Государственная экологическая экспертиза и контроль в области Ппользования и природоохранной деятельности.
Важной организационно-правовой формой контроля в области ПП и ООС явл-ся гос-ная эколог.я экспертиза. Ей предшествовало введение обязательной процедуры оценки воздействия на окруж. среду (ОВОС) хоз-ной деят-ти в индустриально развитых странах мира. Объекты гос. эколог. экспертизы: 1)концепции, программы, схемы развития и размещения производительных сил;2)схемы комплексного использования природных ресурсов;3)градостроительная документация (генеральные планы городов и населенных пунктов, проекты и схемы детальной планировки);4)обоснования инвестиций в строительство, проектная документация на строительство, реконструкцию, расширение, техническое перевооружение, модернизацию. Проведение госуд-ной эколог. экспертизы возложено на органы управления по природным ресурсам и охране окруж. среды, в их системе функционирует специализированная инспекция по государственной экологической экспертизе проектов. Система мер по контролю и надзору за состоянием окружающей природной среды получила название экологического контроля. Основные задачи эколог. контроля заключаются в обеспечении соблюдения юридическими лицами и гражданами требований законодательства страны в области охраны окружающей среды.
37.Контроль в области природопользования и природоохранной деятельности
Система мер по контролю и надзору за состоянием окруж.природной среды назыв. экологическим контролем. Его цель – обеспечивать соблюдение юр. лицами и гражданами требований законодат-ва страны в области ООС, а задачи – выявлять, пресекать и предупреждать совершение физ.и юр. лицами нарушений законодат-ва в обл.ООС; устанавливать причины и условия, способствующие совершению правонарушений; привлекать к ответств-ти нарушителей природоохранного законод-ва. Контроль в области ООС м.б. государственным, ведомственным, производственным и общественным. Гос.контроль в обл. ООС включает контроль за использованием и охраной земель, недр, поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, озонового слоя, лесов, объектов животного и растительного мира и т.д. Контроль м.б. предупредительным (его задача: недопущение деят-ти, кот.в будущем может оказать негативное воздействие на окруж.среду, поэтому он осущ-ся на стадии проектирования и планирования такой дея-ти, реализации проекта и ввода объекта в эксплуатацию) и текущим (он проводится в процессе эксплуатации предприятий и иных объектов, а также в процессе природопользования). Гос. контроль осущ-ся Министерством природных ресурсов и ООС РБ, иными спец-но уполномоченными республ. органами гос.управл-я, их территор. органами, Гос. инспекцией охраны жив.и растит. мира при Президенте РБ, местными Советами депутатов и исполнит. и распорядит. органами в пределах их компетенции.
Ведомственный контроль в обл. ООС осущ-ся органами гос.упр-я либо орг-циями в целях проверки соблюдения подчиненными им юр.лицами законод-ва РБ об охране ООС; реализации отраслевых программ и мероприятий по рац. использ-ю природных ресурсов и ООС; выполнения предписаний Мин-ва прир. ресурсов и ООС РБ и иных спец-но уполномоч.республ.органов гос.управл-я. Ведомственный контроль огранич-ся отраслевой сферой, в то время как государственный имеет надведомственный характер.
Юр.лица и индивид. предприниматели при осущ-и хозяйств. и иной деят-ти, оказыв-й вредное возд-е на ОС, обязаны обеспеч-ть провед-е производственного контроля в обл. ООС в соотв-и с треб-ми, устанавливаемыми законод-м РБ об ООС. Может вестись самостоятельно за счет собственных средств, а при необходимости – с привлечением организаций, имеющих право проводить измерения в обл.ООС. Может быть плановым и внеплановым.
Обществ.контроль в области ООС осущ-ся обществ. инспекторами охраны природы обществ. объединениями,осуществл-ми свою деят-ть в обл. ООС. Он осущ-ся в целях реализации права каждого гражданина на благоприятную окруж.среду и предотвращения нарушения законод-ва РБ об ООС.
Составной частью госуд., ведомств., производств., общественного контроля яв-ся аналитический(лабораторный) контроль в обл. ООС, кот. проводится в целях оценки колич.и качеств. характеристик выбросов загрязняющих веществ в атм.воздух либо их сбросов в поверхностные и подземные воды, эффект-ти работы очистных сооружений, определения загрязнения земель и физико-химич. состава отходов.
38. Экономическое стимулирование природоохранной деятельности и рационального ПП. Экономический механизм ПП.
В Законе РБ "Об ООС" (раздел IV), принятого в конце 1992г., в состав эконом-го механизма обеспечении ООС включены планирование и финансирование природоохранных мероприятий, определение лимитов на пользование природными ресурсами, размещение отходов к допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, а также взимание налога и других платежей за ПП, возмещение в установленном порядке вреда, причиненного окруж. среде. Меры по экономич. регулир. ПП: платежи, штрафные санкции, возмещение ущерба - м.б. отнесены к методам негативной мотивации, кот. призваны как бы противодействовать нарушениям установленных законод-ных актов и нормативов. Среди мер матер-го поощрения выделяют: налоговые льготы, льготное кредитование кап. строит-ва Похранных сооружений, премирование по результатам эколог. деят-ти, оставление в распоряжении предприятий и зачисление в фонды эконом. стимулирования части прибыли от реализации продукции, изготовленной из отходов производства. Переход к рыночной экономике обусловил