Понятие, значение и классификация экологических нормативов.
Нормирование в области охраны окружающей среды – это такой вынужденный компромисс между осуществлением хозяйственной деятельности и соблюдения критериев, необходимых для благоприятности этой окружающей среды.
Не может приостановиться человеческая деятельность – поэтому осуществление нормирования необходимо. Государству сейчас экономически выгодно нормирование – ведь превышение нормативов платно, поэтому не ужесточаются требования, не ограничивают и не обязывают снизить выбросы – и тогда уменьшатся поступления в бюджет.
В ФЗ «Об охране окружающей среды» глава 5 его посвящена нормированию.
Деятельность по нормированию в области охраны окружающей среды.
Цель нормирования – это обеспечить реализацию основополагающего конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду.
Экологическое нормирование можно рассматривать в трёх аспектах:
Во-первых, как правовую меру или инструмент охраны окружающей среды.
Во-вторых, как правовой институт.
В-третьих, как функцию государственного управления охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов (природопользования).
В числе основных принципов, содержащихся в статье 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» есть принцип, направленный на обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду. Достижение этого принципа реализуется путём нормирования потребления природной среды и нормирования негативного воздействия на окружающую среду.
Нормирование в области охраны окружающей среды от загрязнения или экологическое нормирование — это деятельность органов государственной власти, субъектов хозяйственной деятельности по разработке. принятию и установлению количественных показателей а) содержания загрязняющих веществ в природных средах, б) размещения загрязняющих веществ в природных средах источниками загрязнения.
Субъектами отношений, с одной стороны, выступают субъекты хозяйственной деятельности — юридические лица и индивидуальные предприниматели, на которых в установленных случаях возлагается обязанность по разработке нормативов воздействий на окружающую среду для своих предприятий, а с другой — органы государственной власти (Минприроды, Роспотребнадзор. Росприроднадзор), в полномочия которых входит установление и утверждение соответствующих нормативов, после которого они становятся обязательным для исполнения
Объектами экологического нормирования выступают природные среды и источники выбросов, сбросов и размещения отходов. Источники выбросов, сбросов и размещения отходов — это объекты поступления отхолов (загрязняющих веществ) в природные среды. Природные среды в целях установления параметров их качества включают атмосферный воздух, воды и почвы.
Не подлежат экологическому нормированию такие способы размещения отходов, когда отходы поступают в различного рода очистные сооружения.
Два вида:
1) Нормирование использования компонентов природной среды;
2) Нормирование негативного воздействия.
Глава 5 ФЗ «Об охране окружающей среды» этому посвящена.
По сути своей экологические нормативы являются техническими нормами, но после утверждения их компетентными государственными органами, они приобретают юридическую значимость.
При этом ныне действующее экологическое законодательство не содержит прямого требования перехода на международные стандарты, но предоставляет право учитывать эти международные стандарты при разработке нормативных актов.
В соответствии с главой 5 ФЗ «Об охране окружающей среды», все действующие нормативы в области окружающей среды можно разделить на две группы:
1) Нормативы качества окружающей среды;
2) Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду.
В них есть принципиальное различие.
Нормативы качества являются критериями благоприятной окружающей среды, то есть критериями безопасности окружающей среды для здоровья человека. То есть они, эти нормативы, определяют предельные количества вредных веществ применительно к отдельным компонентам природной среды (в воде, в воздухе, в почве, растительности…). Тем самым призваны обеспечивать благоприятность окружающей среды.
Нормативы допустимого воздействия представляют требования не к качеству окружающей среды, а к источнику негативного воздействия на окружающую среду.
Эти две группы нормативов между собой связаны – нормативы качества зависят от жёсткости исполнения нормативов допустимого воздействия на окружающую среду.
Те нормативы, что содержатся в главе 5 – не исчерпывающий перечень. Некоторые требования, предъявляемые к различным видам хозяйственной деятельности, содержатся в других разделах в ФЗ «Об охране окружающей среды». И природоресурсное законодательство содержит ряд норм, которые содержат требования разработки нормативов (ЗК РФ, ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», ФЗ «О континентальном шельфе РФ», «Об исключительной экономической зоне», «Об уничтожении оружия…», инструкции, письма, рекомендации к разработке нормативов и прочее).
Постановление Правительства от 3 августа 1992 года №545 «Об утверждении порядка разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов».
РФ переходит на технические регламенты – с переходом на них экологические нормативы не пропадут, а войдут в содержательную часть технических регламентов (они, технические регламенты, будут содержать в себе и санитарные нормы, и экологические нормативы…). Но в экологическом праве практически нет сейчас технических регламентов.