Государственная экологическая экспертиза объектов регионального уровня в Омской области в 2007 году

Указом Губернатора Омской области от 8 декабря 2006 г. № 165 уполномоченным органом исполнительной власти Омской области в сфере государственной экологической экспертизы определено Министерство промышленной политики, транспорта и связи Омской области (далее – Министерство).

Организацию и проведение государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня в порядке, определенном законодательством Российской Федерации, в 2007 г. осуществлял отдел государственной экологической экспертизы (далее – отдел ГЭЭ) управления охраны окружающей среды и государственной экологической экспертизы департамента государственного контроля и охраны окружающей среды Министерства (в настоящее время – отдел ГЭЭ управления природных ресурсов Министерства).

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (редакция от 18 декабря 2006 г. № 232-ФЗ) к числу объектов ГЭЭ регионального уровня относятся:

1) проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти Омской области;

2) проекты целевых программ субъектов Российской Федерации, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов;

3) материалы обоснования лицензий на осуществление деятельности, которая может оказать воздействие на окружающую среду, если их выдача относится в соответствии с законодательством Российской Федерации к компетенции органов исполнительной власти субъектов РФ;

4) материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий регионального значения.

В целях реализации возложенных на Министерство полномочий за 2007 г. в сфере нормативного правового регулирования в области государственной экологической экспертизы разработаны и приняты следующие нормативные правовые акты в области экологической экспертизы объектов регионального уровня:

1. Постановление Правительства Омской области «Об утверждении Порядка использования финансовых средств на проведение государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня в Омской области» от 2 мая 2007 г. № 59-п.

2. Распоряжение Министерства промышленной политики, транспорта и связи Омской области «Об определении стоимости проведения государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня» от 21 мая 2007 г. № 112-р.

3. Приказ Министерства промышленной политики, транспорта и связи Омской области «Об объектах государственной экологической экспертизы регионального уровня в Омской области» от 25 июня 2007 г. № 13.

4. Распоряжение Министерства промышленной политики, транспорта и связи Омской области «О внесении изменений в распоряжение Министерства промышленной политики, транспорта и связи Омской области от 21 мая 2007 г. № 112-р» от 5 октября 2007 г. № 214-р.

На государственную экологическую экспертизу регионального уровня в 2007 г. представлено 6 объектов. По результатам проведенных экспертиз выдано 6 положительных заключений экспертной комиссии ГЭЭ:

1. Материалы обоснования лицензии на осуществление деятельности по заготовке, переработке и реализации лома цветных металлов ООО «ГСМ» в Омске по адресу: 8-й Семиреченский переулок, 1, заказчик – ООО «ГСМ».

2. Материалы обоснования лицензии на осуществление деятельности по геологическому изучению, включая поиски и разведку строительных песков на Верхнетамбовском и Кулачинском участках недр в пределах 1 883–1 886 км и 1 791,9–1 795 км отрезков русла р. Иртыша в Омском районе, с учетом внесения изменений в документацию, ранее получившую положительное заключение государственной экологической экспертизы, заказчик – ООО «Прибой».

3. Материалы обоснования лицензии на осуществление деятельности по геологическому изучению, включая поиски и разведку строительных песков на Нижнепадинском участке недр, расположенном в правобережной пойме Иртыша (1 863,4–1 865,6 км отрезок судового хода), в 2 км к юго-востоку от с. Черемуховское Омского района, заказчик – ООО «Сибстрой».

4. Материалы обоснования лицензии на осуществление деятельности по добыче торфа на участке недр месторождения «Мавлитка», расположенного в 2,5 км к северо-востоку от с. Колосовка Колосовского района, заказчик – ООО «НПП "Возрождение"».

5. Материалы обоснования лицензии на осуществление деятельности по геологическому изучению с одновременной добычей песчано-глинистых грунтов на Замарайском участке недр, расположенном в левобережной пойме р. Иртыша на территории Кировского административного округа Омска (в рамках реализации проекта «Гидронамыв территории под электродепо первой линии Омского метрополитена», заказчик – ООО «НПО "Мостовик"».

6. Материалы экологического обследования при проведении гидротехнических мероприятий по расчистке и углублению особо охраняемой природной территории регионального значения «Природный парк "Птичья гавань"» (первый этап), расположенной в Кировском АО, заказчик – ООО «Прибой».

На государственную экологическую экспертизу объектов регионального уровня принимается документация при условии соответствия формы и содержания представляемых заказчиком материалов требованиям п. 1 ст. 14 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», установленному порядку проведения ГЭЭ и при наличии материалов оценки воздействия на окружающую природную среду, положительных заключений и (или) документов согласований органов федерального надзора и контроля с органами местного самоуправления, материалов обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями.

Отделом ГЭЭ были подготовлены и разосланы информационные письма органам государственной власти Омской области и ряду потенциальных заказчиков об изменениях законодательства в сфере экологической экспертизы. Но основной проблемой проведения ГЭЭ объектов регионального уровня является правовая инертность большинства потенциальных заказчиков и, как следствие, отсутствие своевременно подготовленной ими документации, необходимой для проведения экологической экспертизы.

Остается низким уровень подготовки документации, представляемой на экологическую экспертизу, в связи с чем экспертной комиссии неоднократно приходится обращаться к заказчикам для получения дополнительной информации, в результате чего увеличиваются сроки проведения ГЭЭ.

В отделе ГЭЭ формируется реестр внештатных экспертов, которые включаются в состав экспертных комиссий по согласованию с ними и в соответствии с заключенным с каждым из них Договором на оказание услуг по проведению государственной экологической экспертизы. Это специалисты, обладающие научными и (или) практическими познаниями по рассматриваемому вопросу, в основном это специалисты проектных, научно-исследовательских институтов и профессорско-преподаватель­ский состав высших учебных заведений. В 2007 г. в реестр внесено 20 внештатных экспертов.

В результате организационной деятельности отдела ГЭЭ Министерства промышленной политики, транспорта и связи Омской области получает развитие система экологической оценки намечаемой хозяйственной деятельности на региональном уровне. Именно экологическая экспертиза наилучшим способом обеспечивает права человека на благоприятную окружающую среду.

Наши рекомендации