О нисхождении Исы ибн Марьям (мир ему) на землю из толкования имам ибн Касира к Сурей 4 аят 159.

Всевышний Аллах сказал: «И поистине, из людей писания нет никого, кто бы не уверовал в него до его смерти, а в день воскресения он будет свидетелем против них!» (Сура 4 аят 159).

Толкование этого аята имамом ибн Касиром:

Ибн Джарир сказал: «Толкователи разошлись во мнениях по поводу смысла этого аята.

Некоторые сказали, что смысл аята: «И поистине, из людей писания нет никого, кто бы не уверовал в него до его смерти» – т.е. до смерти Исы (мир ему) все уверуют в него, когда он спустится для того, чтобы убить Даджала-антихриста, и тогда все религии станут одной религией – Исламом, религией единобожия, религией Ибрахима (мир ему)».

Подобное мнение передал аль-Ауфи от ибн Аббаса.

Абу Малик прокомментировал: «Нет никого, кто бы не уверовал в него до его смерти» – Это случится, когда Иса ибн Марйам (мир ему) вернётся и не останется никого из обладателей Писания, кто бы не уверовал в него.

В главе о пророках в Своем Сахихе аль-Бухари передаёт хадис от Абу Хурайры, в котором посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, поистине, скоро уже придёт к вам сын Марйам[То есть пророк ‘Иса, мир ему],(и будет судить вас) как справедливый судья [Подразумевается, что он будет судить людей по шариату], и сломает крест, и уничтожит свиней, и отменит джизью [1], после чего денег будет(так) много, что никто не станет их принимать[2], а земной поклон станет лучше, чем этот мир и всё, что в нём». Затем Абу Хурайра сказал: «Читайте если хотите: «И поистине, из людей писания нет никого, кто бы не уверовал в него до его смерти, а в день воскресения он будет свидетелем против них!»»

(Также Муслим рассказал этот хадис). [Аль-Бухари 3192, Муслим 220].

1 [“Джизья” − подушный налог, который должны были выплачивать иудеи и христиане, жившие на землях мусульман. Слова об отмене джизьи являются указанием на то, что никакая иная религия, кроме ислама, от людей приниматься не будет].

2 [Имеется в виду, что не останется неимущих, которые нуждались бы в подаянии. В комментариях также указывается, что эти слова могут означать, что после того, как все люди станут жить по законам ислама, благосостояние их возрастёт настолько, что они перестанут стремиться к деньгам].

Таким образом слово Аллаха: «До его смерти» – относится к Исе ибн Марйам.

Имам Ахмад сообщает от Абу Хурайры, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Иса будет произносить слова «Нет божества (достойного поклонения) кроме Аллаха» (Тахлил) по дороге ар-Рауха в хадж или в умру или по дороге в оба паломничества». (Муслим [2196] также передал этот хадис.)

Ахмад сообщает от Абу Хурайры, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Иса ибн Марйам спустится и уничтожит свиней, сотрёт крест,

он станет объединять молитвы, а имущество будут раздавать, но никто не будет его брать. Он отменит подушную подать, и пойдёт по дороге ар-Рауха совершать Хадж или Умру, или объединит между ними».

Затем Абу Хурайра прочитал аят: «И поистине, из людей писания нет никого, кто бы не уверовал в него до его смерти».

Ханзала передаёт, что Абу Хурайра сказал: «Уверуют в Ису ибн Марйам до его смерти»,

и я не знаю точно, это сказал пророк, или это из слов Абу Хурайры?».

Аль-Бухари сообщает от Абу Хурайры, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Каково будет ваше состояние, когда явится к вам сын Марйам

и(станет совершать молитву, находясь за) имамом из вашей (среды)?». [Аль-Бухари 3193, Муслим 222]. Имам Ахмад и Муслим также передали этот хадис. [В комментариях указывается, что эти слова следует понимать либо в их прямом смысле,

либо как указание на то, что ‘Иса, мир ему, будет судить людей в соответствии с установлениями Корана].

Имам Ахмад сообщает от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Пророки — братья от(одного отца): матери у них разные, а религия их одна. Из всех людей в этом мире и в мире вечном я наиболее близок к ‘Исе, сыну Марйам, потому, что не было пророков между ним и мной. Он обязательно спустится, если вы увидите его, то распознайте. Он человек с приятным цветом кожи, румян. Одет в два куска жёлтой материи. Будто бы с его головы капает вода, даже если её не коснулась влага. Он сломает крест, уничтожит свиней, отменит дижзью и призовёт людей к Исламу. Аллах в его время уничтожит все религии кроме Ислама, Аллах также уничтожит в его время антихриста, и на земле установится мир так, что львы будут играть с верблюдами, леопарды с коровами, волки с овцами, а дети со змеями, и они не причинят им вреда. Он останется сорок лет, а когда умрёт, мусульмане совершат молитву за его упокой». [Ахмад в Муснаде 2/406, Абу Дауд 3766, достоверный хадис по мнению аль-Албани 5389].

Имам Муслим сообщает от Абу Хурайры, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Судный день не наступит до тех пор, пока потомки Рума не войдут

в Амак или Дабик. Навстречу им отправится армия из Медины, и это будут лучшие люди тех времен. Когда они выстроятся в ряд, потомки Рума скажут: “Оставьте нас, и мы сразимся только с теми, кто вышел из нашей среды и теперь ругает нас". Мусульмане ответят: “Клянемся Аллахом, что никогда не оставим наших братьев один на один с вами". Так начнется битва. Треть мусульманской армии погибнет, и Аллах никогда не простит их. Еще одна треть мусульман погибнет, и они станут лучшими из павших мучеников. А треть мусульман станет победителями, которые никогда не будут наказаны. Именно они покорят Константинополь. Когда они будут делить военную добычу, то повесят свои мечи на оливковые деревья. И в это время сатана закричит: "Лжемессия напал на ваши семьи!" Они выступят в путь, но известие окажется ложью. Когда же они достигнут Шама, действительно появится Лжемессия. Они будут готовиться к сражению и выстраиваться в ряды. Затем объявят о начале молитвы, и тут снизойдет 'Иса ибн Марйам. Он будет руководить ими в молитве. Когда его увидит враг Аллаха(антихрист), он начнёт таять, как тает соль в воде, и если бы он оставил бы его, тот растаял бы, пока не сгинул, но Аллах убьёт его рукой Мессии так, что он покажет кровь (антихриста) на острие своего копья». [Этот хадис передал Муслим 5157].

Муслим передаёт от АбдуЛлаха ибн Амра, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Вы обязательно будете сражаться с иудеями, и обязательно победите их, так, что даже камень будет говорить: «О, Мусульманин, это иудей, иди же сюда и убей его». «Судный час не наступит до тех пор, пока мусульмане не сразятся с иудеями. Мусульмане будут убивать их, так что иудеи будут прятаться позади камней

или деревьев, а камни и деревья будут говорить: "О, мусульманин! О, раб Аллаха! За мной прячется иудей. Приди и убей его!" И только дерево гаркад не станет делать этого, потому что оно является иудейским деревом». [Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим].

Сообщается, что ан-Наввас бин Сам`ан, да будет доволен им Аллах, сказал: Однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, стал рассказывать нам об Антихристе, говоря о нём, то тихо, то громко*, и (в конце концов) мы решили, что (будет он величиной с) пальму. [Имеется в виду, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, говорил об искушениях Антихриста так, что люди стали считать это крайне важным, значительным и страшным].

*[Имеется в виду, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, говорил об этом с людьми долго и когда начинал уставать, понижал голос, чтобы немного отдохнуть, а потом снова повышал его, чтобы привлечь внимание своих сподвижников к этому важному вопросу. Возможен также и другой вариант перевода: “ … отзываясь о нём то с презрением, то представляя его как нечто значительное”].

И когда мы пришли к нему вечером, он понял, что с нами происходит, и спросил: “Что с вами?”

Мы сказали: “О, посланник Аллаха, сегодня утром ты рассказывал об Антихристе, то понижая, то повышая голос, так что нам стало казаться, что (будет он величиной) с пальму!” (На это пророк, да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: “Не Антихрист заставляет меня больше всего бояться за вас, ибо если появится он в то время, когда я буду с вами[Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, говорил это ещё до того, как ему было открыто, что Антихрист появится среди людей в конце времён], то я и буду вести с ним спор[Иначе говоря, опровергать его ложные утверждения]за вас. Если же появится он в то время, когда меня среди вас не будет, тогда каждому придётся вести(с ним) спор за себя, а Аллах заменит меня (в этом) для каждого мусульманина. [Это значит, что в отсутствие пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, Аллах позаботится о том, чтобы уберечь каждого мусульманина от искушений Антихриста и не дать ему отклониться от пути истинного].

Поистине, (явится Антихрист в образе) юноши с курчавыми волосами и кривого на один глаз [Возможно, что имеется в виду человек со вздувшимся глазом], которого я сравнил бы с Абд аль-`Уззой бин Катаном.

[По одним сообщениям, Абд аль-`Узза бин Катан принадлежал к племени бану муста`лик и погиб ещё во времена джахилийи, а в той версии этого хадиса, которую приводит имам Ахмад, сообщается, что он принял ислам и слышал эти слова пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, которого спросил: “О посланник Аллаха, не повредит ли мне сходство с ним?”, - на что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “Нет, ибо ты являешься верующим, а он - неверный”].

Что же касается того из вас, кто доживёт до такого времени, когда он появится, пусть читает первые аяты суры “Пещера”, и, поистине, появится он на дороге между Шамом и Ираком и будет сеять зло направо и налево. О рабы Аллаха, держитесь же(веры) твёрдо!” [Имеется в виду, что Антихрист не ограничится распространением зла только там, где он будет находиться непосредственно, но ещё и станет рассылать своё воинство по всем сторонам].

Мы спросили: “О, посланник Аллаха, а сколько (времени) он будет оставаться на земле?” (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: “Сорок дней,(из которых один) день будет подобен году, (ещё один) – месяцу, (а ещё один) - неделе, что же касается остальных его дней, то будут ониподобны вашим дням”.Мы спросили: “О, посланник Аллаха, а достаточно ли будет, (если в тот) день, который окажется подобен году, мы совершим молитвы, (обычно совершаемые нами) ежедневно?”

[То есть: достаточно ли будет совершения в этот день обычных пяти молитв? Ясно, что этот вопрос касается и тех дней, продолжительность которых будет равна месяцу и неделе].

Пророк, (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал:“Нет, но определяйте(в этот день время) должным образом”.

[Это значит, что в этот день после утренней молитвы людям надо будет совершить полуденную молитву, отмерив столько времени, сколько в среднем проходит между утренней и полуденной молитвой в обычные дни, послеполуденную надо будет совершить по истечении среднего промежутка времени, отделяющего полуденную молитву от послеполуденной, и так далее, а после совершения пяти молитв необходимо начать отсчёт сначала и поступать так на протяжении всего этого дня, а также и тех дней, которые по продолжительности будут равны месяцу и неделе].

Мы спросили: “О, посланник Аллаха, а как быстро он будет передвигаться по земле?” Пророк, (да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: “Подобно дождевому(облаку), подгоняемому ветром. Он явится к людями призовёт их[Имеется в виду, что Антихрист призовёт людей уверовать в то, что он является их Господом], а они уверуют в него и ответят ему, и тогда по его велению небо(тотчас) прольётся дождём, земля же по его велению принесёт плоды,а вечером их животные вернутся с пастбищ, и будут горбы их подняты высоко как никогда, и вымя каждого будет полным как никогда и бока их будут крутыми

как никогда. [Имеется в виду, что горбы верблюдов поднимутся, так как нальются жиром, и по той же причине бока животных округлятся].

А потом он явится к(другим) людям и обратится с призывом и к ним, но они отвергнут его слова, и он покинет их, а их поразит засуха, и не останется у них никакого имущества.

[Здесь имеется в виду либо скот, который падёт по причине засухи, либо любое имущество вообще].

И тогда он пройдёт по опустошённой земле и велит ей: “Исторгни твои сокровища!”, - и сокровища её последуют за ним подобно рою трутней. Потом призовёт он к себе юношу в расцвете его молодости, ударит его мечом и разрубит на две части, которые разлетятся друг от друга на расстояние полёта стрелы, после чего он призовёт его к себе, и(этот юноша), лицо которого будет сиять (от радости, оживёт и) явится (к нему). И в это же самое время Аллах Всевышний направит (к людям) Христа, сына Марйам, да благословит его Аллах и приветствует, который спустится (на землю) у белого минарета в восточной части Дамаска в двух окрашенных в жёлтый цвет одеждах[В комментариях указывается, что эти одежды будут окрашены красителем, полученным из жёлтого дерева, и шафраном], возложив кисти рук на крылья двух ангелов. Когда он станет опускать голову, с неё будет капать(вода), а когда станет её поднимать, с неё будут скатываться капли, подобные жемчужинам, и кто бы из неверных ни ощутил аромат его дыхания, он обязательно умрёт, дыхание же его распространится настолько, насколько хватит его глаз.

Затем (Иса, да благословит его Аллах и да приветствует) станет искать (Антихриста), настигнет его у ворот Людда [селение неподалеку от Иерусалима] и убьёт. После чего Иса, да благословит его Аллах и да приветствует, придёт к людям, которых Аллах защитит от (Антихриста), [То есть: защитит от его искушений, в результате чего они сохранят свою веру и не собьются с пути] проведёт рукой по их лицам и поведает им о том, какие места в раю они займут, и в это время Аллах Всевышний ниспошлёт Исе, да благословит его Аллах и да приветствует, откровение(в котором будет сказано): “Привёл Я (таких) рабов Моих, с которыми никто не в силах сражаться, укрой же рабов Моих на (горе) Тур!”

И (после этого) Аллах пошлёт Йаджудж и Маджудж, и они устремятся с каждой возвышенности. [Йаджудж и Маджудж (библейские Гог и Магог) - упоминающиеся в Коране враждебные людям существа, живущие за стеной на крайнем востоке земли. Накануне Судного дня эта стена разрушится “и они устремятся с каждой возвышенности”. (“Пророки”, 96)].

Первые из них пройдут через Тивериадское озеро и выпьют его воду, а когда пройдут последние, они скажут: “Когда-то здесь была вода!” Что же касается пророка Аллаха Исы, да благословит его Аллах и да приветствует, то он и те, кто будет с ним находиться, останутся в осаде до тех пор, пока бычья голова для любого из них не покажется привлекательней, чем сотня динаров сегодня[Иными словами, они станут страдать от голода], и тогда пророк Аллаха Иса, да благословит его Аллахи да приветствует, и те, кто будет с ним находиться, да будет доволен ими Аллах, станут обращаться с мольбами к Аллаху Всевышнему, и Аллах нашлёт на шеи(Йаджуджа и Маджуджа) червей [Имеется в виду особый вид червей, обитающих в носах верблюдов и овец], а наутро все они как один окажутся растерзанными (и исчезнут). [Здесь имеется в виду, что по воле Аллаха эти могущественные существа окажутся уничтоженными существами ничтожными].

А после этого пророк Аллаха Иса, да благословит его Аллах и да приветствует, и те, кто будет с ним,да будет доволен ими Аллах, спустятся на землю и не(смогут) найти ни единой пяди её, где не ощущалось бы (исходящее от) них зловоние. [То есть: зловоние от растерзанных трупов Йаджуджа и Маджуджа].

И тогда пророк Аллаха Иса, да благословит его Аллах и да приветствует, и те, кто будет с ним, да будет доволеними Аллах,(снова) обратятся с мольбами к Аллаху Всевышнему, и Аллах Всевышний пошлёт (к ним) птиц, шеи которых будут подобны верблюжьим шеям, и (эти птицы) унесут их (тела) и бросят их там, где пожелает Аллах. А потом Всемогущий и Великий Аллах пошлёт (на землю такой сильный) дождь, что от него не сможет защитить ни глиняный дом, ни палатка, который очистит землю, оставив её после себя подобной зеркалу. А потом земле будет сказано: “Принеси твои плоды и дай (людям вкусить) твоей благодати!”, - и в тот же день (вырастет такое большое гранатовое дерево, что) целая группа людей (с трудом сумеет) съесть (хотя бы) один его плод и сможетукрыться в тени его кожуры. Что же касается молока, то окажется оно столь благословенным, что молока от одной верблюдицы будет достаточно для целой группы людей, молока от одной коровы будет достаточно для целого племени, а молока от одной овцы будет достаточно для нескольких семей.

И в это время Аллах Всевышний пошлёт(на землю) приятный ветер, который подхватит (людей) за подмышки и унесёт с собой душу каждого верующего и каждого мусульманина, останутся же наихудшие люди, которые будут приходить в возбуждение подобно ослам [Имеется в виду, что они станут публично совокупляться с женщинами подобно ослам, не стесняясь присутствия людей], и(такие увидят, как) наступит Час этот [То есть: Судный день]”. (Муслим).

Этот же хадис с другой цепочкой от Ахмада мы приведём при толковании слова Аллаха:

«Пока Йаджудж и Маджудж не будут выпущены».(21:96).

В наши дни в семьсот сорок первом году в мечети омеядов в Дамаске был построен белый каменный минарет на место деревянного, который разрушился при пожаре, в котором подозревались христиане. Предположительно, что именно на этот минарет снизойдёт Иса ибн Марйам (мир ему) согласно хадису.

Передают, что пришёл человек к АбдуЛлаху бин Амру бин аль-Асу, да будет доволен Аллах ими обоими, и сказал: «Что это за хадис, который ты рассказываешь, что Час будет тогда-то и тогда-то?» тот ответил: «Пречист Аллах, или «Нет божества кроме Аллаха.., я намеревался не рассказывать этот хадис никому никогда, но ты стал говорить: «Скоро вы увидите великое дело: скоро сгорит Кааба и будет так-то». Затем он сказал, что слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Появится Антихрист(среди членов) моей общины и останется (там) в течение сорока, и не знаю я, будет это сорок дней, сорок месяцев или сорок лет, а потом Аллах Всевышний пошлёт Ису, сына Марйам (будто бы это Урва ибн Масуд), да благословит его Аллах и да приветствует, который станет искать (Антихриста) и убьёт его. И после этого люди проживут семь лет, в течение которых не будет между ними никакой вражды. А затем Всемогущий и Великий Аллах пошлёт со стороны Шама прохладный ветер, и не останется на земле ни одного человека, имеющего в сердце благо или веру весом хотя бы с пылинку, которого(этот ветер) не унесёт с собой, и даже если кто-нибудь вас проникнет внутрь горы, он тоже проникнет туда, чтобы забрать его.

(И после этого) останутся (на земле только) наихудшие люди, которые будут

лёгкими словно птицы и (уподобятся) диким зверям.[Имеется в виду, что они станут с лёгкостью птиц устремляться ко всему дурному и будут преследовать друг друга подобно диким зверям].И не станут они ни признавать добро, ни порицать дурное. И предстанет перед ними шайтан(в образе человека, который) спросит (их): “(Подчинитесь) ли вы (мне)? Они спросят: “А что ты повелишь нам?”, - и он повелит им поклоняться идолам, а они (подчинятся ему) в этом (благодаря чему получат) обильный удел и (станут наслаждаться) приятной жизнью. А потом протрубят в трубу [Иначе говоря, раздастся первый трубный глас Судного дня, после которого всё живое умрёт], и любой (человек) услышавший (этот звук), станет внимать ему, вытягивая (и наклоняя) шею. Первым же услышавшим (этот трубный глас) станет человек, который будет обмазывать глиной стенки водоёма (для поения) своих

верблюдов, и он, как и(все остальные) люди будет поражён, а потом Аллах пошлёт (или: … Аллах ниспошлёт) дождь, подобный росе, от которого тела людей станут расти. [Имеется в виду, что после первого трубного гласа, когда люди падут бездыханными, пройдёт достаточно много времени и тела их истлеют].

Затем протрубят в трубу во второй раз, и (люди) восстанут, озираясь (по сторонам), после чего будет сказано:“О люди, идите к вашему Господу!”, (после чего людей) станут спрашивать [Имеются в виду вопросы о том, чем они занимались в земной жизни], а потом (ангелам) будет сказано: И будет сказано“Выведите(тех, кого пошлют) в огонь!” (Они) спросят: “Сколько?”,- и будет сказано: “По девятьсот девяносто девять из каждой тысячи”, и этот день сделает детей седыми и в этот день обнажится голень. (Муслим)

Описание Исы ибн Марйам.

Как приводилось ранее, Абдур-Рахман ибн Адам передаёт от Абу Хурайры, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если вы увидите его, то распознайте. Он человек с приятным цветом кожи, румян. Одет в два куска жёлтой материи. Будто бы с его головы капает вода, даже если её не коснулась влага».[Ахмад в Муснаде 2/437].

В хадисе от ан-Навваса бин Сам'ана говорится: «Масих, сын Марйам, да благословит его Аллах и да приветствует, спустится (на землю) у белого минарета в восточной части Дамаска в двух окрашенных в жёлтый цвет одеждах, возложив кисти рук на крылья двух ангелов. Когда он станет опускать голову, с неё будет капать(вода), а когда станет её поднимать, с неё будут скатываться капли, подобные жемчужинам, и кто бы из неверных ни ощутил аромат его дыхания, он обязательно умрёт, дыхание же его распространится настолько, насколько хватит его глаз (на сколько распространяется взгляд его глаз)».

Аль-Бухари и Муслим сообщают со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:«В ночь перенесения и встретил Мусу». Затем он (да благословит его Аллах и приветствует) стал описывать его:

«Он был высоким человеком с волосами, будто бы он из племени Шануа».

Затем пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:«Я встретил Ису».

Затем он (да благословит его Аллах и приветствует) стал описывать его:«Он был среднего роста, румян, словно вышел из сауны».

«Я видел Ибрахима, я похож на него больше всех его детей».

Аль-Бухари сообщает со слов ибн Умара, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Я видел ‘Ису, и Мусу, и Ибрахима. ‘Исa был румян и имел курчавые волосы и широкую грудь, что же касается Мусы, то он был смуглым и дородным

и имел прямые волосы, напоминая собой кого-либо из цыган*».[Аль-Бухари 3183].

*[Ибн Хаджар в своем комментарии говорит, что речь идёт о выходцах из Судана].

Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

Однажды пророк (да благословит его Аллах и приветствует) упомянувший среди людей об Антихристе, сказал: «Поистине, Аллах не является кривым, что же касается Антихриста,

то он крив на правый глаз, и этот глаз похож на выпуклую виноградину. [Иначе говоря, он является пучеглазым].

В версии Муслима посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«И когда прошлой ночью я спал у Каабы, то увидел (во сне) смуглого человека,который по виду являлся лучшим среди смуглых людей, волосы же его достигали лопаток. У него были ухоженные волосы, с которых капала вода, и он совершал обход Каабы, положив руки на плечи двух человек. Я спросил: “Кто это?”(Люди) сказали: “Это Христос, сын Марйам”. А потом позади него я увидел кривого на правый глаз человека с курчавыми волосами, который напоминал собой Ибн Катана.

Он(также) обходил Каабу, но его руки лежали на плечах одного человека. Я спросил: “Кто это?” − и(мне) ответили: “Антихрист”». [Муслим 3184].

В другой версии этого хадиса, также передаваемой со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, сообщается, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «(Однажды) я увидел во сне, что обхожу Каабу, как вдруг передо мной показалсясмуглый человек с прямыми волосами, шедший рядом с двумя(другими людьми),на которых он опирался, с волос же его капала вода”. Я спросил: “Кто это?”(Люди) сказали: “Сын Марйам”. А потом я повернулся и увидел румяного дородного человека с курчавыми волосами, который был крив на правый глаз, и этот глаз был похож на выпуклую виноградину. Я спросил: “Кто это?”(Мне) сказали: “Это — Антихрист”, а больше всего из людей походил на него Ибн Катан”».

Слово Аллаха: «А в день воскресения он будет свидетелем против них!».

Катада сказал: «Он будет свидетельствовать против них о том, что он довёл до них послание от Аллаха и уже призывал их к поклонению Аллаху.

Это его слова в конце суры «Трапеза»: «Вот сказал Аллах: «О Иса(Иисус),сын Марйам! Говорил ли ты людям: “Примите меня и мою мать двумя богами наряду с Аллахом”?»

Он сказал: «Пречист Ты! Как я мог сказать то, на что я не имею права? Если бы я сказал такое, Ты знал бы об этом. Ты знаешь то, что у меня в душе, а я не знаю того, что у Тебя. Воистину, Ты – Ведающий сокровенное. Я не говорил им ничего, кроме того,

Наши рекомендации