III. закрепление изученного материала.
Сценка «Встреча Зимы».
– Ребята, о ком принято говорить, что она в лесу разносит новости? (О сороке.)
Выбегают две Сороки (на головах у девочек шапочки с клювиками, на руках крылья, на груди плакатики с надписями «Лесная почта»). У одной Сороки в руках огромный желтый лист, у другой – большая снежинка, на том и на другом написано: «Телеграмма». Это телеграммы Осени и Зимы.
Сороки (перебивая друг друга). Телеграмма! Телеграмма!
На осеннем листочке-телеграмме написано: «Свои владенья сдала в отличном порядке! Ушла в другие страны. До свидания! Осень». На снежинке-телеграмме написано: «Иду на смену Осени. Несу снега белые, вьюги да метели. Встречайте меня пословицами и поговорками. Зима». Сороки зачитывают телеграммы.
Учащиеся называют пословицы и поговорки о зиме.
· Снег глубок – год хорош.
· Снегу надует – хлеба прибудет.
· Мороз невелик, да стоять не велит.
· Волку зима за обычай.
· Декабрь год кончает, зиму начинает.
· Береги нос в большой мороз.
· Много снега – много хлеба.
· Жаворонок – к теплу, а зяблик – к стуже.
· Декабрь мостит, декабрь гвоздит, декабрь приколачивает.
· Январь – к весне поворот.
· Январь – году начало, зиме середка.
· Январь – солнце на лето, зима на мороз.
· Февраль придет, все пути заметет.
· Февраль – кривые дороги.
Звучит запись музыкальных пьес о зиме из фортепианного альбома П. И. Чайковского «Времена года».
Ученик. Зима пришла...
За окнами,
Где черных елок ряд
Пушистые и легкие
Снежиночки летят.
Летят, порхают, кружатся
Пушистые, летят
И белым мягким кружевом
Окутывают сад.
В класс входит Зима.
Зима. Здравствуйте, ребята! Много же пословиц и поговорок вы обо мне знаете! Молодцы!
Но я пришла не одна. Со мной пришли мои братцы, красавцы-молодцы! Кто же это? Отгадайте загадку – узнаете.
«Махнул старик-годовик первый раз – и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз».
Входят братцы-месяцы: Декабрь, Январь и Февраль.
Зима. Узнали, кто это? (Это зимние месяцы: декабрь, январь и февраль.)
Зима. Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его – всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем Новый год.
(Декабрь.)
– По каким признакам вы догадались, что это декабрь? (Ответы учеников.)
Декабрь. Я Декабрь, первый месяц зимы. Еще вчера только уныло чернели голые, хмурые поля и леса, а наутро – все кругом бело. Снег лежит на земле, на крышах домов, сараев, на заборах и даже на ветках деревьев. Хорошо! Воздух чистый, свежий. И морозец уже пощипывает уши и нос.
Зима. Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду – упадет
Не вода уже, а лед.
Даже птице не летится –
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету.
Что, скажи, за месяц это?
(Январь.)
Январь. Я – второй зимний месяц. Как меня зовут? (Ответы учеников.)
Январь. Январь – это самая середина зимы, пора лютого холода. Поглядите, какими узорами разрисовал мороз стекла окон. Холодно. Пруды и реки закованы льдом. Поля и леса занесены снегом.
Зима. Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
На деревню полетели.
По ночам мороз силен,
Днем капели слышен звон.
День прибавился заметно,
Ну, так что за месяц это?
(Февраль.)
Февраль. Я Февраль, самый младший зимний месяц. Я самый снежный, самый метельный месяц. Снег все сыплет и сыплет, а ветер кружит его, вздымает и гонит белым крутящимся вихрем. Много снега выпало за этот месяц. Кажется, что зима решила всю землю упрятать в непролазных белых сугробах, сравнять бугры и овражки в полях, укрыть кустарники и даже молодые деревья.
IV. Итог урока. Рефлексия деятельности.
– Что нового вы узнали на уроке?
– Назовите изменения в неживой природе зимой.
– Какие изменения происходят в жизни животных зимой?