Закрепление изученного материала
План урока
План урока:
I. Организационный момент (1 мин)
II. Проверка домашнего задания(3 мин)
-фронтальный опрос;
III. Сообщение темы урока (2 мин)
IV. Изучение нового материала(20 мин)
-работа с учебником;
-работа в парах;
-работа с презентацией:
V. Закрепление изученного материала (15 мин)
- самостоятельная работа в карточках с заданиями.
VI. Подведение итогов (3 мин)
VII. Домашнее задание (1мин)
Ход урока
Оргмомент
-Здравствуйте ребята, давайте проверим всё ли на парте подготовлено к уроку.
Проверка домашнего задания.
фронтальный опрос:
- О каком природном сообществе мы говорили на прошлом уроке?
- Чем поле отличается от других сообществ? (Тем что оно создано человеком, в отличие от других сообществ).
- С какими животными – друзьями культурных растений поля вы познакомились на уроке? ( серая куропатка, заяц-беляк, сова).
- Какие животные, обитающие в поле, помогают людям, а какие вредят?
(Жаворонок , сова- друзья поля , они помогают уничтожать вредителей,
Колорадский жук- вредители поля).
- Как животные приспосабливаются к условиям поля?
Изучение нового материала
Вступительная часть, сообщение темы урока
-Сегодня мы будем говорить о природе, что природа имеет важное значение в жизни каждого человека:
-Как человека сохраняет природу? (Люди сажают леса, оберегают животных, кормят птиц, очищают реки и т.д.)
- Люди могут приумножить природу, а могут погубить оставшееся.
В истории человечества встречается много примеров, когда человек не учитывая законы развития природы, наносил огромный вред растительному и животному миру и целым экологическим системам. С лица земли стали исчезать многие виды живых существ. Но замечательно то, что человек умеет исправлять свои ошибки. Более ста лет назад был издан закон, который позволил создать в нашей стране заповедники и национальные парки.
Сегодня мы поговорим с вами о заповедниках и национальных парках Беларуси.
Работа с учебником
-Давайте прочитаем текст из учебника. Читаем про себя. После чтения ответите на вопрос.
-Что такое заповедник?
(Заповедники — это территории, на которых вся природа сохраняется в естественном состоянии.)
Построение схемы (составление схемы на доске) Схема «Заповедники»
- Давайте подумаем, зачем люди создают заповедники?
-Что запрещено делать в заповедниках?
-Поработаем в парах со своим соседом по парте. Вы в парах обсудите вопрос, высказывает свои предположению по очереди, попытайтесь не повторяйтесь в своих ответах (дети должны отвечать, пока все предположения не будут высказаны).
Учитель подводит итог, обобщает ответы детей и поэтапно составляет схему
на доске.
Работа с презентацией:
- А теперь с помощью слайдов совершим путешествие по охраняемым территориям
Березинский биосферный заповедник( Слайд 1)
Учитель рассказывает
Он организован в 1925 г. Тогда на его территории насчитывалось 20 лосей, 10 медведей, 3 кабана и несколько десятков бобров. (Слайд 2)
Сейчас здесь лоси, кабаны, бобры исчисляются сотнями. Не редкостью стали и медведи (Слайд 3) .
Всего в заповеднике обитает более 50 видов зверей, около 230 видов птиц, а в реках и озёрах — более 30 видов рыб (Слайд 4) .
Охрана и изучение природы в Березинском заповеднике имеет всемирное значение .
Работа с учебником
-Кроме заповедников, для охраны природы создаются национальные парки.
-Прочитайте определение национального парка в учебнике на стр. 80.
(Национальный парк - территория, которая не только выделяется для охраны природных сообществ, но и используется для туризма и отдыха).
-Чем национальные парки отличаются от заповедников?
(Национальный парк не только охраняется, но и используется для экскурсий).
-Назовите самый известный национальный парк Беларуси.
(Беловежская пуща).
Работа с презентацией
-Следующая остановка у нас – национальный парк Беловежская пуща (Слайд 5).
Название пуще, по преданию, дала сторожевая башня — Белая вежа. Она была построена у слияния рек Лесной и Белой в XIII веке. (Слайд 6).
С тех пор прошло много веков. Пуща — могучий лес. Великанам-дубам по 500—700 лет. Рядом вековые сосны (их возраст до 350 лет) и ели. В пуще встречается много редких растений, зверей, птиц(Слайд 7, 8).
Сообщение подготовленного ученика.
Украшение пущи — зубр — древнее животное, которое считают современником мамонта. Длина его тела достигает 3,5 м, масса — до 1т. Летом зубр питается травами, листьями деревьев. Зимой — ветками, корой, черничником, вереском (Слайд 9).
К сожалению многие зубры были истреблены человеком. Лишь несколько десятков уцелело в зоопарках и питомниках. Усилиями учёных многих стран зубров удалось возродить. Сейчас в Беловежской пуще около 500 зубров
(Слайд 10).
Работа со слайдами
- А сейчас мы перенесемся с вами в еще один национальный парк.
-Для сохранения неповторимой природы Белорусского полесья вдоль правого берега реки Припять создан Припятский национальный парк
( Слайд 10).
-Там произрастает большое количество редких и охраняемых растений:
-Колокольчик сибирский ( Слайд 11).
- Лилия кудреватая ( Слайд 12).
Национальные парки созданы также в окрестностях озера Нарочь и Браславских озёр ( Слайды 13-16).
Физкультминутка
-Вы возможно устали, давайте проведем музыкальную физкультминутку.
Закрепление изученного материала
-А сейчас закрепим наши знания небольшой самостоятельной работой .
Самостоятельная работа по карточкам
Задание 1