Критерии и показатели степени экологической воспитанности детей

Критерии оценки Уровни экологической воспитанности
высокий средний низкий
Наличие инте­реса к природ­ным объектам Действенный, устойчивый ин­терес Ситуативный интерес Ситуативный фрагментарный, с быстрым пе-
(проявление вни­мания, вопросы     реключением, слабым удержа-
познавательного     нием
характера, жела-      
ние узнать новое и др.)      
Характер отно­шения к природ­ным объектам (понимание не­обходимости бе­режного отноше­ния, проявление готовности ока­зать помощь и Мотивы деятель­ности связаны с необходимостью ухода за расте­ниями и живот­ными как за жи­выми существа­ми; эмоциональ­но-положительное, Не всегда понят­на необходи­мость выполне­ния заданий по уходу, отсутст­вие беспокой­ства за состояние порученного объекта; склон- Отношение эмо­ционально-поло­жительное, плакатное («не рвать», «не шу­меть», «ухажи­вать»); наблюда­лось и безответ­ственное отно-
ответственность ответствен- ность к оказанию шение к живым
за хорошее со­стояние) ное отношение действенной по­мощи на фоне действий из лич- существам
    ных интересов;  
    положительное  
    отношение  
Элементарные Наличие эколо- Неполный объем Называют отдель-
экологические гических знаний знаний, не уста- ных представи-
представления (достоверность, о связях и зави­симостях (заме- навливали связи и зависимости в телей, знакомы с условиями их
полнота, умение выделять суще- чали изменение состояния, оп- жизни природ­ных объектов жизни, некото­рыми правилами
ственные при­знаки, устанав- ределяли его причину)   ухода
ливать связи и      
зависимости,      
определять усло­вия, благопри-      
ятные для живо­го организма)      
Умения и навы­ки по созданию оптимальных ус- Наличие неко­торых умений и навыков по соз- Не доводили на­чатое дело до конца, ограни- Из-за отсутствия необходимых умений не могли

Критерии оценки Уровни экологической воспитанности
высокий средний НИЗКИЙ
лови и для орга­низмов (обусло­вленность отбора способов ухода потребностями последних), ка­чество работы, данию условий для жизни и удовлетворению потребностей чиваясь выпол­нением необы­чно, ярко пред­ставленных зада­ний создать благо­приятные усло­вия для разных групп организ­мов
внимание к сос-      
тоянию объекта,      
желание участ-      
вовать в экологи-      
чески ориенти­рованной дея-      
тельности      

Примечание. Данные критерии выявления уровня экологической воспи­танности приемлемы для детей дошкольного и младшего школьного возраста (М.Ю.Попова). Необходимо учитывать, что на современном этапе существует множество подходов к отбору системы критериев.

Методика определения степени сформированности экологической культуры у младших школьников (тест)

Характер методики: письменный опрос (10 вопросов). Инструкция. Выберите нужный ответ на вопрос.

1. «Человек должен знать все об окружающем мире!» Согласны ли вы
с этим утверждением?

а) да; б) нет.

2. Что такое «экология»?

а) «наука о доме»; б) название игры.

3. Какой поступок вы считаете аморальным?

а) вырубка лесов; б) забота о бездомных животных.

4. Как следует поступать, если, гуляя по лесу, вы увидите тлеющие угли?
а) потушить; б) пройти мимо.

5. Следует ли истреблять таких насекомых, как комары и мухи?
а) нет; б) да.

6. Надо ли заботиться об окружающей среде?

а) нет, не надо; б) надо, но изредка; в) надо, всегда и постоянно.

7. Как вы поступите, если найдете гнездо с птенцами?
а) отнесу домой; б) оставлю на месте;

в) подержу, покачаю (чтобы успокоились) и положу обратно.

8. Если вы увидите на дороге ползущую гусеницу, то:
а) попытаюсь наступить; б) пройду мимо, обойдя ее.

9. Как вы относитесь к истреблению животных браконьерами?

а) все равно: меня это не касается; б) отрицательно; в) положительно.

10. Гуляя по лесу, роще, можно ли шуметь?
а) не знаю; б) почему бы и нет; в) нельзя.

Обработка:за каждый правильный ответ начисляется 1 балл, непра­вильный — 0 баллов.

В конце подсчитывается сумма всех баллов.

Интерпретация: степень сформированности экологической культуры определяется по шкале: 8—10 баллов — высокий уровень; 5 — 7 баллов — средний; 4 и ниже баллов — низкий.

Курс естествознания позволит более эффективно реализовать деятельностный подход в экологическом воспитании. Однако, это неиз­бежно требует изменения всей методической системы: а) отработки приемов организации чувственного познания природы в соответствии с особенностями восприятия детьми этого возраста при­родных объектов; б) пересмотра места и роли различных видов деятельности (труда, игры, общения); в) разрушения организаци­онно-инструктивного учебного общения и создания системы ди­дактических задач, обеспечивающих осмысление полученного чув­ственного опыта, перевод его в мыслительную и речевую деятель­ность; г) изменения акцентов в экологическом образовании: фор­мирование норм нравственного поведения в природе, умения за­метить неблагополучие ее объектов и найти способ его устранить; умения анализировать примеры отрицательного взаимодействия человека с природой (знания негативного поведения не определя­ют реализации нравственной нормы; так, дети 5 — 9 лет на вопрос «Как надо относиться к природе?» ассоциируют ответ «Хорошо» с отказом от неблаговидных поступков; при этом отмечается пре­обладание утилитарного отношения: у дошкольников — 43 %, у второклассников — 48 %, у четвероклассников — 62 %).

Таким образом, следуя Н.Ф.Виноградовой, к концу началь­ного обучения может быть сформирована готовность ребенка к правильному взаимодействию с природой:

1) эмоциональная восприимчивость к миру, эмоционально-положительное отношение к ее объектам, «знаемые» (по А.Н.Ле­онтьеву) мотивы поведения;

2) деловая готовность — возможность реализовать свои знания в нестандартных учебных, внеучебных ситуациях, желание уча­ствовать в альтруистской деятельности, зачатки «внутренних» мотивов поведения как предпосылки бескорыстия и эмпатии;

3) интеллектуальная — определенная информированность о природе, возрастной уровень эрудиции и познавательных интере­сов, осознание себя как носителя экологической культуры.

В процессе формирования экокультуры младший школьник должен овладеть личностными свойствами, позволяющими: ис­пытывать потребность в общении с природой, осознавать ее обла­гораживающее влияние, стремиться к познанию реального мира в единстве с нравственно-эстетическими переживаниями; соблю­дать нормы поведения в природе, предотвращать негативные воз­действия на нее во всех видах деятельности; проявлять нетерпи­мое отношение к негативным действиям людей, по возможности пресекать это, участвовать в пропаганде; переживать за все живое; чувствовать красоту природы.

Наши рекомендации