Перечень основных видов учебных занятий.
Вид учебных занятий | Всего часов |
Общая трудоемкость дисциплины | 68 / 68 |
Аудиторная нагрузка | 38 / 12 |
Лекции | 18 / 8 |
Практические занятия (семинары) | 18 / 4 |
Самостоятельная работа | 30 / 56 |
Вид аттестации | зачет |
Виды и формы ежемесячного, текущего, рубежного контроля.
Тестирование по изучаемым разделам: организм и среда обитания; динамика популяций и сообществ; экосистемы; биосфера; загрязнение окружающей среды; направления защиты окружающей среды; глобальные проблемы биосферы.
1.7. Перечень дисциплин с указанием разделов (тем), усвоение которых студентами необходимо для изучения данной дисциплины
- химия,
- физика,
- математика.
- Содержание дисциплины
Распределение дисциплины по семестрам в соответствии с учебным планом специальности___
____________ЛТФ, МЛК-150405_/__ФБО, _ МЛК-150405_____________________________
факультет, номер специальности и номер плана
Семестр | Число недель ´ ´ часов в неделю | Всего аудит. часов | В том числе | Объем самост. работы, час | Экзамен | Зачет | ||||||
Лекции | Лаборат. занятия | Практич. занятия | Семи-нары | РГР, КР | ||||||||
очное обучение | ||||||||||||
18 х 2=36 | зачёт | |||||||||||
ИТОГО | зачёт | |||||||||||
заочное обучение | ||||||||||||
зачет | ||||||||||||
ИТОГО | зачет | |||||||||||
Примечание.
Общий объем самостоятельной работы студента ( включая все аудиторные занятия) по всем дисциплинам специальности не должен превышать 21-24 часа в неделю.
Наименование тем, их содержание, объем в часах лекционных занятий (по семестрам)
Номер темы | Наименование темы | Основное содержание темы | Количество часов | ||
Очное | очно-заочное | Заоч-ное | |||
1. | Биосфера и человек: структура биосферы, экосистемы, экология и здоровье человека. | Границы биосферы. Энергетический баланс биосферы. Круговорот важнейших химических элементов: углерода, фосфора, кислорода, азота, серы, воды. Влияние нарушения экологического равновесия на человека. | |||
2. | Подразделения современной экологии. Среда обитания. Основы биоэкологии. Взаимоотношения организма и среды. | Организация элементов в живых и неживых системах. Экологические факторы. Закон толерантности Шелфорда. Правило Либиха. Закон Вильямса и др. | |||
3. | Классификация природных экосистем на ландшафтной основе | Природный и антропогенный ландшафт. Наземные, пресноводные и морские биомы. Принципы устойчивости жизни на земле. | |||
4. | Глобальные проблемы окружающей среды. | Ограниченность ресурсов. Загрязнениевоздуха, водных объектов, земельных угодий. Понятие о загрязнении. Ингредиентное, параметрическое, химическое загрязнение. Источники загрязнения. Влияние на окружающую среду и организм человека. | |||
5. | Экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны природы. | Принципы и законы природопользования. Природные ресурсы, их классификация. Рациональное использование природных оресурсов. | |||
6. | Основы экономики природопользования | Социально-экономические аспекты природопользования. Планирование природопользования. Медоды и механизм экономического регулирования. | |||
7. | Экозащитная техника и технологии. | Классификация технологий и средств зашиты атмосферы, гидросферы, литосферы. Защита окружающей среды от физических воздействий. | |||
8. | Основы экологического права, профессиональная ответственность | Источники, определение и объекты экологического права. Система управления качеством окружающей среды и охраной окружающей среды Международное сотрудничество в области окружающей среды.. | |||
Итого |
2.2. Наименование тем (вопросов), целиком выделенных для самостоятельной проработки студентами очной формы обучения
№№ тем | Наименование темы (вопроса) | Основное содержание темы (вопроса) | Объем в часах | Литерату-ра |
Характеристика природных биомов. | Дать характеристику наземным, пресноводным, морским биомам. | Л-1, стр. 352-361. | ||
Важнейшие абиотические факторы и адаптации к ним организмов. | Влияние на организм света, температуры, влажности, атмосферы, топографических условий и т.д. | Л-3, стр. 74-141, М-1. | ||
Экономика природопользования. | Природные кадастры, источники финансирования природоохранных мероприятий, экологическое страхование. | Л-7, стр. 204-210. | ||
Особо охраняемые природные территории. | Виды особо охраняемых природных территорий, требования к организации. | Л-7, стр. 219-228. | ||
Основы экологического права. | Природоохранное законодательство, правовое обеспечение экологического контроля. | Л-7, стр. 232-262. | ||
Парниковый эффект. | Основные теории, объясняющие возникновение парникового эффекта. Основные парниковые газы. Киотский протокол. | Периодическая литература экологического направления, Л-6; Л-3, стр. 480-494, М-5 | ||
Загрязнение Мирового океана. | Источники загрязнения, характеристика загрязняющих веществ, пути решения проблемы. | |||
Деградация лесов Республики Коми. | Причины гибели лесных масивов. Пути решения проблемы. | |||
Озоновые дыры. | Проблема образования озоновых дыр. География образования озоновых дыр, механизм образования. | |||
Состояние здоровья населения Республики Коми. | Статистика заболеваний, основные виды заболеваний, зависимость от факторов окружающей среды. | |||
Примечание.
В графе "Литература" приводятся номера учебников, учебных и методических пособий согласно разделов 3.1 и 3.2.3 с указанием глав, параграфов, страниц и номеров упражнений.
2.3. Наименование тем (вопросов), целиком выделенных для самостоятельной проработки студентами заочного отделения
№№ тем | Наименование темы (вопроса) | Основное содержание темы (вопроса) | Объем в часах | Литерату-ра |
Характеристика природных биомов. | Дать характеристику наземным, пресноводным, морским биомам. | Л-1, стр. 352-361. | ||
Важнейшие абиотические факторы и адаптации к ним организмов. | Влияние на организм света, температуры, влажности, атмосферы, топографических условий и т.д. | Л-3, стр. 74-141, М-1 | ||
Экономика природопользования. | Природные кадастры, источники финансирования природоохранных мероприятий, экологическое страхование. | Л-7, стр. 204-210. | ||
Особо охраняемые природные территории. | Виды особо охраняемых природных территорий, требования к организации. | Л-7, стр. 219-228. | ||
Основы экологического права. | Природоохранное законодательство, правовое обеспечение экологического контроля. | Л-7, стр. 232-262. | ||
Парниковый эффект. | Основные теории, объясняющие возникновение парникового эффекта. Основные парниковые газы. Киотский протокол. | Периодическая литература эколоического направления, Л-6, Л-3, стр. 480-494, М-5,Л-2. | ||
Загрязнение Мирового океана. | Источники загрязнения, характеристика загрязняющих веществ, пути решения проблемы. | |||
Деградация лесов Республики Коми. | Причины гибели лесных масивов. Пути решения проблемы. | |||
Озоновые дыры. | Проблема образования озоновых дыр. География образования озоновых дыр, механизм образования. | |||
Состояние здоровья населения Республики Коми. | Статистика заболеваний, основные виды заболеваний, зависимость от факторов окружающей среды. | |||
Биосфера | Законы биогенной миграции атомов и необратимости эволюции, законы экологии Б. Коммонера. | Л-3, стр.44-62. | ||
Особенности основных сред жизни. | Водная среда, наземно-воздушная, эдафическая, живые организмы. | Л-3, стр.141-233 | ||
Структура и динамика популяций | Генетические процессы в популяциях, рост популяций и кривые роста. | Л-3,стр. 325-334 | ||
Биогеоценозы | Видовая и пространственная структура биоценоза, экологические ниши. | Л-3,стр. 363-387 | ||
Техногенное загрязнение среды | Техногенные эмиссии и воздействия, загрязнение атмосферы, гидросферы, почв. | Л-2 стр.285-337 М-8, М-9, М-10 | ||
Экологическая безопасность. | Экологические поражения, экологически приемлемый риск | Л-2, стр. 344-385 | ||
Примечание.
В графе "Литература" приводятся номера учебников, учебных и методических пособий согласно разделов 3.1 и 3.2.3 с указанием глав, параграфов, страниц и номеров упражнений.