якутии. | Экологические проблемы Якутии | 2-3 | |
3.Знакомство с основными способами решения экологических проблем Якутии. | Способы решения экологических проблем. | 4-5 |
Модульная программа адаптирована для учащихся 6 классов и направлена на создание условий для освоения учащимися навыков креативного мышления, творческого подхода к решению экологических проблем. Основными приоритетами методики изучения курса являются: деятельностный подход и проектная деятельность.
Методический блок для модулей
Семестр | Кол-во часов | Структура технологического модуля | Интегрирующие дидактические цели (ИДЦ) | № занятия | Тема занятия | Форма занятия | УУД |
I-VI | Вводный этап. | Теоретическая часть. - дать представление о целях и содержании модульной программы; - дать представление о результатах обучения в данном модуле; - отработать методику анализа экологической проблемы. | 1. | Знакомство с содержанием модуля. Знакомство с экологией как наукой. | Установочная лекция. | Личностные– соблюдать нормы бережного отношения к природе; развития познавательных интересов, учебных мотивов. Регулятивные - способность принимать цели и следовать им в учебной деятельности; умение действовать по плану и планировать свою учебную деятельность; формирование целеустремленности и настойчивости в достижении цели. Познавательные -применение методов информационного поиска; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные -планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. | |
2. | Введение в проектную деятельность. Компоненты проектной деятельности. Выбор темы проекта. Разработка этапов деятельности. | Установочная лекция. Групповая и индивидуальная консультация. | |||||
Этап практической деятельности. | Практическая реализация проекта. - формировать навыки проектной деятельности; - определить продукт и форму презентации; - углубить знания учащихся о экологических проблемах Якутии; - формировать навыки индивидуальной и групповой работы. | 3. | Работа над выполнением проекта. | Индивидуальная консультация. ( по графику) | |||
4. | Работа над выполнением проекта. | Индивидуальная консультация. ( по графику) | |||||
5. | Работа над выполнением проекта. | Индивидуальная консультация. ( по графику) | |||||
Итоговый этап. | Защита проекта. - оценка и самооценка проделанной работы - рефлексия. | Защита проектов | Презентация готовых проектов. |
Краткое содержание изучаемого материала
Программа раскрывает роль экологии в современном мире, показывает влияние экологии на качество жизни человечества; рассматривает значение природоохранительных мероприятий.
Требования к планируемым результатам
Личностные УУД
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, за место, где родился;
- осознание необходимости решения экологических проблем современности; формирование понятия о важности решения экологических проблем современности;
- формирование целостного, экологически ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов;
- личностные качества: аккуратность, собранность, вежливость и т.д.
- осознание важности познания нового.
регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности;
- составлять план действий по решению
Познавательные УУД
- составлять и отбирать информацию, полученную из различных источников;
- выполнять универсальные логические действия: сравнения, синтеза, классификации;
- составлять план текста;
- представлять свою информацию, в том числе с применением средств ИКТ.
Коммуникативные УУД
- умение слушать и слышать;
- выражать свои мысли и выступать перед аудиторией;
- отстаивать свою точку зрения, аргументирую её и уважая мнение других.
Метапредметные результаты:
-освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности (в т.ч. социальных и культурных) в соответствии с содержанием учебного предмета,
- высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности;
- осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера).
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
-готовность слушать собеседника и вести диалог.
Предпочтительные методы обучения:презентация с обсуждением; видеоурок, практикумы.
Оценка результатов изучения курса.Степень усвоения учебного материала выясняется в процессе исследовательской деятельности и теоретического обсуждения экологических проблем. Предполагается оценивать экологические знания и сформированность экологического мышления учащихся, умение анализировать и выявлять последствия нарушений экологического равновесия; оценивать результат проектной деятельности, представлять презентации по выполнению проекта.