Уровни экологической воспитанности детей дошкольного возраста

Первый уровень. Для детей характерно неустойчивое отношение к животным и растениям без выраженной положительной направленности. Отношение ситуативно. Дети наряду с отдельными позитивными действиями могут проявлять к объектам небрежность. и даже агрессивность. При этом действуют неосознанно, механически, подражательно, могут присоединяться к неправильному поведению других. Характерно неприязненное и даже негативное отношение к внешне непривлекательным живым существам. Дошкольники по собственной инициативе не проявляют желания общаться с живыми существами,отсутствует интерес и стремление к взаимодействию с ними. Представления о природных объектах и их существенных свойствах поверхностны, часто неадекватны. Живыми считают неживые объекты, не относят к живому растения, имеют недифференцированные представления о нормах отношения к животным и растениям. Дети в целом понимают, что нельзя наносить природным объектам вред, но не осознают почему. Мотивируют необходимость бережного отношения к ним боязнью наказания или не могут объяснить, утверждая, что «так надо». Не выполняют правила гуманного взаимодействия с природой. Не умеют ухаживать за живыми существами.

Второй уровень. Дети в целом проявляют к природе положительное отношение избирательной направленности. Они заботятся о конкретных живых объектах, которые имеют непосредственное к ним отношение, привлекательны для них. С удовольствием, по собственной инициативе общаются преимущественно со знакомыми, приятными животными и растениями, интересуются проявлениями их жизни, состоянием. У детей сложились некоторые существенные представления о живом. К живому они относят преимущественно животных. У конкретных животных и растений выделяют отдельные признаки живого ( у животных – в основном движение, питание; у растений – рост). Представления о нормах отношения к животным и растениям становятся более дифференцированными. Дети выделяют отдельные правила взаимодействия с животными и растениями, применяют их при уходе за знакомыми живыми объектами. Замечают нарушения правил поведения в природе, мотивируют необходимость соблюдения отдельными ценностями природных объектов – практической пользой, красотой; обеспечениемсобственной безопасности.Характерно несовпадение суждений ребенка и его реального поведения в природе. У дошкольников сформированы некоторые умения ухода за живыми существами. Направленность труда по уходу за живыми существами до конца не осмыслена. Детей увлекает процесс выполнения трудовых действий, а не получение качественного результата, важного для жизни живого.

Третий уровень. Для детей характерна выраженная положительная направленность отношения к природе. В их поведении практически не наблюдается негативных проявлений. Дошкольники предпочитают деятельность с природными объектами. С удовольствием, по собственной инициативе общаются с живыми существами, наблюдают за проявлениями их жизни. Охотно откликаются на предложение взрослого помочь живому, самостоятельно видят необходимость ухода и качественно его выполняют. Испытывают удовольствиеужеот помощи живому. У нихсформирован широкий круг представлений о природе. Дети самостоятельно выделяют ряд существенных признаков живого у отдельных объектов и группы. Достаточно уверенно ориентируются в правилах поведения в природе, стараются их придерживаться. Мотивом бережного отношения к животным и растениям выступает понимание ценности жизни, стремление к совершению добрых поступков.

Протокол диагностического обследования № ____ от «____»__________

Цель: обследования выявление и оценка интегративных качеств обеспечивающих социально-коммуникативную компетентность дошкольника

Ф.И. ребенка __________________________________________ возраст ________

Ф.И.О. педагога _______________________________________________________

Дата обследования с «____» ____________ г. по «____» _____________ г.

Оцениваемый показатель Методика max–min значения балл Уровень
1 эмоциональный отклик на эмоции и чувства близких и сверстников; «Проявление эмпатии к сверстнику» 0 - 10    
«Эмпатия дошкольника» 5 - 35    
«Характер проявлений эмпатических реакций и поведения у детей» 0 - 24    
Форма эмпатии:______________________
2 способность сопереживать героям художественных произведений «Неоконченные рассказы». Характер эмпатии:______________________
«Изучение особенностей восприятия и понимания дошкольниками эмоционального состояния изображенного человека» Уровень _________________ Тип восприятия __________________________________
3 адекватность использования вербальных и невербальных средств общения,владение диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия. Отражение чувств max – min 1 - 3   6 - 18    
Зеркало настроений  
Интервью  
Необитаемый остров  
Помощники  
Не поделили игрушку  
4 готовность эмоционально окликаться на мир природы. Уровень __________________________________________ Описание ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
                 
Подпись оценивающего

Наши рекомендации