Закрепление изученного материала

План урока

План урока:

I. Организационный момент (1 мин)

II. Проверка домашнего задания(3 мин)

-фронтальный опрос;

III. Сообщение темы урока (2 мин)

IV. Изучение нового материала(20 мин)

-работа с учебником;

-работа в парах;

-работа с презентацией:

V. Закрепление изученного материала (15 мин)

- самостоятельная работа в карточках с заданиями.

VI. Подведение итогов (3 мин)

VII. Домашнее задание (1мин)

Ход урока

Оргмомент

-Здравствуйте ребята, давайте проверим всё ли на парте подготовлено к уроку.

Проверка домашнего задания.

фронтальный опрос:

- О каком природном сообществе мы говорили на прошлом уроке?

- Чем поле отличается от других сообществ? (Тем что оно создано человеком, в отличие от других сообществ).

- С какими животными – друзьями культурных растений поля вы познакомились на уроке? ( серая куропатка, заяц-беляк, сова).

- Какие животные, обитающие в поле, помогают людям, а какие вредят?

(Жаворонок , сова- друзья поля , они помогают уничтожать вредителей,

Колорадский жук- вредители поля).

- Как животные приспосабливаются к условиям поля?

Изучение нового материала

Вступительная часть, сообщение темы урока

-Сегодня мы будем говорить о природе, что природа имеет важное значение в жизни каждого человека:

-Как человека сохраняет природу? (Люди сажают леса, оберегают животных, кормят птиц, очищают реки и т.д.)

- Люди могут приумножить природу, а могут погубить оставшееся.

В истории человечества встречается много примеров, когда человек не учитывая законы развития природы, наносил огромный вред растительному и животному миру и целым экологическим системам. С лица земли стали исчезать многие виды живых существ. Но замечательно то, что человек умеет исправлять свои ошибки. Более ста лет назад был издан закон, который позволил создать в нашей стране заповедники и национальные парки.
Сегодня мы поговорим с вами о заповедниках и национальных парках Беларуси.

Работа с учебником

-Давайте прочитаем текст из учебника. Читаем про себя. После чтения ответите на вопрос.

-Что такое заповедник?

(Заповедники — это территории, на которых вся природа сохраняется в естественном состоянии.)

Построение схемы (составление схемы на доске) Схема «Заповедники»

- Давайте подумаем, зачем люди создают заповедники?

-Что запрещено делать в заповедниках?

-Поработаем в парах со своим соседом по парте. Вы в парах обсудите вопрос, высказывает свои предположению по очереди, попытайтесь не повторяйтесь в своих ответах (дети должны отвечать, пока все предположения не будут высказаны).

Учитель подводит итог, обобщает ответы детей и поэтапно составляет схему

на доске.

       
  Закрепление изученного материала - student2.ru
    Закрепление изученного материала - student2.ru
 

Работа с презентацией:

- А теперь с помощью слайдов совершим путешествие по охраняемым территориям

Березинский биосферный заповедник( Слайд 1)

Учитель рассказывает

Он организован в 1925 г. Тогда на его территории насчитывалось 20 лосей, 10 медведей, 3 кабана и несколько десятков бобров. (Слайд 2)

Сейчас здесь лоси, кабаны, бобры исчисляются сотнями. Не редкостью стали и медведи (Слайд 3) .

Всего в заповеднике обитает более 50 видов зверей, около 230 видов птиц, а в реках и озёрах — более 30 видов рыб (Слайд 4) .

Охрана и изучение природы в Березинском заповеднике имеет всемирное значение .

Работа с учебником

-Кроме заповедников, для охраны природы создаются национальные парки.

-Прочитайте определение национального парка в учебнике на стр. 80.

(Национальный парк - территория, которая не только выделяется для охраны природных сообществ, но и используется для туризма и отдыха).

-Чем национальные парки отличаются от заповедников?

(Национальный парк не только охраняется, но и используется для экскурсий).

-Назовите самый известный национальный парк Беларуси.

(Беловежская пуща).

Работа с презентацией

-Следующая остановка у нас – национальный парк Беловежская пуща (Слайд 5).

Название пуще, по преданию, дала сторожевая башня — Белая вежа. Она была построена у слияния рек Лесной и Белой в XIII веке. (Слайд 6).

С тех пор прошло много веков. Пуща — могучий лес. Великанам-дубам по 500—700 лет. Рядом вековые сосны (их возраст до 350 лет) и ели. В пуще встречается много редких растений, зверей, птиц(Слайд 7, 8).

Сообщение подготовленного ученика.

Украшение пущи — зубр — древнее животное, которое считают современником мамонта. Длина его тела достигает 3,5 м, масса — до 1т. Летом зубр питается травами, листьями деревьев. Зимой — ветками, корой, черничником, вереском (Слайд 9).

К сожалению многие зубры были истреблены человеком. Лишь несколько десятков уцелело в зоопарках и питомниках. Усилиями учёных многих стран зубров удалось возродить. Сейчас в Беловежской пуще около 500 зубров

(Слайд 10).

Работа со слайдами

- А сейчас мы перенесемся с вами в еще один национальный парк.

-Для сохранения неповторимой природы Белорусского полесья вдоль правого берега реки Припять создан Припятский национальный парк

( Слайд 10).

-Там произрастает большое количество редких и охраняемых растений:

-Колокольчик сибирский ( Слайд 11).

- Лилия кудреватая ( Слайд 12).

Национальные парки созданы также в окрестностях озера Нарочь и Браславских озёр ( Слайды 13-16).

Физкультминутка

-Вы возможно устали, давайте проведем музыкальную физкультминутку.

Закрепление изученного материала

-А сейчас закрепим наши знания небольшой самостоятельной работой .

Самостоятельная работа по карточкам

Задание 1

Наши рекомендации