Концепция устойчивого развития появилась в результате объединения трех основных точек зрения: экономической, социальной и экологической.
Экономическая составляющая
Экономический подход к концепции устойчивости развития основан на теории максимального потока совокупного дохода Хикса-Линдаля, который может быть произведен при условии, по крайней мере, сохранения совокупного капитала, с помощью которого и производится этот доход. Эта концепция подразумевает оптимальное использование ограниченных ресурсов и использование экологичных — природо-, энерго-, и материало-сберегающих технологий, включая добычу и переработку сырья, создание экологически приемлемой продукции, минимизацию, переработку и уничтожение отходов. Однако при решении вопросов о том, какой капитал должен сохраняться (например, физический или природный, или человеческий капитал) и в какой мере различные виды капитала взаимозамещаемы, а также при стоимостной оценке этих активов, особенно экологических ресурсов, возникают проблемы правильной интерпретации и счета. Появились два вида устойчивости — слабая, когда речь идет о неуменьшаемом во времени природном и произведенном капитале, и сильная — когда должен не уменьшаться природный капитал (причем часть прибыли от продажи невозобновимых ресурсов должна направляться на увеличение ценности возобновимого природного капитала).
Социальная составляющая
Социальная составляющая устойчивости развития ориентирована на человека и направлена на сохранение стабильности социальных и культурных систем, в том числе, на сокращение числа разрушительных конфликтов между людьми. Важным аспектом этого подхода является справедливое разделение благ. Желательно также сохранение культурного капитала и многообразия в глобальных масштабах, а также более полное использование практики устойчивого развития, имеющейся в не доминирующих культурах. Для достижения устойчивости развития, современному обществу придется создать более эффективную систему принятия решений, учитывающую исторический опыт и поощряющую плюрализм. Важно достижение не только внутри-, но и межпоколенной справедливости. В рамках концепции человеческого развития человек является не объектом, а субъектом развития. Опираясь на расширение вариантов выбора человека как главную ценность, концепция устойчивого развития подразумевает, что человек должен участвовать в процессах, которые формируют сферу его жизнедеятельности, содействовать принятию и реализации решений, контролировать их исполнение.
Экологическая составляющая
С экологической точки зрения, устойчивое развитие должно обеспечивать целостность биологических и физических природных систем. Особое значение имеет жизнеспособность экосистем, от которых зависит глобальная стабильность всей биосферы. Более того, понятие «природных» систем и ареалов обитания можно понимать широко, включая в них созданную человеком среду, такую как, например, города. Основное внимание уделяется сохранению способностей к самовосстановлению и динамической адаптации таких систем к изменениям, а не сохранение их в некотором «идеальном» статическом состоянии. Деградация природных ресурсов, загрязнение окружающей среды и утрата биологического разнообразия сокращают способность экологических систем к самовосстановлению.
Глобальных проблем
Безопасности жизнедеятельности
Устойчивое развитие
Проведенный обзор показал, в чём состоит существо глобальных проблем, вставших перед человечеством со второй половины XX века, и каковы пути их решения.
Результаты обзора.
Переход цивилизации к «безотходным» технологиям (название может рассматриваться только как условное) и «экологически чистым» источникам энергии (столь же условное название), по мнению учёных, практически не изменит сложившуюся грозную ситуацию. Заменить естественнуюбиоту «техносферой», работающей, как и биота, на базе солнечной энергии, невозможно. Информационные потоки в биоте, обеспечивающие взаимодействие естественных сообществ и устойчивость ее существования и развития, на десятки порядков превосходят реально достижимые максимальные информационные потоки в «техносфере», которые могли бы поддерживать устойчивость последней (В.Г.Горшков, 1990). Нет никаких оснований для надежд на построение искусственных сообществ на базе «техносферы», таких же устойчивых, как естественная биосфера. Поэтому даже сам термин «техносфера» неудачен. Искусственные объекты, результат жизнедеятельности человека, не могут сплошь покрыть поверхность планеты, образовав целостную сферу. Они могут существовать только как ограниченные вкрапления в природную среду биосферы, как некий «архипелаг ТЕХНОСФЕРА».Если же жизнедеятельность человека всё-таки доведёт до полного разрушения единство и взаимодействие всех компонентов биосферы (уже разрушенных более чем на 90 % на наиболее «освоенных» человеком территориях в Европе и Северной Америке), то устойчивая, пригодная для существования жизни, окружающая среда и ее естественное регулирование восстановятся только через сотни тысяч лет. Однако в течение этого периода регенерации биосфера может находиться в состоянии, непригодном для существования всех передвигающихся животных, человека и, возможно, всей многоклеточной жизни, поэтому все эти виды необратимо исчезнут с лица Земли. В этом смысле подобная катастрофа для человека ничем не отличается от полного исчезновения жизни вообще.
Реальный выход из положения, согласно исследованиям ведущих учёных, состоит в переходе цивилизации к устойчивому развитию, основой которого должно послужить восстановление биоты (флоры и фауны) в объеме, необходимом для поддержания устойчивости окружающей среды в глобальных масштабах. Необходимо восстановление естественной природы на большей части поверхности Земли. Необходимо уже сегодня ставить вопросы о создании заповедных материков и океанов, а не только о сохранении биологического разнообразия в ничтожных по своей площади заповедниках и зоопарках. Первым шагом в этом направлении может стать сохранение заповедной Антарктиды, которое интенсивно обсуждается во всем мире. Все это необходимо в дополнение к тем решительным, целенаправленным действиям человечества по стабилизации численности населения, по сокращению хозяйственной деятельности и материальных потребностей людей, которые следовали уже из анализа простой системы на моделях Форрестера.
Верхним уровнем систем, в рамках которых жизнедеятельность людей достаточно жёстко и устойчиво организована, является государство. Поскольку наличие многих самостоятельных государств, защищающих разнообразные культуры своих народов, поддерживает жизнестойкость человечества как вида, отмирания государства в ходе дальнейшего развития не ожидается. Государство может и должно решать не только текущие локальные задачи обеспечения своему народу безопасных и достойных условий жизни, но и стратегические задачи обеспечения безопасности жизнедеятельности народа в масштабах и страны и мира. Ведь безопасность и народа и государства не может быть обеспечена, если биосфера будет продолжать разрушаться жизнедеятельностью человека. Общие задачи выхода из глобального кризиса могут быть решены только совместными усилиями государств мира, сосредоточивших основные ресурсы общества.
Однако, как подчёркивали учёные Римского клуба в своих докладах, и организованные усилия государств будут безрезультатны, если каждый человек, каждый житель Земли, не изменит своих целей и характера своей жизнедеятельности – не построит в своём сознании нового мировоззрения, соответствующего устойчивому развитию. Это мировоззрение должно строиться на осознании необходимости ограничения целей и характера своей жизнедеятельности (в первую очередь, ограничения в предпринимательстве и рождаемости), на осознанном участии в обеспечении безопасности жизнедеятельности.
Краткий итог.В основу выхода из глобального кризиса, предложенного учёными и принятого ООН в 1992 году, заложено право на жизнь будущим поколениям. Такое развитие названо устойчивым.
Повестка дня на XXI век
Краткое содержание документа по предотвращению мировой катастрофы и переходу к устойчивому развитию, принятого на Конференции ООН в Рио-де-Жанейро (1992):
1. Разъяснительная работа: люди должны получить ясное представление об опасностях, которые угрожают им и их потомкам.
2. Объединение усилий по согласованным программам устойчивого развития.
3. Разработка научно обоснованных программ государствами с учетом национальных особенностей.
4. Согласованное сокращение военных расходов.
5. Реализация мер по стабилизации численности населения Земли.
6. Борьба с голодом, бедностью и болезнями по международных программам.
7. Распространение миропредставления, ориентированного на духовные интересы, ограничение ценностей потребительства.
8. Использование стихийной интеграции человечества в интересах перехода на устойчивое развитие.
9. Борьба за развитие научных исследований. Только наука может найти пути к безопасному и жизнестойкому будущему. XXI век либо станет эпохой расцвета науки, либо последним веком мировой истории.
Краткий итог. «Повестка дня на XXI век» содержит рекомендации государствам по переходу к устойчивому развитию. Отмечено, что решающее значение для содействия устойчивому развитию имеют наука и просвещение.
Хартия Земли
Проект Хартии Земли посвящён выявлению общечеловеческих ценностей, он опирается на мудрость и всеобщие ценности, лежащие в основе главных мировых религий, и в то же время на современные общепринятые научные знания. Религиозные представления, имеющие многовековую давность, гласят: «И сказал им /людям/ Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею…». Настало время дополнить эти представления. В России обсуждения проекта политологами, экологами, религиозными и общественными деятелями, молодёжными и женскими организациями велись с 1997 по 2002 год. Проект Хартии Земли создавался Международным комитетом с 1987 года и обсуждался 15 лет на региональных и религиозных форумах в более чем 50-ти странах мира.
Краткое содержание Хартии Земли:
I. Исходные позиции:
Мы вступили в критический момент нашей истории, когда человечество должно выбрать своё будущее.
Человечество есть часть огромной развивающейся Вселенной. Благополучие людей зависит от сохранения биосферы.
Глобальная безопасность под угрозой: экологическое опустошение, блага экономического развития доступны не всем, распространены несправедливость, нищета и насилие.
Все вместе мы должны найти общие решения. Безотлагательно надо создать единое представление об общечеловеческих ценностях.
II. Принципы:
· Уважать Землю и всё живое.
· Заботиться о живом сообществе с чувством понимания, сострадания и любви.
· Создавать справедливые, открытые для участия, устойчивые и мирные демократические общества.
· Сохранять богатство и красоту Земли для настоящего и будущих поколений.
III. Дальнейший путь:
1. Нам надо изменить своё мышление и чувства, ощутить глобальную взаимозависимость и всеобщую ответственность.
2. Разработать и применять устойчивый образ жизни на всех уровнях: локальном, региональном, национальном и глобальном.
3. Культурное разнообразие является ценным наследием.
4. Найти гармонию между разнообразием и единством, свободой и общественным благом, краткосрочными целями и долговременными планами.
5. Необходимо взаимодействие между правительством, гражданским обществом и представителями бизнеса.
6. Народы мира должны возобновить свои обязательства перед ООН.
Краткий итог. «Хартия Земли» обращена к людям и провозглашает принципы уважения человека к Природе. Они добавляются к принципам общественной морали, основанной на религиозных заповедях.