Тема 9. Законодательство развитых стран в области природопользовательской и природоохранной деятельности. Международное сотрудничество в области природопользовательской и природоохранной деятельности

Взаимоотношение юридического и экологического законодательства. Управление природопользованием и правовая защита природной среды. Меры наказания за нарушение природоохранного законодательства. Основания юридической ответственности. Санкции за нарушение правовых норм.

Направление международного сотрудничества. Соотношение национального и международного права. Международные сообщества и экологическая политика.

Концепция устойчивого развития.

4. Методические указания к выполнению и оформлению контрольной работы

Согласно рабочему учебному плану студенты заочной формы обучения специальности: торговое дело – 100700.62 выполняют контрольную работу.

Выполнению контрольной работы должно предшествовать самостоятельное изучение студентом всех тем курса с использованием рекомендованной литературы обозначенных в списке и других источников информации. По ходу их изучения делаются выписки цитат, составляются иллюстрации и таблицы.

Выполнение контрольных работ предусматривает подбор материала на заданную тему, провести анализ набранного материала с учетом основных положений «Экологии» о принципах рационального природопользования и устойчивого развития. На основе этого написать реферативное сообщение. Не допускается механическое переписывание материала учебников или лекций.

Так как «Экология» – наука о территории, поэтому желательно пользоваться картами и атласами. Можно использовать Атласы по экономической географии России для средней школы. Там много необходимой Вам информации по отраслям и свойствам территории. Это позволит Вам не только ориентироваться на территории России, но и понять специфику географического и исторического развития регионов, оценить перспективы и многое другое.

Ответы на теоретические вопросы должны отражать необходимую и достаточную компетенцию студента, содержать краткие и четкие формулировки, убедительную аргументацию, доказательность и обоснованность выводов, быть логически выстроены.

В конце работы должен быть приведен список литературы в алфавитном порядке. На последней странице ставится подпись автора и дата.

Выполненная контрольная работа должна быть представлена в деканат заочного отделения не позднее чем за 10 дней до начала экзаменационной сессии. Контрольная работа, выполненная без соблюдений требований или не полностью, не зачитывается и возвращается студенту на доработку. В случае, если контрольная работа выполнена не по своему варианту, она не зачитывается и возвращается студенту для ее выполнения в соответствии с вариантом, указанным в таблице.

До начала сессии студент получает проверенную контрольную работу с исправлениями в тексте и замечаниями на полях, а также рецензию, в которой анализируются все ошибки и неточности, даются рекомендации по исправлению ошибок и выставляется оценка «зачтено» или «не зачтено». Оценка «зачтено» является допуском к экзамену или зачету по соответствующей дисциплине. Работа с оценкой «не зачтено», должна быть доработана и представлена на повторное рецензирование.

Вариант контрольной работы студент выбирает по таблице – по двум последним цифрам зачетной книжки (шифра). В таблице по вертикали и горизонтали размещены цифры от 0 до 9, где по вертикали – предпоследняя цифра шифра, а по горизонтали – последняя цифра шифра.

Таблица для определения номера варианта контрольной работы

Предпоследняя цифра шифра Последняя цифра шрифта
 
                       

Требования к оформлению контрольной работы

Объем работы 40-44 страницы рукописного текста (ученическая тетрадь) или 10-15 страниц машинописного текста формата А-4. На страницах необходимо оставлять поля для замечаний рецензента.

Страницы работы нумеруются, титульный лист (приложение 1) является первой страницей контрольной работы (номер на титульном листе не ставится), на второй странице дается план (содержание) работы, далее следуют наименования теоретических вопросов и (или) практических заданий и ответы на них, все иллюстрации и таблицы должны быть пронумерованы.

Тексты цитат заключаются в кавычки и сопровождаются сноской.

Рукописный текст должен быть написан разборчивым почерком, без помарок, небрежность в изложении и оформлении не допускается.

Задания для контрольной работы

1. Понятие экологии и ее взаимосвязь с другими науками.

2. Понятие - «что экологично, то экономично».

3. Биологические, социальные, этические аспекты экологии.

4. Особенности биологического уровня организации материи и взаимосвязь живого и неживого.

5. Структура биосферы как самой крупной экосистемы Земли.

6. Природно-антропогенная система.

7. Иерархия природных и природно-антропогенныхсистем.

8. Аксиома эмерджентности.

9. Закон (правило) полноты составляющих;.

10. Принцип перехода избыточности в самоограничение;.

11. Закон перехода в подсистему или принцип кооперативности;.

12. Закон оптимальности;.

13. Принцип иерархической организации, отношения "система - среда".

14. Закон развития системы за счет окружающей ее среды;.

15. Принцип преломления действующего фактора.

16. Учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере.

17. История развития человеческого общества как развитие взаимоотношений человек-среда.

18. Изменение взаимодействия общества и природной среды в процессе развития производства.

19. История и причины возникновения проблемы конфликтов природа-человек.

20. Экономика и экология, их взаимосвязь.

21. Правило меры преобразования природных систем.

22. Правило социально-экологического равновесия.

23. Закон ограниченности (исчерпаемости) природных ресурсов.

24. Соответствие между развитием производительных сил и природно-ресурсным потенциалом.

25. Правило (неизбежных) цепных реакций "жесткого" управления природой.

26. Правило "мягкого" управления природой.

27. Закон снижения природоемкости готовой продукции.

28. Роль природных ресурсов в общественном развитии на разных исторических этапах.

29. Территория как комплексный природный ресурсПонятие ландшафта.

30. Природный, полуприродный, антропогенный (антропогенноизмененный) и культурный ландшафты.

31. Социально-экономические функции ландшафта. Нагрузка на ландшафт.

32. Преобразование и создание новых ландшафтов.

33. Равновесие ландшафта, устойчивость и уязвимость ландшафта.

34. Критическая (предельно допустимая) нагрузка на ландшафт.

35. Емкость ландшафта (территории) хозяйственная и экологическая. Критическое состояние ландшафта.

36. Социальные (социально-экологические), технологические, экологические, экономические ограничения природопользования.

37. Экологизация технологий и природопользования.

38. Экологическая и эколого-экономическая оптимизация ландшафта.

39. Природоохранная и экологическая инфраструктура.

40. Экологическая экспертиза.

41. Система разрешений и лицензий.

42. Основные экологические проблемы человечества.

43. Экология и здоровье человека, биоэтика.

44. Экстенсивное, интенсивное и рациональное природопользование

45. Научно-технический прогресс и направления улучшения природопользованияЭкономические стимулы рационального использования и охраны природных ресурсов.

46. Социальные аспекты экономики природопользования. Механизмы экологизации экономики.

47. Моделирование как решение одной из основных проблем - предвидения и оценки результатов воздействия на окружающую среду.

48. Направление международного сотрудничества.

49. Соотношение национального и международного права.

50. Международные сообщества и экологическая политикаКонцепция устойчивого развития.

Предложенные темы следует раскрывать на каком либо примере. Не бойтесь побольше рассуждать, высказывать собственное мнение.

Итоговый контроль

Итоговый контроль осуществляется в форме экзамена

Вопросы для подготовки к экзамену по всей дисциплине.

Наши рекомендации