Лицензирование в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды

1 января 2011 года вступил в силу новый Указ Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Данным Указом предусматривается отмена лицензирования 16 видов деятельности, 7 из которых включают в себя 59 составляющих работ (услуг), а также около 60 работ (услуг) по иным 13 видам деятельности, лицензирование которых сохраняется; объединение двух видов деятельности в один.

Так с принятием Указа отменяется лицензированиеаудиторской деятельности; ведения охотничьего хозяйства; ведения рыболовного хозяйства; геодезической и картографической деятельности (27 составляющих видов работ); деятельности в области авиации (5 составляющих); деятельности временного (антикризисного) управляющего в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве); деятельности в области таможенного дела (6 составляющих ); деятельности по заготовке и переработке древесины (2 составляющие ); деятельности по организации и проведению электронных интерактивных игр; деятельности, связанной с посевом и возделыванием культур, содержащих наркотические и ядовитые вещества; лотерейной деятельности (2 составляющие); переработки, консервирования рыбы и морепродуктов; проектирования и строительство зданий и сооружений I и II строительства уровней ответственности и проведение инженерных изысканий для этих целей (15 составляющих); распространения правовой информации; транспортно-экспедиционную деятельность; туристической деятельности (2 составляющие).

Лицензирование деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду (далее для целей настоящей главы – лицензируемая деятельность), осуществляется Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Лицензируемая деятельность включает составляющие работы и услуги: 1) обращения с озоноразрушающими веществами; 2) выполнение работ по использованию отходов 1–3 классов опасности, обезвреживанию, захоронению отходов.

Не требуется получения лицензии для использования отходов 1–3 классов опасности, обезвреживания отходов в процессе научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ, а также отходов, образовавшихся в результате проведения таких работ.

Под обращением с озоноразрушающими веществами понимаются их производство, купля (продажа), хранение, утилизация, рециклинг, обезвреживание и иные виды деятельности, связанной с использованием озоноразрушающих веществ.

Лицензионным требованием (условием), предъявляемым к соискателю лицензии, является наличие на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или ином законном основании оборудования и инструментов, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности.

Лицензионными требованиями и условиями, предъявляемыми к лицензиату, являются:

при обращении с озоноразрушающими веществами:

наличие на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или ином законном основании и использование оборудования и инструментов, обеспечивающих выполнение работ и (или) оказание услуг, связанных с обращением с озоноразрушающими веществами;

наличие специальной профессиональной подготовки у работников, допущенных к работам, связанным с обращением с озоноразрушающими веществами (данное требование не распространяется на лицензиата, осуществляющего деятельность, связанную с куплей (продажей) либо хранением озоноразрушающих веществ);

ведение учета потребления озоноразрушающих веществ и осуществление отчетности по обращению с ними в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды;

при использовании отходов 1–3 классов опасности, обезвреживании, захоронении отходов:

наличие специальной профессиональной подготовки у работников, допущенных к работам, связанным с использованием отходов 1–3 классов опасности, обезвреживанием, захоронением отходов;

наличие регистрации объектов по использованию отходов 1–3 классов опасности в реестре объектов по использованию отходов, а объектов обезвреживания, захоронения отходов – в реестре объектов хранения, обезвреживания и захоронения отходов;

наличие на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или ином законном основании и использование оборудования и инструментов, обеспечивающих выполнение работ по использованию отходов 1–3 классов опасности, обезвреживанию, захоронению отходов, в том числе весового оборудования при осуществлении захоронения отходов;

проведение в порядке, установленном законодательством, локального мониторинга окружающей среды при выполнении работ по обезвреживанию, захоронению отходов.

Особым лицензионным требованием (условием) является соблюдение установленных Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды при выдаче лицензии и указанных в ней:

перечня разрешенных к обращению озоноразрушающих веществ, целей и объемов их использования, мероприятий по сокращению использования озоноразрушающих веществ для собственных нужд – при обращении с озоноразрушающими веществами;

перечня разрешенных к использованию отходов 1–3 классов опасности, перечня обезвреживаемых отходов, технологии использования отходов 1–3 классов опасности, обезвреживания, захоронения отходов – при использовании отходов 1–3 классов опасности, обезвреживании, захоронении отходов.

Для получения лицензии ее соискатель дополнительно к следующим документам:

1) заявление о выдаче лицензии с указанием:

- для юридического лица Республики Беларусь – наименования и местонахождения этого юридического лица, а также его обособленных подразделений, в том числе филиалов, в которых соискатель лицензии намерен осуществлять лицензируемый вид деятельности (далее – обособленные подразделения, в том числе филиалы), работ и (или) услуг, составляющих соответствующий лицензируемый вид деятельности, если они определены настоящим Положением, для каждого обособленного подразделения, в том числе филиала;

- для иностранной организации – наименования и местонахождения этой организации, а также ее представительства, открытого в установленном порядке на территории Республики Беларусь;

лицензируемого вида деятельности, а также работ и (или) услуг, составляющих соответствующий лицензируемый вид деятельности, если они определены настоящим Положением, которые соискатель лицензии намерен осуществлять;

- территории, на которой соискатель лицензии намерен осуществлять лицензируемый вид деятельности, если настоящим Положением предусмотрено, что лицензия на соответствующий вид деятельности действует на указанной в ней части территории Республики Беларусь;

наименования и адреса налогового органа по месту постановки соискателя лицензии на учет, учетного номера плательщика соискателя лицензии (при его наличии);

- иных сведений, предусмотренных настоящим Положением для конкретного лицензируемого вида деятельности либо определенных Президентом Республики Беларусь.

В заявлении о выдаче лицензии также указывается, что сведения, изложенные в этом заявлении и прилагаемых к нему документах, достоверны;

2) копии учредительных документов юридического лица, документа, свидетельствующего о проведении государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;

3) легализованную выписку из торгового реестра страны, в которой иностранная организация учреждена, или иное эквивалентное доказательство юридического статуса иностранной организации в соответствии с законодательством страны ее учреждения;

4) документ об уплате государственной пошлины за выдачу лицензии;

5) другие документы, предусмотренные настоящим Положением для конкретного лицензируемого вида деятельности либо определенные Президентом Республики Беларусь, представляет копии документов, подтверждающих наличие на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или ином законном основании оборудования и инструментов, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности, а также:

для обращения с озоноразрушающими веществами – сведения о целях и объемах использования озоноразрушающих веществ;

для использования отходов 1–3 классов опасности, обезвреживания, захоронения отходов:

копию технологического регламента использования отходов 1–3 классов опасности, обезвреживания, захоронения отходов;

перечень отходов 1–3 классов опасности, использование которых он намерен осуществлять;

перечень отходов, обезвреживание которых он намерен осуществлять.

Для внесения в лицензию изменений и (или) дополнений в части включения в нее сведений об обособленных подразделениях, в том числе филиалах, расширения перечня работ и (или) услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, лицензиат дополнительно к документам, указанным в абзацах втором и третьем пункта 68 настоящего Положения, представляет документы, названные в пункте 219 настоящего Положения.

До принятия решения по вопросам лицензирования Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды вправе провести оценку и (или) назначить проведение экспертизы соответствия возможностей соискателя лицензии (лицензиата) лицензионным требованиям и условиям.

В формируемом Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды реестре лицензий помимо сведений, определенных в пункте 94 настоящего Положения, указываются:

перечень разрешенных к использованию озоноразрушающих веществ, цели и объемы их использования;

перечень используемых отходов 1–3 классов опасности, обезвреживаемых отходов.

Грубыми нарушениями законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий являются:

при обращении с озоноразрушающими веществами:

отсутствие на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или ином законном основании либо неиспользование оборудования и инструментов, необходимых для выполнения работ и (или) оказания услуг, связанных с обращением с озоноразрушающими веществами, или их несоответствие требованиям, установленным актами законодательства;

превышение указанных в лицензии объемов разрешенных к обращению озоноразрушающих веществ;

при использовании отходов 1–3 классов опасности, обезвреживании, захоронении отходов:

отсутствие специальной профессиональной подготовки у работников, допущенных к работам, связанным с использованием отходов 1–3 классов опасности, обезвреживанием, захоронением отходов;

отсутствие на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или ином законном основании либо неиспользование оборудования и инструментов, необходимых для выполнения работ по использованию отходов 1–3 классов опасности, обезвреживанию, захоронению отходов, в том числе весового оборудования при осуществлении захоронения отходов;

непроведение в порядке, установленном законодательством, локального мониторинга окружающей среды при выполнении работ по обезвреживанию, захоронению отходов.

Оценка воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности (ОВОС).

Оценка воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности (ОВОС) представляет собой вид деятельности по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности ее осуществления. ОВОС направлена на определение видов воздействия на окружающую среду в результате осуществления планируемой хозяйственной и иной деятельности, а также соответствующих изменений в окружающей среде и прогнозирование ее состояния.

ОВОС проводится в следующих целях:

• всестороннее рассмотрение всех предлагаемых экологических и связанных с ними социально-экономических и иных преимуществ и последствий планируемой деятельности;

• поиск оптимальных предпроектных и проектных решений, способствующих предотвращению возможного неблагоприятного воздействия на окружающую среду;

• обеспечение эколого-экономической сбалансированности планируемой деятельности;

• выработка эффективных мер по снижению возможного неблагоприятного воздействия на окружающую среду до незначительного или приемлемого уровня;

• улучшение состояния окружающей среды на территории, где будет реализовано проектное решение планируемой деятельности.

Основными принципами проведения ОВОС являются:

• превентивность, означающая проведение ОВОС до принятия проектных решений о реализации планируемой деятельности и использование результатов этой оценки при выработке и принятии решений для обеспечения экологической безопасности;

• презумпция потенциальной экологической опасности воздействия планируемой деятельности на окружающую среду;

• альтернативность, означающая анализ различных вариантов реализации проектного решения планируемой деятельности (включая отказ от планируемой деятельности) с целью сравнения уровня воздействия не только с нормативами в области охраны окружающей среды или пороговыми величинами, но и с воздействием при других вариантах реализации проектного решения планируемой деятельности;

• комплексность, означающая совместное рассмотрение и учет воздействия в природной, социальной и техногенной средах;

• гласность, означающая право заинтересованных сторон на непосредственное участие при принятии решений в процессе обсуждения проекта;

• объективность, т. е. выполнение оценки воздействия профессионально и беспристрастно;

• научная обоснованность;

• достоверность и полнота информации, означающие наличие в процессе оценки воздействия как можно более полной информации, способствующей принятию экологически обоснованных решений.

ОВОС организуется заказчиком, т. е. инициатором планируемой хозяйственной и иной деятельности, а проводится разработчиком – проектной или научно-исследовательской организацией по поручению заказчика, одновременно с разработкой проектной документации. Заказчик финансирует исследовательские работы, необходимые для проведения ОВОС, организует проведение ОВОС и общественных слушаний и изучает предложения общественности о возможной реализации намечаемой деятельности на конкретной территории. Разработчик проводит ОВОС, рассматривает и учитывает экологические условия и требования при подготовке обосновывающей документации.

ОВОС включает следующие этапы деятельности:

1 • подготовка заявки о намерениях реализации планируемой деятельности и составление технического задания на проведение ОВОС;

2 • определение видов и значимости воздействия на окружающую среду и прогнозирование их последствий;

3 • составление заявления о возможном воздействии на окружающую среду;

4 • проведение общественных слушаний;

5 • подготовка и представление отчета и других материалов по ОВОС для проведения государственной экологической экспертизы.

Таким образом, являясь самостоятельным организационно-правовым механизмом, ОВОС непосредственно связана с экологической экспертизой.

Перечень видов и объектов хозяйственной и иной деятельности, для которых ОВОС проводится в обязательном порядке, утвержден Постановлением Министерства природных ресурсов и охраны
окружающей среды Республики Беларусь. К таким объектам, например, относятся объекты атомной промышленности, автомаги­страли и скоростные дороги, комплексы по выращиванию и откорму более 2 тысяч свиней в год и др.

По объектам, входящим в названный перечень, в состав документов, представляемых в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь или его территориальные органы для проведения государственной экологической экспертизы, входит отчет о результатах проведения ОВОС, подготовленный в соответствии с требованиями Инструкции о порядке проведения оценки воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности. Данный отчет является документом, фиксирующим проведение ОВОС.

При заинтересованности граждан и (или) общественных объединений в принятии участия в подготовке и обсуждении материалов ОВОС заказчик представляет заинтересованным лицам необходимую информацию и обеспечивает их участие в подготовке и обсуждении материалов ОВОС, результаты которых оформляются в виде протокола согласования с общественностью, который прилагается к материалам ОВОС.

Экологическая экспертиза.

В процессе проведения экологической экспертизы устанавливается соответствие планируемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации с учетом ее воздействия на окружающую среду, а также наступления экологически значимых последствий при реализации.

В Республике Беларусь проводятся государственная и общественная экологические экспертизы. Основания и порядок их осуществления определены Законами Республики Беларусь «Об охране окружающей среды», «О государственной экологической экспертизе».

Государственная экологическая экспертиза является обязательным элементом процесса планирования, проектирования и принятия решений о социально-экономическом развитии, осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Республики Беларусь. Организуется и проводится Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь или его территориальными органами в целях:

• определения достаточности и обоснованности мер по охране окружающей среды, предусматриваемых проектным решением планируемой хозяйственной и иной деятельности;

• определения уровня экологической опасности, которая может возникнуть в процессе осуществления планируемой хозяйственной и иной деятельности и прямо или косвенно оказать воздействие на окружающую среду;

• предупреждения возможных неблагоприятных воздействий планируемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и связанных с ними негативных последствий.

Заказчиками государственной экологической экспертизы выступают инициаторы планируемой хозяйственной и иной деятельности – физические и юридические лица, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность на территории Республики Беларусь.

В соответствии со ст. 6 Закона Республики Беларусь «О государственной экологической экспертизе» объектами государственной экологической экспертизы являются:

• концепции, программы (в том числе инвестиционные) и схемы отраслевого и территориального социально-экономического развития;

• схемы комплексного использования и охраны природных ресурсов;

• градостроительная документация (генеральные планы городов и населенных пунктов, проекты и схемы детальной планировки);

• обоснования инвестиций в строительство, проектная документация (архитектурный, строительный проекты и др.) на строительство, реконструкцию, расширение, техническое перевооружение, модернизацию, изменение профиля производства, ликвидацию объектов и комплексов независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности.

Данный перечень не является исчерпывающим, в качестве объектов государственной экологической экспертизы могут рассматриваться и иные проектные решения планируемой хозяйственной и иной деятельности, реализация которых может оказать воздействие на окружающую среду. Государственная экологическая экспертиза финансируется за счет средств республиканского бюджета. Срок проведения государственной экологической экспертизы, как правило, не должен превышать двух месяцев со дня представления всех необходимых документов.

По результатам проведенной государственной экологической экспертизы составляется экспертное заключение, содержащее выводы о соответствии проектных решений планируемой хозяйственной и иной деятельности требованиям законодательства и о целесообразности (нецелесообразности) их реализации. Положительное заключение государственной экологической экспертизы действительно в течение пяти лет, однако его действие может быть прекращено в следующих случаях:

• при реализации проектных решений планируемой хозяйственной и иной деятельности с отступлениями от документации, получившей положительное заключение, если данное отступление связано с вопросами охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

• при внесении изменений в проектную и иную документацию после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы, если данные изменения связаны с вопросами охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

При отрицательном заключении государственной экологической экспертизы заказчик обязан учесть предложения экспертного заключения при доработке документации и представить ее на повторную экспертизу либо отказаться от реализации проектного решения планируемой хозяйственной и иной деятельности. Финансирование и реализация проектных решений планируемой хозяйственной и иной деятельности, подлежащих государственной экологической экспертизе, без положительного заключения государственной экологической экспертизы запрещаются.

Порядок проведения государственной экологической экспертизы определен в Инструкции, утвержденной Постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.

Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе общественных объединений и граждан независимыми специалистами, которые вправе получать от заказчика (инициатора планируемой хозяйственной и иной деятельности) документацию, подлежащую экологической экспертизе, в том числе материалы по оценке воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности. Заключение общественной экологической экспертизы носит рекомендательный характер и может направляться в органы, которые проводят государственную экологическую экспертизу, местные исполнительные и распорядительные органы, а также иным заинтересованным лицам. Финансирование общественной экологической экспертизы производится за счет средств ее инициаторов – общественных объединений и (или) граждан.

Наши рекомендации