Сочинение –рассуждение в формате ЕГЭ
Действительно ли экология культуры в опасности? И можно ли считать нас культурными людьми при поголовном непрочтении целиком «Войны и мира»? На эти вопросы пытается ответить А.Вознесенский.
В своём тексте автор поднимает проблему угасания внутренней духовной среды. Он сообщает читателям об уходе «великого мыслителя» Шкловского, которого пришли проводить в последний путь люди, уважающего его. Вознесенский удивляется лавине писем, пришедших в редакцию через месяцы после смерти «мамонта культуры», главная нота которых – тревога за уходящую культуру. «Синие и белые ласточки писем… обеспокоены оскуднением культуры, в них страсть, тоска по истинным ценностям».
В опасности не только внешняя среда, вековые леса и реки – экологическое угасание внутренней духовной среды куда опаснее, чем внешней. В этом заключается позиция автора.
Нельзя не согласиться с мнением Вознесенского. Все мы непосредственные свидетели угасания культуры человека. Духовная смерть – самая страшная. Ведь именно культура сделала из человека человека. Мы сами себя хороним и не пытаемся что-либо предпринять.
Эти вопросы волновали писателей на протяжении столетий. Так, в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» (XVIII в.) показывается невежественное дворянство. Главный герой Митрофанушка не хочет учиться, а хочет жениться. Грубые Скотинины и Простаковы были так же духовно пусты, как и их сын.
В романе И.А. Гончарова «Обломов» (XIX в.) мы можем незримо наблюдать за угасанием духовной культуры человека. Главный герой И.И.Обломов махнул рукой на свои совсем не глупые мечты и полностью погрузился в сон. Он не читал книги, не следил за порядком. О какой культуре здесь можно говорить? В ничего неделанье он видел спасение. И в наше время тоже есть такие Обломовы. Это говорит об обнищании внутренней культуры современного человека.
Автор не дает ответ на вопрос, есть ли рецепты решения этой проблемы. Он заставляет читателей задуматься о своей жизни. Его цель – привлечь внимание к проблеме.
Проблема отцов и детей из тех, которая встает перед человечеством вновь и вновь. Что стоит за привычным сочетанием слов? Конфликт людей разного возраста или борьба идей? Есть ли рецепт поведения в такой ситуации?
В. Тендряков изобразил героя, которого очень волнует эта «вечная» проблема. Писатель показывает нам внутреннее состояние родителей, их тревогу и боль за сына, у которого начался переходный возраст. «Щемит сердце, хоть кричи…» Родители в недоумении, ведь у них благополучная семья. Но в то же время они сочувствуют своему сыну, понимают, что «этот исключительный кризис у одних проходит незаметно, у других перерастает в трагедию». Длинные волосы, потертые джинсы, женская кофта с бубенчиками – таким стал сын. «Любая мелочь выводила его из себя». Наш герой, как и многие родители, недоумевает, глубоко переживает за сына и признает, что конфликт отцов и детей родился не вчера, но отцам всех поколений легче не стало.
Конфликт отцов и детей – вечный конфликт, но каждая семья всякий раз переживает его по-своему, а важно преодолеть его остроту, сделать так, чтобы противоречия не переросли в противостояния. В этом заключается позиция автора.
Нельзя не согласиться с мнением Тендрякова. Я сама не раз была невольным свидетелем непонимания между детьми и родителями. Нередко старшее поколение изображается в произведениях тяготеющим к назидательности, а молодёжь в резкой форме отстаивает свои взгляды, которые кажутся новыми.
Так, в романе И. С, Тургенева «Отцы и дети» Аркадий Кирсанов критически относится к взглядам своего отца, иногда даже стыдится его. Но Николай Петрович во имя отцовской любви готов многим поступиться. Его отличает чуткость, терпение, мудрость. Именно эти качества предотвращают разрыв между отцом и сыном. Поэтому их конфликт не перерос в настоящее противостояние, которое можно наблюдать между Базаровым и Павлом Кирсановым.
Чаще всего родители принимают своих детей такими, какие они есть потакают во всем. Это подчас приводит к печальному финалу: избалованные дети спиваются, становятся наркоманами или попадают в тюрьму. На моих глазах развивалась трагедия семьи соседей, воспитывающих единственного сына. Слепая любовь без упреков, корректировки поступков сделала свое дело. Мальчик вырос эгоистом и грубияном. Не так давно он попал в плохую компанию и «загремел» в тюрьму. В этой семье родителям не хватило мудрости преодолеть остроту конфликта трудного возраста, который перерос в настоящее противостояние и, как следствие, в трагедию семьи.
Автор не дает ответа на вопрос, есть ли рецепт поведения при конфликте людей разного возраста. Его цель – привлечь внимание к проблеме. А каждая семья будет стремиться по-своему её преодолеть. Хочется пожелать всем родителям терпения и умения «управлять» своим ребенком.
Действительно ли нравственность диктуется страхом? Неужели для верующего человека страх посильнее котлов с кипящей смолой? Можно ли достигнуть свободы, преодолев свой страх? Эти вопросы оказались в центре внимания Д.Гранина.
Автор обращает наше внимание, что учёные, исследовавшие природу страха, опирались на Библию. По их мнению, «картины ада должны удерживать от греха», «но спасает не страх кары, а вера в Бога». Верующего человека останавливает страх и стыд потерять Божью любовь. Рассуждая об обычных людях, Д.Гранин указывает, что поединки борьбы страха и отваги у каждого проходят по-своему. Одни люди отступают перед насилием, а другие вступают в борьбу за себя, за свою человечность. Автор обращает наше внимание, что «быть самим собою – в этом смысле человек богоподобен».
Достигнуть свободы можно, лишь преодолев страх. В этом заключается позиция автора.
Нельзя не согласиться с Д.Граниным. Нужно уметь бороться за себя, преодолевая все препятствия, а самое главное – страх. В наше время людей не пугает ни потеря Божьей любви, ни картины ада.
Пьеса А.Н.Островского «Гроза» - яркий пример борьбы человека со своими страхами. Главная героиня изменила своему мужу. Для неё это был великий грех. Катерина жаловалась Варваре, а та лишь усмехалась. Без духовной поддержки девушка нырнула в омут страха с головой и погубила себя. Я считаю, если бы Катерина преодолела свои страхи, то смогла бы обрести духовную свободу и, конечно же, жизнь.
Другой пример борьбы со страхом мы можем наблюдать в повести Карамзина «Бедная Лиза». Девушка боялась, что её бросит любимый человек. Это впоследствии и произошло. Лиза не смогла пережить потерю, не смогла преодолеть страх быть брошенной и погубила свою душу, как Катерина.
Проблема, поднятая Д.Граниным, заставила меня задуматься о природе страха. Он может быть причиной не только каких-то неудач, но даже – смерти. Поэтому каждый человек должен уметь бороться со своими страхами, чтобы жить спокойно.
«Музыка – это искусство, которое действует прямо на сердце слушателя», - сказал кто-то из великих людей. Магическая сила музыки может заставить человека мечтать, задуматься о себе и пересмотреть свою жизнь, исправить ошибки и действовать, как подскажет сердце.
В своём тексте В.Астафьев размышляет о воздействии музыки на состояние человека. Главная героиня знала, что обречена и скоро умрёт. Она хотела только смотреть, дышать и ни о чём не думать. Девушка начала сдаваться без боя. Случайно оказавшись в планетарии, она услышала «Музыку мёртвых лебедей» Чайковского. Много раз Лина сталкивалась с ней раньше, но только на пороге смерти раскрыла её смысл. Мелодия долго летела к ней, может, дольше, чем звёздный свет. Она возникла в глубине и осветила её. «Нет, не для умирающих лебедей была написана она. Музыка звёзд. Музыка вечной жизни…» В момент отчаяния, когда девушка была готова не жить, а доживать, это волшебная мелодия разбудила её.
Настоящая музыка – это всегда гимн, прославляющий любовь и жизнь. Жизнь вечна, как и всё живое на земле, а каждый человек – это часть жизни. В этом заключается позиция автора.
Невозможно не согласиться с Астафьевым. Есть много музыкальных произведений, которые обладают уникальной способностью вселять веру и надежду в людей.
Подтверждение моей точки зрения я нахожу в повести В.Г.Короленко «Слепой музыкант». В жизни главного героя музыка занимала особое место: именно благодаря музыке он научился верить в жизнь и мечтать. Услышав однажды дудку Иохима, мальчик открыл для себя жизнь народа, красоту родной земли. Музыка наполнила жизнь слепого юноши смыслом и подарила подлинное счастье.
В рассказе Е.Носова «Шопен, соната номер два» музыка становится средством единения людей: между дядей Сашей, участником войны, и ребятами-оркестрантами наступает взаимопонимание. Тяжкие, бьющиеся звуки страдания, стоны, удары – всё, что можно услышать в реквиеме, - заставляют ребят осознать значению и цену победы в войне, потому что эта соната созвучна скорби всего русского народа.
Поистине, музыка окрыляет, одухотворяет, заставляет учащённо биться сердце, а самое главное – помогает выжить в любой ситуации. Кто любит музыку, тот любит людей.