Учитель: Ташимова Марьям Рамазановна
Урок русского языка в 8 классе
Тема:Уточняющие члены предложения (дополнение,обстоятельство,определение)
Цель: 1. Закрепление умения опозновать уточняющие члены предложения и выделить их в письменной речи знаками препинания, а в устной речи – интонацией.
2.Формирование коммуникативной компетенции в процессе работы в группах, в парах, в монологических высказываниях.
3.Любовь к окружающей среде.
Задачи: 1.Отработать умение находить уточняющие члены в предложении.
2. Развивать творческое мышление, речь, память учащихся. Через работу в группах формировать межличностные отношения в классе.
3. Воспитание уважения и доброго отношения к окружающим.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Виды работы |
Актуализация | Приветствую учащихся, делю детей на группы. | Деление с помощью карточки.У детей появился интерес к уроку. | Работа по группам. |
Проверка домашнего задания. | Цифровой диктант. Задание: распредели в три колонки номера предложений.(где? где именно?) 1.Здесь, в городе, цивилизация спорит с экологией. 2.Месяц на закате похож на раскаленный уголек, подернутый голубоватым пеплом тучки. 3. Бабушка очень любила грибы, особенно грузди. 4.Все поднялись рано, с зарей. 5.Разные города, даже самые небольшие, окружены теперь дачами. 6.Взрослые сели пить чай вечером, после шести часов. 7.Усталый, я сел отдохнуть под большим кедром. 8.Отгремели грозы, и лето, знойное и дождливое, пролетело быстро, незаметно. 9. За исключением двух заболевшихна субботник вышел весь класс. | Ответы: 1.Уточняющие обстоятельства 1,4,6. 2.Уточняющие дополнения 3,9. 3.Уточняющие определения 2,5,7,8. 2. Подернутый голубоватым пеплом тучки – обособленное согласованное определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова. 6.Усталый – согласованное определение, относящиеся к личному местоимению. 7. Знойное и дождливое – два однородных согласованных нераспространенных определения,стоящих после определяемого существительного. | «Мозговой штурм» Диалоговое обучение Использование ИКТ. |
Подведение итогов 1-ой части урока. | Подведение итогов проверки домашнего задания. Каждая команда готовит свои презентации. | Участие детей каждой группы. Знакомит с презентацией. Сомооценка. | Переход к следующему заданию. Преодоление трудностей. |
Объяснение новой темы | Как вы понимаете значение слова «уточняющие»? -Рассмотрим значение слова «уточняющие»,используя словарь(может быть индивидуальным заданием ученика). Вспоминаем,что обособление – значит выделение, в том числе и пунктуационное. «Уточняющие»- те,которые делают точнее,понятнее,конкретнее,подробнее. У уточняющих членов предложения должен быть объект для уточнения. Он называется по звучанию,но абсолютно противоположным по значению словом «уточняемые» Ребята, уточняющими могут быть любые члены предложения – и главные, и второстепенные. И еще одно: уточняющие и уточняемые являются одним и тем же членом предложения. | 1.Уточнить – сделать точнее. С. Ожегов. 2.Уточнить – конкретизировать, детализировать, поставить точку над «і». Словарь синонимов русского языка. 3. Уточнение – служение объема понятия, его ограничение. Розенталь. | Работа по группам. Обратная связь. ИКТ |
Задание:Составить правило об уточняющих членах предложений. | А затем учащиеся составляют правило, отвечая на вопрос: «Какие члены предложения называются уточняющими». Так, ребята сами пришли к усвоению новой темы. | Обратная связь. Работа в группах. | |
Работа с текстом по группам | Запишите под диктовку, поставьте знаки препинания. 1.Все поднялись рано, с зарей. 2.Я не позволю никому, кроме себя самого, играть в моем собственном саду. 3. Там, далеко в переулке, я вижу убогий дом… 4. Мы ,ласточки, слишком увертливы. 5. Крошечный, всего в три пальца ростом, человечек стоял чуть ли не под носом у Гулливера. | В группе читают предложения и обсуждают, находят уточняющие члены предложения, объясняют знаки препинания. | Формативное оценивание. Работа по групппам. |
Рефлексия | Оценивание учителем. Раздаю листы для рефлексии | Выступление учащихся. Учащиеся пишут о своих впечатлениях об уроке. | Взаимооценивание учащихся друг друга Самоанализ |
Д/з | Эссе «Подвиги казахстанцев во время ВОВ» | Оценивание | |
Вывод. Итог урока. | А теперь послушайте притчу: Жил замечательный учитель, у него были великолепные ученики. Но однажды один ученик засомневался, что их учитель все знает. Он решил найти вопрос, на который учитель не сможет ответить. Пошел в поле, поймал бабочку, зажал ее между ладонями, готовый в любой момент плотно сжать ладони, и пришел к учителю. - Скажите, учитель,- Спросил он,- у меня между ладонями живая или мертвая бабочка? Учитель внимательно посмотрел на ученика и сказал: - Все в твоих руках! -Ребята,скажите, как поступил ученик? -Он выпустил бабочку. -Вот и я хочу, чтобы вы верили, что овладеть грамотным письмом возможно. Это в ваших руках! |