Методических указаний по проведению конкретных видов учебных занятий

Набор методик для диагностики отклонений в развитии детей от 2 до 16 лет «Лилия».

Темы докладов к семинарским занятиям.

1. Психологическая диагностика интеллектуальной недостаточности.

2. Изобразительная деятельность детей с умственной отсталостью.

3. Синдром Дауна: медицинские и психолого-педагогические аспекты.

4. Основные направления коррекционно-развивающей работы в классах компенсирующего обучения.

5. Специфика органической деменции на разных возрастных этапах развития

6. Сравнительный анализ особенностей развития личностной сферы у людей с нарушениями зрения и с нарушениями слуха.

7. Проблема профориентации и трудоустройства людей с ограниченными возможностями слуха и зрения.

8. Сравнительный анализ особенностей развития личностной сферы у людей с нарушениями зрения и с нарушениями слуха.

9. Механизмы влияния нарушений формирования двигательной сферы на развитие психики ребенка

10. «Прогноз при разных видах аутизма».

11. Заикание как дефект речи.

12. Обзор современных терапевтических подходов к коррекции заикания.

13. Западные и отечественные подходы к пониманию и коррекции дислексии и дисграфии.

14. Причины сегригации человека с ограниченными возможностями в современном российском обществе

15. Основные подходы к обустройству среды обитания человека с ограниченными возможностями

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И КОНТРОЛЬНЫЕ СРЕЗЫ

  1. Определение, цели, задачи и основные категории специальной психологии.
  2. Основные типы дезонтогений.
  3. Методы специальной психологии.
  4. Учение Л.С. Выготского о структуре дефекта.
  5. Этиология, патогенез и классификация умственной отсталости.
  6. Определение и критерии умственной отсталости.
  7. Особенности чувственного познания при умственной отсталости.
  8. Особенности рационального познания при умственной отсталости.
  9. Особенности личности и деятельности умственно отсталого ребенка.
  10. Развитие умственно-отсталого ребенка.
  11. Методы диагностики отклонений умственного развития.
  12. Основные подходы к обучению и воспитанию умственно-отсталого ребенка.
  13. Этиология, патогенез и классификация ЗПР
  14. Определение и критерии ЗПР.
  15. Особенности чувственного познания при ЗПР.
  16. Особенности рационального познания при ЗПР.
  17. Особенности личности и деятельности ребенка с ЗПР.
  18. Развитие ребенка с ЗПР.
  19. Дифференциальная диагностика умственной отсталости и ЗПР.
  20. Этиология и патогенез глухоты и тугоухости. Нейросенсорная и проводящая глухота (тугоухость).
  21. Особенности внимания, памяти, ощущения и восприятия глухого ребенка.
  22. .Особенности развития речи и мышления глухого ребенка.
  23. Особенности личности и деятельности глухого ребенка.
  24. Основные подходы к обучению глухих и слабослышащих детей.
  25. Клинические критерии слабовидения и слепоты. Врожденная и раннеприобретенная слепота.
  26. Особенности развития слепого ребенка.
  27. Особенности ощущения и восприятия слепого ребенка.
  28. Развитие мышления и формирование понятий в условиях отсутствия зрения. Представление мира слепым ребенком.
  29. Особенности личности и деятельности слепого ребенка.
  30. Основные подходы к обучению слепого и слабовидящего ребенка.
  31. Ранний детский аутизм Кеннера и Аспергера.
  32. Развитие ребенка с РДА.
  33. Особенности эмоционально-волевой сферы, личности и деятельности детей с РДА
  34. Психологическая диагностика и коррекция при раннем детском аутизме.
  35. Методы психологической диагностики аномального развития, общепсихологические, нейропсихологические и патопсихологические подходы к диагностике.


Дидактические тесты

  1. Умственная отсталость – это

А) расстройство психики, обусловленное серьезными соматическими заболеваниями;

Б) стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности, возникшее в результате органического поражения ЦНС;

В) нарушение познавательной деятельности, возникшее в результате социальной депривации.

2. К первичным нарушениям умственной отсталости относятся:

А) нарушения словесно – логического мышления, памяти, внимания;

Б) слабость замыкательной функции коры головного мозга, затруднения в выборке новых условных связей, инертность нервных процессов;

В) стойкое нарушение познавательной деятельности.

Олигофрения – это

А) умственная отсталость;

Б) стойкое недоразвитие психической деятельности, возникшее в результате органического поражения ЦНС на ранних этапах развития;

В) это нарушение интеллекта, возникшее в более поздние этапы развития.

4. умственная отсталость – это понятие, которое включает в себя:

А) олигофрению и деменцию;

Б) олигофрению;

В) деменцию.

5. Из приведенных ниже выбрать вторичные дефекты развития при олигофрении:

А) нарушение слуха;

Б) снижение памяти;

В) двигательные нарушения;

Г) недоразвитие фонематического слуха;

Д) трудности мыслительных операций;

Е) несформированность асоциальных связей.

6. Какую степень интеллектуального снижения можно предположить у детей при наличии признаков:

А) Ребенку 7 лет. Не умеет сам одеваться. Двигательно не ловок. Во время обследования незнакомыми специалистами смеялся, пытался обнять, на замечания не реагировал. Предъявляемые картинки не заинтересовали его (он играл, бросал, отодвигал в сторону). В то же время, когда удавалось привлечь его внимание, он выбирал из 3 – 4 картинок ту, что называли. Словарный запас крайне ограничен. Правую – левую стороны путает, родовые категории (одежда, обувь, пища и т.д.) не усвоены, хотя с ребенком много занимаются родители и логопед.

Б) ребенку 6 лет 9 месяцев. Себя полностью обслуживает. Движения не достаточно сформированы. В момент обследования волнуется. Узнает и называет знакомые изображения. Словарный запас бедный. Серию последовательных картинок раскладывает с помощью, объяснить сам причины зависимости не может. При классификации предметных картинок по родовым категориям обращает внимание на высшие контрольно – ситуационные признаки. Действия по словесной инструкции доступны. Различает правую – левую стороны. Переносный смысл слов – понятий, скрытый смысл текстов не понимает.

7. Узнать, какие психические свойства зависят от структуры дефекта:

А) грубость;

Б) повышенная возбудимость;

В) заторможенность;

Г) робость;

Д) инактивность психических процессов;

Е) аутизм;

Ж) леность;

З) неопрятность;

И) обидчивость;

К) эмоциональная неуравновешенность;

Л) зазнайство;

М) неадекватная самооценка;

Н) повышенная внушаемость;

О) двигательная расторможенность;

П) скромность;

Р) жадность.

8. Выделите (подчеркните) особенности, характерные для учащихся с ЗПР:

А) эффективность оказываемой помощи;

Б) неумение перенести оказанный способ действия на аналогичное задание;

В) незрелость эмоций, воли, детскость поведения;

Г) способность к переносу освоенного способа решения задания в новую сходную ситуацию;

Д) грубое недоразвитие эмоционально – волевой сферы, неадекватность поведения;

Е) низкий уровень техники чтения, сопровождающийся повторными прочитываниями слов, фраз с целью понять;

Ж) механическое заучивание учебного материала без попыток понять его смысл;

З) отсутствие самоконтроля.

9. Поставьте номера признаков, характерных для указанных в таблице состояний:

Умственная отсталость ЗПР Нормальное умственное развитие
     
  1. неуверенность в себе;
  2. трудности в поведении;
  3. выраженные трудности словесно – логических операций;
  4. умение использовать помощь;
  5. трудности переноса усвоенного на аналогичные занятия;
  6. достаточно организующей помощи;
  7. необходим многократный показ и разъяснение;
  8. выполняет самостоятельно задания;
  9. выраженный интерес к неучебным заданиям;
  10. адекватная оценка своих неудач;
  11. трудности общения;
  12. конкретность мышления;
  13. хорошая механическая память;
  14. сравнение предметов по несоотносимым признакам;
  15. повышенная внушаемость;
  16. плохой подчерк;
  17. эгоцентризм;
  18. инфантилизм;
  19. дистрофия;
  20. бедный словарный запас.

10. Ира Д., 8 лет. Непосредственная, эмоциональная. Несамостоятельна, легко внушаема. Преобладают игровые интересы. Во время игры бывает безудержна, вносит много фантазии. При интеллектуальной деятельности быстро пересыщается, истощается. Игровые интересы преобладают над познавательными учебными. Физические параметры снижены. В школе – неуспеваемость.

Какой диагноз можно предположить и в какой школе целесообразно обучаться:

  1. умственная отсталость. Школа 8 типа.
  2. задержка психического развития. Школа ЗПР или классы для детей с ЗПР.

11.Оля Т., 10 лет. Учится во втором классе вспомогательной школы. Учитель отмечает повышенную утомляемость, сопровождающуюся суетливостью. Девочка очень ранимая, готова расплакаться даже при строгом взгляде учителя. Концу урока и учебного дня становится более спокойной. Положительный эффект имеет ласк, поощрение.

Для каких болезненных процессов характерны эти появления:

  1. гидроцефалия;
  2. эпилепсия;
  3. шизофрения;
  4. ревматические поражения ЦНС;
  5. сифилис ЦНС.

12. каким психическим заболеваниям свойственны следующие особенности:

А) некритичность, нелогичность, нелепость суждений. Наличие случайных ассоциаций, уход от содержательной стороны суждений. «Заумность» при ответе на простые вопросы. Речь носит вычурный характер. Трудности общения, стремление к уединению. Навязчивые идеи и движения (постоянно накручивает на палец волосы, непроизвольно гримасничает, раскачивается и др.). Неадекватные эмоциальные реакции (при сильных потрясениях могут не переживать, а из – за пустяков давать выраженные эффективные вспышки и т.п ), частое состояние апатии.

Б) выраженная инертность всех психических процессов, тугоподвижность мыслительной деятельности. Трудности запоминания, забывчивость. Чрезмерная вязкость в общении. Педантичность. Раздражительность, склонность к неудержимому гневу, злопамятство. В некоторых случаях назойливость, заискивающая слащавость.

А) в первом случае имеет место признаки………………………………………………..

Б) во втором…………………………………………………………………………………

13. Какие из ниже перечисленных особенностей речи характерны для детей, страдающих гидроцефалией:

А) речь фонематически, лексически, грамотически построена правильно, но несет черты манерности;

Б) речь сопровождается ужимками, искажениями голоса, телодвиженями. Встречаются неожиданные неологихмы.

В) речь вязкая, частое повторение слов, чрезмерное детализирование;

Г) с устной речью проблем нет. В письменной речи пропуски букв, слогов в словах, «случайные» приписки в нутрии слов (ложка – ложечка). Страдает подчерк;

Д) впечатление хорошо развитой устной речи, содержащей даже научные термины. Но при этом смысл слов, используемых в речи, дети не понимают. Дети лишь копирую чужую речь.

14. При каком болезненном состоянии имеют место указанные ниже этиологии и симптомы:

А) органическое заболевание мозга, приобретенного, а чаще врожденного, генетически обусловленного характера. Отмечаются припадки (разные степени выраженности); специфические особенности мышления; специфические особенности эмоционально – волевой сферы. Для детей с этим нарушением характерны тугоподвижность всех психических процессов; чрезмерная вязкость, «застревание» на мало существенных деталях, чрезмерная детализация, неспособность выделить главное; педантичность; преобладание эгоцентричных установок угрюмости, злопамятности; отмечается также угодливость, ласковость;

Б) прогрессирующее психическое заболевание. Генетические исследования указывают на значительную роль наследовательного фактора. Отмечаются симптомы аутизма, эмоциональные изменения, нарушения мышления (конкретность, некритичность, алогичность, возможно бредовые мысли, галлюцинации, расстройства и др.), сознания, неврозоподобные, двигательные синдромы.

  1. последствия поздних черепно - мозговых травм;
  2. олигофрения;
  3. сифилис ЦНС;
  4. шизофрения;
  5. гидроцефалия4
  6. эпилепсия;
  7. ЗПР.

15. Какие из приведенных ниже особенностей характерны для познавательной сферы:

А) владение необходимым объемом информации;

Б) уверенность в своих силах и способностях;

В) чувство юмора;

Г) богатый словарный запас;

Д) независимость в мышлении и поведении;

Е) умение рассуждать;

Ж) умение делиться вещами и идеями;

З) склонность к самоанализу;

И) высокая любознательность;

К) анализ ситуаций;

Л)настойчивость в выполнении заданий;

М) умение обобщать и делать выводы;

Н) эмпатическое отношение к людям;

О) терпимое отношение к критике;

П) установление причинно – следственных связей;

Р) внутренняя мотивация;

С) критичность мышления;

Т) навык самоконтроля;

У) богатое воображение;

Ф) повышенная внушаемость;

Х) инактивность мыслительных процессов.

16. Какие особенности мышления характерны для умственно отсталых:

А) слабость обобщения;

Б) умение выделять существенные признаки предметов и явлений;

В) конкретность;

Г) умение логически обосновывать ответ;

Д) разорванность мыслей;

Е) стереотипичность в рассуждениях;

Ж) способность к абстрагированию;

З) непонимание причинно – следственных зависимостей;

И) сравнение предметов по несопоставимым признакам.

Наши рекомендации