Государственная поддержка хозяйственной и (или) иной деятельности, осуществляемой в целях охраны окружающей среды.

ФЗ «Об охране окружающей среды»

Статья 17. Государственная поддержка хозяйственной и (или) иной деятельности, осуществляемой в целях охраны окружающей среды

1. Государство оказывает поддержку хозяйственной и (или) иной деятельности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в целях охраны окружающей среды.

2. Государственная поддержка хозяйственной и (или) иной деятельности в целях охраны окружающей среды может осуществляться по следующим направлениям:

содействие в осуществлении инвестиционной деятельности, направленной на внедрение наилучших доступных технологий и реализацию иных мер по снижению негативного воздействия на окружающую среду;

содействие в осуществлении образовательной деятельности в области охраны окружающей среды и оказании информационной поддержки мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду;

содействие в осуществлении использования возобновляемых источников энергии, вторичных ресурсов, разработке новых методов контроля за загрязнением окружающей среды и реализацией иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Государственная поддержка деятельности по внедрению наилучших доступных технологий и иных мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду может осуществляться посредством:

предоставления налоговых льгот в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

предоставления льгот в отношении платы за негативное воздействие на окружающую среду в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации;

выделения средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

4. Государственная поддержка в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи осуществляется при реализации следующих мероприятий:

1) внедрение наилучших доступных технологий;

2) проектирование, строительство, реконструкция:

систем оборотного и бессточного водоснабжения;

централизованных систем водоотведения (канализации), канализационных сетей, локальных (для отдельных объектов хозяйственной и (или) иной деятельности) сооружений и устройств по очистке сточных, в том числе дренажных, вод, по переработке жидких бытовых отходов и осадка сточных вод;

сооружений и установок по улавливанию и утилизации выбрасываемых загрязняющих веществ, термической обработке и очистке газов перед их выбросом в атмосферный воздух, полезному использованию попутного нефтяного газа;

3) установка:

оборудования по улучшению режимов сжигания топлива;

оборудования по использованию, транспортированию, обезвреживанию отходов производства и потребления;

автоматизированных систем, лабораторий по контролю за составом, объемом или массой сточных вод;

автоматизированных систем, лабораторий (стационарных и передвижных) по контролю за составом загрязняющих веществ и объемом или массой их выбросов в атмосферный воздух;

автоматизированных систем, лабораторий (стационарных и передвижных) по наблюдению за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды.

5. Федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться иные меры государственной поддержки хозяйственной и (или) иной деятельности, осуществляемой в целях охраны окружающей среды, за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Экологическое страхование.

В условиях усиления в последнее время аварийного, в том числе техногенного, загрязнении окружающей среды происходит поиск источников для компенсации его последствий. В этой связи важное значение приобретает экологическое страхование. ФЗ «Об охране окружающей среды» в числе методов экономического регулирова­ния в области охраны окружающей среды называет экологическое страхование. Оно осуществляется в целях защиты имущественных интересов юридических и физических лиц на случай экологических рисков, под которыми понимается вероятность наступления собы­тия, имеющего неблагоприятные последствия для природной среды и вызванного негативным воздействием хозяйственной и иной дея­тельности, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.

Под экологическим страхованием (страхованием ответственности за нанесение вреда окружающей среде) понимается страхование гражданской ответственности владельцев потенциально экологически опасных объектов в связи с необходимостью возмещения третьим лицам ущерба, обусловленного технологической аварией или катастрофой. Такое страхование предусматривает покрытие затрат на ликвидацию последствий загрязнения, прямого имущественного ущерба третьим лицам, пострадавшим от загрязнения, а также затрат по возмещению вреда жизни и здоровью граждан, пострадавших от вредных воздействий, и требует разработки перечня страховых событий, подлежащих страхованию, и методик оценки ущерба, причиненного в результате аварийного загрязнения.

Статья 18 ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает, что в Российской Федерации может осуществляться обязательное госу­дарственное экологическое страхование. Самостоятельный федераль­ный закон в этой сфере до настоящего времени не принят. Отношения в сфере страхования регулируются Законом РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

В связи с недостаточностью правового регулирования экологи­ческого страхования некоторыми субъектами РФ и муниципаль­ными образованиями были приняты нормативные правовые акты в этой сфере.

Специальными федеральными законами предусматривается обяза­тельное страхование опасных производственных объектов.

Так, обязательное страхование гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии или инцидента на опасном про­изводственном объекте закреплено в Федеральном законе от 21 июля 1997 г. № И6-ФЗ «О промышленной безопасности опасных про­изводственных объектов». В соответствии со ст. 15 данного Закона обязательное страхование такой ответственности осуществляется в соответствии с законодательством РФ об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причи­нение вреда в результате аварии на опасном объекте.

Аналогичным образом осуществляется обязательное страхование гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии гидротехнического сооружения, предусмотренное ст. 15 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехниче­ских сооружений».

Регулирование отношений в области обязательною страхования опасных объектов осуществляется в соответствии с Федеральным за­коном от 27 июля 2010 г. № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за при­чинение вреда в результате аварии на опасном объекте». Закон на­правлен на возмещение вреда, причиненного в результате аварии на опасном объекте жизни, здоровью и (или) имуществу физических лиц и имуществу юридических лиц. Его действие не распространяется на отношения, возникающие вследствие причинения вреда природной среде. Следовательно, данный вид обязательного страхования не яв­ляется экологическим. Несмотря на это, обязательное страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта является важным средством обеспечения экологической безопасности.

Добровольное экологическое страхование осуществляется на осно­вании Типового положения о порядке добровольного экологического страхования в Российской Федерации, утвержденного Минприроды РФ 31 Российской государственной страховой компанией 3 декабря, 20 ноября 1992 г., № 04-04/72-6132,223. На основании этого Типового положения страховая организация (страховщик) предоставляет стра­ховую защиту гражданской (имущественной) ответственности стра­хователя за ущерб, причиненный третьим лицам, в результате внезап­ного, непреднамеренного и неожиданного загрязнения окружающей природной среды на территории Российской Федерации.

Объектом страхования является риск гражданской ответственности, выражающийся в предъявлении страхователю имущественных претензий физическими или юридическими лицами в соответствии с нормами гражданского законодательства о возмещении ущерба за загрязнение земельных угодий, воздушного бассейна, водной среды на территории действия конкретного договора страхования.

Страховым случаем является внезапное, непреднамеренное причинение ущерба окружающей природной среде, возникшее в результате аварии, приведшее к неожиданному выбросу загрязняющих веществ в атмосферу либо к загрязнению земной поверхности, сбросу сточных вод. Перечни причин страховых случаев и загрязняющих веществ оговариваются в каждом конкретном договоре страхования.

Страховые платежи уплачиваются в соответствии с утвержденными тарифными ставками и определяются в основном экологической опасностью объекта, принадлежностью его к той или иной отрасли производства, вероятной частотой аварийных событий.

Экологическая сертификация.

Экологическая сертификация - действие третьей стороны по подтверждению соответствия сертифицируемого объекта предъявляемым к нему экологическим требованиям (Основные положения системы сертификации по экологическим требованиям для предупреждения вреда окружающей природной среде (системы экологической сертификации).

Экологическая сертификация подтверждает соответствие объектов сертификации установленным экологическим требованиям и нормативам.

В России различают две формы подтверждения соответствия:

1. Добровольная экологическая сертификация

Проводится в случаях, когда в законодательных актах РФ не предусмотрено проведение обязательной сертификации. То есть, если продукция не внесена в Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации (Постановление Правительства от 01.12.2009 г. № 982), то не нужно проводить обязательную сертификацию, но при желании можно оформить добровольный сертификат.

Объектами добровольной сертификации могут быть продукция, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работы и услуги, системы менеджмента, и другие объекты для которых существуют технические условия, рецептуры, стандарты и иная документация, соответствие которой возможно подтвердить.

Добровольная экологическая сертификация не заменяет обязательную сертификацию и проводится по желанию заявителя на условиях договора между ним и органом по сертификации.

Заинтересованными в добровольной экосертификации, как правило, являются хозяйствующие субъекты, которые:

· хотят получить официальное подтверждение экологической чистоты и безопасности продукции или безопасности отходов;

· хотят получить официальное подтверждение соответствия своей деятельности в области охраны окружающей среды международным стандартам в этой области;

· хотят получить льготы при налогообложении, кредитовании, государственном экологическом контроле и т.д.

Результатом добровольной сертификации является сертификат соответствия и знак обращения на рынке, применение которого предписывается правилами определенной системы добровольной сертификации.

2. Обязательная экологическая сертификация

Согласно ст.23 Федерального закона от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ "О техническом регулировании" проводится исключительно для продукции (объект сертификации) и только на соответствие требованиям, установленным техническими регламентами.

Каждый технический регламент содержит конкретные требования, формы и схемы, подтверждающие соответствие. Подтверждение соответствия проводят специально аккредитованные в установленном порядке органы по сертификации, которые сотрудничают с испытательными лабораториями, также имеющими аккредитацию.

Обязательная экологическая сертификация требуется для некоторых видов продукции, указанной в Едином перечне продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 г. № 982.

Существуют две формы осуществления обязательной экологической сертификации – это декларирование соответствия и обязательная сертификация.

Декларирование соответствия проходит по следующим схемам:

· принимается декларация о соответствии на основе собственных доказательств заявителя;

· принимается декларация о соответствии на основе собственных доказательств заявителя и доказательств, полученных при участии органа по сертификации и/или испытательной лаборатории.

В обоих случаях заявитель должен самостоятельно сформировать комплект доказательств, к ним относится техническая документация, результаты и протоколы собственных исследований, проведенных в аккредитованной лаборатории и т.д.

Декларация о соответствии регистрируется федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию.

При подтверждении соответствия по форме обязательной сертификации, процедуры сертификации для определенных видов продукции устанавливаются техническими регламентами. Заявитель получает сертификат соответствия, а продукция маркируется знаком обращения.

Орган – Росстандарт РФ. Плюс по отраслям: органы по сертификации продукции; испытательные лаборатории; продавцы, изготовители, исполнители. Возглавляет органы Минприроды РФ.

Экологический аудит.

Одним из специфических методов экономического регулирования охраны окружающей среды и природопользования является экологи­ческий аудит. В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» определяется он как независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и норматив­ных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучше­нию такой деятельности. Однако данный Закон не содержит иных правовых норм, регулирующих отношения по проведению экологиче­ского аудита.

В Классификаторе правовых актов, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 15 марта 2000 г. № 511, эко­логический аудит рассматривается как сфера самостоятельного нор­мативного правового регулирования. Однако до настоящего времени не принято специального федерального закона об экологическом аудите.

Создание нормативной правовой базы в области экологического аудита связано с принятием приказов Госкомэкологии России от 30 марта 1998 г. № 181 «Об экологическом аудировании в системе Госкомэкологии России» и от 16 июля 1998 г. № 436 «О проведении практических работ по введению экологического аудирования в Российской Федерации»2. Создание системы аудита недропользова­ния предусматривалось приказом МПР РФ от 2 апреля 1998 г. № 95э. Однако этих нормативных правовых актов оказалось недостаточно для организации и проведения экологического аудита, поскольку они не прошли обязательную стадию их государственной регистра­ции и опубликования.

В настоящее время отсутствует законодательная основа, необходи­мая для организации и проведения экологического аудита (как обяза­тельного, так и добровольного).

Между тем разработка и внедрение современной системы эко­логического аудита предусмотрены в числе Основных направлений деятельности Правительства РФ на период до 2012 г., утвержденных распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1663-р4. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденной распоря­жением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-ps, указывается на необходимость формирования правил осуществления экологиче­ского аудита как одного из условий создания эффективного эколо­гического сектора экономики. Проведение экологического аудита предусмотрено в качестве одного из механизмов при решении задач развития экономического регулирования и рыночных инструментов охраны окружающей среды в Основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года.

Наши рекомендации