Понятие правового обеспечения охраны окружающей среды и экологической безопасности в процессе хозяйственной и иной деятельности

Экологическая безопасность как состояние защищенности окружающей среды, жизни и здоровья граждан от возможного вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности, а также чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера отражает такое состояние окружающей среды, которое объективно благоприятно для человека как биологического вида и социального индивида. Окружающая среда – это среда обитания человека, в таком качестве она включает в себя факторы как природного (атмосферный воздух, вода, почва, растительный и животный мир), так и социального (питьевая вода, продовольственные и промышленные товары, условия труда, быта, жилище, места отдыха, транспортные средства, обучения и воспитания) характера. Благоприятной может быть признана лишь такая окружающая среда, в которой обеспечены все названные выше факторы. В то же время благоприятная окружающая среда объективно обеспечивает санитарно-эпидемическое благополучие населения, т. е. такое состояние здоровья населения, при котором отсутствует неблагоприятное воздействие на организм человека факторов среды его обитания и создаются благоприятные условия для жизнедеятельности людей.

Основой благоприятного состояния окружающей среды как для человека, так и для иных живых организмов является устойчивое функционирование естественных экологических систем, объединяющих в себе все компоненты природной среды. Под устойчивым функционированием понимается такое воздействие на экологические системы, которое даже при длительном и интенсивном его характере не влечет необратимых изменений в окружающей среде. С целью обеспечения устойчивого (неистощительного) развития экологические системы и входящие в них компоненты природной среды необходимо поддерживать комплексом мероприятий по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности. Выполнение мероприятий по охране окружающей среды возлагается на субъектов (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), которые осуществляют хозяйственную и иную деятельность, влияющую на состояние окружающей среды, в виде требований экологической безопасности. Такие требования определены главой 6 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» по всем основным направлениям экономиче­ской деятельности:

• архитектурная, градостроительная и иная строительная деятельность;

• эксплуатация объектов энергетики;

• сельскохозяйственная деятельность;

• мелиорация;

• добыча, переработка, транспортировка нефти и газа;

• производство опасных химических веществ и обращение с ними;

• обращение с источниками радиоактивного излучения;

• деятельность, оказывающая вредное биологическое воздействие, в том числе и использование генно-инженерных организмов;

• обращение с отходами и др.

Экологические требования детализируются в специальном законодательстве. Например, порядок обращения с отходами установлен Законом Республики Беларусь «Об обращении с отходами» и принятыми в его развитие иными актами законодательства. Взаимодействие с окружающей средой объектов генно-инженерной деятельности регламентируется Законом «О безопасности генно-инженерной деятельности». Правовое регулирование транспортировки нефти и газа установлено Законом Республики Беларусь «О магистральном трубопроводном транспорте» и т. д. Согласно ст. 30 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» требования (нормы и правила) в области охраны окружающей среды, предъявляемые к товарам (работам, услугам), технологическим процессам и соответствующим методам контроля, устанавливаются также техническими нормативными правовыми актами в области охраны окружающей среды.Последние разрабатываются с учетом научно-технических достижений и требований международных правил и стандартов.

Природоресурсное законодательство также устанавливает обязанности лиц, осуществляющих природопользование, в целях охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Например, согласно ст. 70–71 ВК юридические и физические лица, деятельность которых влияет на состояние вод, обязаны проводить согласованные с органами государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды, органами государственного санитарного надзора и иными заинтересованными органами государственного управления мероприятия, обеспечивающие охрану вод от загрязнения, засорения и истощения, улучшение состояния и режима вод, а также не допускать загрязнения и засорения вод нефтяными, химическими и иными продуктами и отходами производства и потребления.

Экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации, демонтаже и сносе зданий, сооружений и иных объектов.

Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» устанавливает экологические требования при размещении, разработке проектов, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации, демонтаже и сносе зданий, сооружений и иных объектов (ст. 32–37). Мерами обеспечения экологической безопасности признаются:

• сохранение, восстановление и (или) оздоровление окружающей среды;

• снижение (предотвращение) вредного воздействия на окружающую среду;

• применение малоотходных, энерго- и ресурсосберегающих технологий;

• рациональное использование природных ресурсов;

• предотвращение аварий и иных чрезвычайных ситуаций;

• материальные, финансовые и иные средства на компенсацию возможного вреда окружающей среде;

• финансовые гарантии выполнения планируемых мероприятий по охране окружающей среды.

Указанные требования распространяются в первую очередь на деятельность субъектов, осуществляющих архитектурную, градостроительную и строительную деятельность в соответствии с Законом «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельно­сти в Республике Беларусь». В архитектурных и строительных проектах должны быть предусмотрены обязательные для осуществления при строительстве мероприятия, связанные с:

• исключением вредного воздействия строительных работ на окружающую среду;

• определением места (площадки) или специального объекта для размещения (захоронения) отходов;

• снятием, сохранением и использованием плодородного слоя почвы при проведении строительных работ;

• рекультивацией земель; принятием иных мер по охране окружающей среды.

Согласно Закону «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» разработка проектной документации на строительство осуществляется на основании следующей разрешительной документации: решения местного исполнительного и распорядительного органа о согласовании места размещения объекта строительства и разрешении проведения проектно-изыскательских работ; архитектурно-планировочного задания; заключений согласующих организаций; технических условий на инженерно-техническое обеспечение объекта. Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» устанавливает запрет на уменьшение стоимости либо исключение из проектных работ и утвержденного проекта планируемых мероприятий по охране окружающей среды при проектировании строительства, реконструкции, консервации и ликвидации зданий, сооружений и иных объектов, что является важной предпосылкой экологизации процесса проектирования в строительстве.

Строительство и реконструкция зданий, сооружений и иных объектов должны осуществляться по утвержденному проекту при наличии положительного заключения государственной экологиче­ской экспертизы с соблюдением требований в области охраны окружающей среды, а также санитарных, противопожарных, строительных и иных требований законодательства. При осуществлении строительства и реконструкции зданий, сооружений и иных объектов принимаются все предусмотренные проектом меры по охране окружающей среды, благоустройству территории, охране памятников истории и культуры, сбору и иному обращению с отходами и другие меры по предотвращению вредного воздействия на окружающую среду. В ходе строительства и реконструкции зданий, сооружений и иных объектов осуществляется государственный, ведомственный и производственный контроль в области охраны окружающей среды.

Ввод в эксплуатацию зданий, сооружений и иных объектов производится при условии выполнения в полном объеме предусмотренных проектом работ по охране окружающей среды, благоустройству территорий. При этом запрещается ввод в эксплуатацию зданий, сооружений и иных объектов, не оснащенных приборами учета и контроля, техническими средствами по очистке, обезвреживанию выбросов и сбросов загрязняющих веществ, использованию или обезвреживанию отходов, обеспечивающими выполнение требований в области охраны окружающей среды.

Приемка законченных строительством объектов производится в соответствии с требованиями СНБ 1.03.04-2000 «Приемка законченных строительством объектов», утвержденными Приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 26 декабря 2000 г. №596. В соответствии с указанными строительными нормами Беларуси (СНБ) не допускается приемка в эксплуатацию объектов, выполненных с отступлениями от утвержденной проектной документации, не отвечающих требованиям эксплуатационной надежности и безопасности, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и других норм и правил. Очистные сооружения принимаемых объектов должны быть комплексно опробованы (не менее трех суток) под нагрузкой на чистой или сточной воде при взаимодействии в работе всех блоков, систем и установок сооружений. Наладка технологического процесса биологической очистки должна быть завершена согласно требованиям проектной и нормативно-технической документации. Ввод в эксплуатацию зданий, сооружений и иных объектов, не оснащенных приборами учета и контроля, техническими средствами по очистке, обезвреживанию выбросов и сбросов загрязняющих веществ, использованию или обезвреживанию отходов, обеспечивающими выполнение установленных требований в области охраны окружающей среды, запрещается.

Соответствие объекта утвержденной проектной документации, требованиям эксплуатационной надежности и безопасности должно быть подтверждено заключениями Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, органов государственного санитарного надзора, государственного строительного надзора, а также Государственной автомобильной инспекции (при приемке улиц, дорог и дорожных сооружений) и иных контролирующих органов.

Наши рекомендации