Почему мусора стало так много

Реквизит

· Комиксы

· Урна

· Три небольших мешка/пакета

· Чистые образцы отходов

· Карточки с периодами разложения отходов (либо использовать надписи на доске)

· Доска/ватман для рисования

· Оборудование для демонстрации цифровых фотографий

Цели занятия

1. Донести суть и серьезность проблемы отходов.

2. Познакомить с различными вариантами обращения с отходами и рассказать о комплексном подходе к управлению отходами, как наиболее оптимальном варианте.

3. Помочь увидеть, как дети лично могут содействовать решению проблемы.

2. Знакомство

Ведущий: «Дорогие ребята! Я рад/а приветствовать Вас сегодня в этом зале. За последние три года экологические уроки в рамках акции «Сделаем вместе» Проекта Всероссийской партии «Единая Россия» «Экология России» в Санкт-Петербурге посетили более 218.000 учащихся из более чем 2000 школ в 64 субъектах РФ. Сегодня мы проведем экологический урок и в нашей школе. На экоуроке мы затронем одну из самых актуальных проблем 21 века – это проблема твердых бытовых отходов, а попросту проблема мусора».

Рассказ о проблеме отходов


Свалки в России и мире

Ведущий: «Давайте поговорим сегодня о том, что мы называем мусором. Зачем о нем говорить? Ведь мусор, это нечто неприятное, плохо пахнущее, неинтересное, отчего хочется поскорее избавиться, выбросив его в урну, в ведро, в мусоропровод, в кусты и т.п. Чтобы ответить на этот вопрос, давайте посмотрим несколько картинок».

Демонстрация мультфильма «Как мусор уничтожил мир» со ссылкой на канал Дискавери.

Фотографии об отходах

Ведущий показывает фотографии с грандиозными мировыми свалками, мусорным «супом», затем фотографии полигонов в регионе, фотографии горящих свалок, Дает краткие комментарии, что изображено на фотографиях.

Слайд 2: Перед Вами изображена самая крупная свалка на планете.
Место ее расположения – север Тихого океана, необитаемый архипелаг-свалка, площадь которого 6 тыс. квадратных километров. Состоит преимущественно из пластика. Значительную часть занимают технические отходы: мобильные телефоны, компьютеры и компьютерные комплектующие, офисная техника и прочее. Технические отходы перерабатываются людьми практически вручную: часть материалов сжигается, остальная часть подлежит механической обработке и сортировке. Экологическая обстановка в районе свалки Гуйо находится в крайне неблагоприятном состоянии. Всевозможные токсины и яды тлетворно влияют на состояние здоровья человека и животных, способствуя возникновению множества тяжелых заболеваний.

Слайд 3: Невероятное количество свалок можно увидеть в развивающихся странах. Там особенность свалок такова, что в эти страны (Индия, страны Африки) привозят свой мусор европейские страны и США. То, что они не смогли переработать у себя, они вывозят на другие континенты и превращают их в ядовитые свалки, отравляя природу и губя здоровье и жизнь живущих там людей.

Слайд 4: Так, например, выглядит свалка Агбогблоши в Аккре Республика Гана. Как раз сюда привозят старую технику из Америки, Японии и Европы. Попадает она в Гану путем всевозможных таможенных ухищрений – под видом гуманитарной помощи, б/у товаров. Усугубляют ситуации попытки местных жителей добывать из приборов цветные металлы, делают это они непрофессионально, в окружающую среду попадают опасные токсины.

Слайд 5: Тем не менее, свалки невероятных размеров существуют не только в Азии. Так, Британия лидирует среди европейских стран по количеству мусорных свалок. И это несмотря на относительно небольшое население. Количество отходов в Туманном Альбионе, которое образуется за год, в два раза превышает ежегодные объемы мусора всех стран еврозоны.

Слайд 6: А так выглядит свалка Фреш Киллз в Америке. На сегодня она также закрыта, территорию пытаются очистить и разровнять, но ее размеры продолжают поражать. Открыта она была в 1948 году, со временем ее высота превысила статую Свободы на целых 25 метров (высота статуи Свободы 93м). Бывало, что в день на свалку попадало около 13 тыс. тонн бытового и промышленного мусора, который доставляли баржи.

Слайд 7: В России, к сожалению, ситуация не менее печальная. Общее количество санкционированных свалок на территории Российской Федерации, согласно данным, собранным учеными, 15 тысяч. А несанкционированных, что удалось обнаружить – около 10 тысяч. Крупнейшие из них находятся в Московской, Ленинградской, Волгоградской, Пермской, Свердловской, Томской и Челябинской областях. На фото изображена свалка захоронения строительных и промышленных отходов в деревне Саларьево Московской области — крупнейшая подобная свалка в Европе (площадь 59 га, высота 70 м).

Слайд 8: Вставить слайд свалки в регионе и добавить описание.

Полигон „Красный Бор“ — крупнейший полигон для размещения опасных производственных отходов на территории Северо-Западного федерального округа. Площадь полигона составляет 73 га. Полигон находится в двух километрах от посёлка Красный Бор Ленинградской области, в пяти километрах от МО Колпино (Колпинский район Санкт-Петербурга) и в тридцати километрах от центра Санкт-Петербурга. В могильниках Красного Бора находится более полутора миллионов тонн токсичных отходов, и их количество растёт. Могильник почти исчерпал предназначенную ему площадь и представляет экологическую угрозу для города. Под Колпино находятся мощные залежи кембрийских глин. Полигон начал действовать с 1970 года. Считалось, что глины обеспечат полную герметичность хранилища и помешают проникновению жидких фракций отходов в окружающую среду. К середине 1990-х годов выяснилось, что котлованы в глине не являются герметичными. Это приводит к загрязнению соседних с полигоном полей, рек, а также атмосферы. Кроме того, на полигоне регулярно вспыхивают сильные пожары (в 2006, 2008, 2011, 2014), сопровождающиеся выбросом в атмосферу опасных химических веществ.

«Давайте разберемся, откуда берутся эти ужасные горы мусора?»

Задавать вопросы. Живое общение.

Ведущий спрашивает у ребят, сколько раз в день они выносят мусорное ведро. Куда по их мнению девается мусор из мусоропровода.

«Больше 90% нашего мусора сегодня вывозят на полигоны, а точнее сказать на свалки, т.к. они как никак не оборудованы».

Чем плохи свалки? 1. Огромная территория 2. Не оборудованны 3. Отравляют почву и воздух

«Мусор не дает о себе забыть и превращается во всем мире во все большую проблему. Мы образуем все больше и больше отходов и в конце концов рискуем захлебнуться в них». Здесь можно показать кадр из мультика Валли, или привести цитату Нильса Бора: «Человечество не погибнет в атомном кошмаре, оно захлебнется в собственных отходах».

«Кроме того что свалки захламляют и делают непригодными для дальнейшего использования огромные территории, свалки горят и отравляя воздух на многие километры вокруг, отходы при разложении выделяют опасные вещества, которые попадают в почву, грунтовые воды и загрязняют их и т.п.»

Почему мусора стало так много

Можно подумать над этим вопросом вместе с учениками, пусть они сами набросают варианты, а потом Ведущий дополняет список, если что-то упущено.

Написать на доске вопрос – почему много отходов?

Почему актуально в 20 и 21 веке?

Основные причины (кратко перечислить основное) :

· Рост численности населения Земли. Только за последние 170 лет количество людей на земле увеличилось в 7 раз (с 1 млрд до 7 млрд)

· Появление новых синтетических, не природных материалов, которые крайне долго разлагаются, загрязняя природу столетиями

· Переход к массовому производству от ручного труда сделал вещи более доступными, мы перестали их беречь и с легкостью отправляем на свалку

· Появление рекламы, которая навязывает нам все новые и новые потребности, заставляя покупать много лишних ненужных вещей, и регулярно отправлять на свалку слегка устаревшие (но при этом еще исправные и хорошие) вещи

· Появление большого количества упаковки, которая служит только для привлечения покупателей и сразу после покупки превращается в мусор и отправляется на свалку

Практическое задание, которое помогает осознать, что мы покупаем много лишних вещей.

3 списка на доске. Попросить слушателей, чтобы они вспомнили свой дом, комнату и написали:

· Вещи, без которых нельзя обойтись, они необходимы

· Вещи, которые создают комфорт и удобство, но без них можно обойтись

· Вещи, без которых можно легко обойтись.

Акцент: почему дети захотели эти вещи? Потому что они есть у друзей?

Причем в процессе составления списка, ребята могут осознать, что вещи из первого списка нужно на самом деле перенести во второй и даже в третий список.

Наши рекомендации