Практические занятия их наименование и объем в часах

Номер работы Наименование практической работы Объем в часах, очно/заочно
Аутэкология: взаимодействие организма и среды обитания 2/1
Условия и ресурсы среды 2/1
Демэкология: экология популяций 2/1
Синэкология: процессы в экосистемах 2/1
Учение Вернадского о Биосфере 2/1
Экологические принципы охраны природы и рациональное использование ее ресурсов
Экономика и правовые основы природопользования
Глобальные экологические поблемы
Защита окружающей среды
  Итого 18/4

3. Учебно-методические материалы по дисциплине

3.1. Основная и дополнительная литература

№№ п-п Автор и наименование Вид пособия Год издания Кол-во экз. в библиотеке
Л-1 Шилов А.А. «Экология». У
Л-2 Акимова А.А., Хаскин В.В. «Экология». У
Л-3 Степановских А.С. «Общая экология». У
Л-4 Новиков Ю.В. «Экология» У
Л-5 Закон РФ «Об охране окружающей природной среды», изд-во Верх. Сов. РФ   В электрон-ном варианте
Л-6 Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды Республии Коми У С 1992 по 2005
Л-7 Арустамов Э.А. «Природопользование» У

Примечание:

1. Порядковая нумерация сквозная, двухиндексная (Л-1, Л-2, Л-3 и т.д.);

2. Дополнительная литература отделяется заголовком;

3. Условные обозначения вида пособия: У – учебник, УП – учебное пособие, Др – монография и другая литература.

3.2. Перечень наглядных и других пособий, методических указаний по проведению конкретных видов учебных занятий, а так же методических материалов к используемым в учебном процессе техническим средствам.

3.2.1. Условные обозначения технических средств обучения (ТСО):

электронно-вычислительная техника – ЭВМ диапроекторы:

обучающие средства – ОУ диапозитивами – ДП

действующие макеты – М слайдами – ДС

кинофильмы – КФ диафильмами –ДФ

учебное телевидение – ТВ эпидиаскопы – ЭС

лингофонная техника – ЛФ наглядные пособия

контролирующие устройства – КУ (макеты, плакаты,

Информационная техника – ИТ схемы, графики,

аудиовизуальные установки – АВУ рисунки, таблицы и т.д.) – НП

кодоскопы – КС

Наглядные пособия и ТСО

Видеоматериал на темы: «Загрязнение окружающей среды», «Круговорот вещества в биосфере на примере круговорота фосфора»- ВФ

Методические пособия и указания

№№ п-п Наименование Год издания (состава) Кол-во экз.
М-1 Кейн О.П. Загрязнение атмосферы: методические указания.- Ухта: УГТУ, 2007.-39 с.
М-2 Кейн О.П. Загрязнение гидросферы: методические указания.- Ухта: УГТУ, 2007.-26 с.
М-3 Кейн О.П. Загрязнение литосферы: методические указания.- Ухта: УГТУ, 2007.-25 с.
М-4 Кочеткова В.Л. «Экология», метод. указания к практической работе для всех специальностей и форм обучения, Санкт-Петербург, Инженерно-экономическая академия, С-Петербург
М-5 Воловик О.В. «Использование земельных ресурсов», метод.пособие, Ухта, УГТУ
М-6 Муравьев А.Г., Пугал Н.А., Лаврова В.Н. Экологический практикум: Учебное пособие с комплектом карт-инструкций / Под ред. К.Х.Н. А.Г. Муравьева.- СПб.:Крисмас+, 2003.- 176с
М-7 Воловик О.В., Кейн О.П.Упражнения, задачи и задания в тестовой фоорме: Учебное пособие.- Ухта: УГТУ, 2007.- 163с.: ил.  


Примечание:

Порядковая нумерация двухиндексная: М-1, М-2, М-3 и т.д.

Методические указания по использованию ТСО и ЭВМ

№№ п-п Наименование Год издания (состава) Кол-во экз.
Т-1 Методические указания к программе «Эколог»

Примечание:

Порядковая нумерация двухиндексная: Т-1, Т-2, Т-3 и т.д.

4. Протокол согласования рабочей программы с другими дисциплинами специальности

на _______/_______ учебный год

Наименование дисциплин, изучение которых опирается на данную дисциплину Кафедра Предложения об изменениях в пропорциях материала , порядка изложения Принятое решение (протокол №, дата), кафедрой, разрабатывающей программу
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

Примечание.

Рабочая программа согласуется с профилирующей (выпускающей) кафедрой и кафедрами, обеспечивающими преподавание дисциплин, изучение которых опирается на данную дисциплину.

Дополнения и изменения в рабочей программе на ______/______ учебный год

В рабочую программу вносятся следующие изменения:

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Рабочая программа пересмотрена Заведующий кафедрой

_________________________________

"_____"__________________________г.

Проректор по учебной работе

Внесенные изменения утверждаю _______________________________

"____"_________________ _____ г.

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе......................................

2. Содержание дисциплины

2.1.Наименование тем, их содержание, объем в часах лекционных занятий...

2.2. Наименование тем (вопросов), целиком выделенных для

самостоятельной проработки студентами............................................................

2.3. Практические занятия, их содержание и объем в часах...............................

3. Учебно-методические материалы по дисциплине

3.1. Основная и дополнительная литература.......................................................

3.2. Перечень наглядных и других пособий.........................................................

3.2.1. Условные обозначения ТСО........................................................................ 3.2.2. Наглядные и другие пособия и ТСО

3.2.3. Методические пособия и указания..............................................................

3.2.4. Методические указания по использованию ТСО и ЭВМ.........................

4. Протокол согласования................................................................................................

Дополнения и изменения к рабочей программе.......................................................

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Методические рекомендации для преподавателя

Последовательность изложения вопросов и их глубина может быть различной в зависимости от реально складывающейся ситуации учебного процесса. Кроме того, преподаватель имеет право выбора способ изложения того или иного вопроса.

Основные приемы изучения материала и используемый соответствующий задачный материал рассмотрен в учебниках и учебных пособиях издательства УГТУ (приведены в списках основной и дополнительной литературы).

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Методические указания для студентов

Пример решения тестов.

После изучения соответствующих разделов в качестве инструмента проверки знаний предлагается контроль в тестовой форме.

Примеры решения тестов:

Выберите правильный ответ:

Силы и явления природы, происхождение которых прямо не связано с жизнедеятельностью ныне живущих организмов, называют:

1) условиями среды;

2) абиотическими факторами;

3) биотическими факторами;

4) антропогенными факторами.

Правильный ответ – абиотические факторы (2)

Примеры решения задач.

Задача 2.1.

Оцените, на сколько лет хватит запасов лесных массивов на планете (площадь суши 1,5-1O7 км2,леса занимают около 25 % площади суши), если ежесекундно вырубается 1 га. Возобновление лесов в среднем не превышает 10 % от площади сведенных лесных массивов.

Опишите основные функции лесов и главные последствия их интенсивного уничтожения.

Решение

В течение года с учетом возобновления вырубается:

S = (Sвыр.-Sвоз.) 3600•24•365 = (1,0 - 0,1)•365•24•3600=2,8•107 га/год или S = 2,810s км2/год.

Следовательно, запасов лесных массивов хватит на

Практические занятия их наименование и объем в часах - student2.ru

Основные функции лесов:

- стабилизация круговоротов биогенных веществ (зрелые или климаксные леса ничего не производят и ничего не потребляют);

- стабилизация сообществ (устойчивость экосистем), почвенного слоя и потоков воды;

- производство первичной биологической продукции.

Последствия сведения лесов:

– нарушение круговоротов биогенных веществ, потеря устойчивости экосистем и биосферы в целом из-за недостаточности первичной биологической продукции;

- увеличение содержания СО2 в атмосфере и как следствие - "парниковый эффект" из-за окисления биомассы и гумуса почв;

- изменение влагооборота;

- эрозионные потери почв.

Задача 2.2.

Содержание О2 в атмосфере равно 1,2-1015 т. Способность биомассы производить О2 составляет 2* Практические занятия их наименование и объем в часах - student2.ru т/год. Количество кислорода в атмосфере несмотря на продуктивность биомассы, уменьшается в среднем на Практические занятия их наименование и объем в часах - student2.ru т/год.

Оцените вклад населения планеты как отдельных потребителей Практические занятия их наименование и объем в часах - student2.ru в уменьшение его концентрации.

Перечислите главные источники потребления кислорода, на что заменяется кислород в атмосфере.

Решение

Ежегодное уменьшение содержания О2 в атмосфере равно наблюдаемому уменьшению его содержания плюс способность биоты производить кислород то есть:

Q = Практические занятия их наименование и объем в часах - student2.ru т/год.

Следовательно, запасов кислорода в атмосфере, при сохранении современного уровня его потребления, хватит на:

Практические занятия их наименование и объем в часах - student2.ru

Сравнивая этот результат с предыдущей задачей, делаем вывод, что живые организмы на планете исчезнут не из-за уменьшения содержания кислорода в атмосфере, а из-за отсутствия органического вещества ( первичной биологической продукции)

Население на нашей планете оценивается в 5,6 млрд. человек. Средний объем легких человека составляет 4 л, средняя частота дыхания равна 30 дыханий/минуту, средний объем газа в легких равен 30%, содержание 02 в воздухе – 21%. Следовательно, каждый человек ежеминутно потребляет кислорода:

V, = 4 • 30 • 0,3 • 0,21 = 7,56 л/мин или V, = 7,56*60*24*365=3,97*106 л/год или 3,97*103 м3/год, так как плотность кислорода ровна 1,3 кг/м3, то годовое потребление 02 одним человеком составляет

Q=3, 97*103*1,3=5,16*103 кг/год, а все человечество ежегодно потребляет в 5,6 млрд раз больше, а именно: Qбум=5,16*5,6*109=29 млрд. т/год , окончательно, вклад человечества в потребление кислорода равен:

Практические занятия их наименование и объем в часах - student2.ru или 9,7%

Поглощаемый в процессе техногенной деятельности человека кислород замещается в атмосфере, главным образом, на СО2.

Задача2.3

Поступление СО2 в атмосферу равно 7 млрд. т/год, а его содержание в тропосфере - 711 млрд. т. При отсутствии СО2 в тропосфере средняя глобальная температура на планете составляла бы 255 К, в настоящее время - 288 К. По экспертным оценкам подъем средней глобальной температуры на планете на 3,6 градуса может вызвать подъем уровня Мирового океана на 5 м. Россия находится в среднем на высоте 75 м над уровнем моря. Через какой период времени жители России могут утонуть, если сохранится существующая мощ­ность выбросов СО2?

Решение

Выброс каждого 1 млрд т СО2 в атмосферу вызывает повышение температуры на:

ΔТ = Практические занятия их наименование и объем в часах - student2.ru =0,0464 градуса/Гт.

Поэтому, при сохранении мощности эмиссии СО2 в атмосферу на современном уровне, подъем средней глобальной температуры на 3,6 К Может произойти за время:

Практические занятия их наименование и объем в часах - student2.ru

где М = 7 млрд. т/год (М - уровень прироста СО2 в атмосфере).

Таким образом, окончательно получим, что жители России утонут при этих обстоятельствах через:

11,08* Практические занятия их наименование и объем в часах - student2.ru =116,2 года

Задача2.4

Среднесуточная концентрация паров тетраэтилсвинца в воздухе по данным городской СЭС в районе жилого массива составляет 0,0005 мг/м3. Какое максимальное количество РЬ поступит в организм одного жителя за теплый период времени года (6 месяцев), если коэффициент выведения свинца яз организма не превышает 0,01?

Решение

Объем воздуха, поглощаемый одним человеком за б месяцев, равен:

V=v*f*t1*t2*t3*t4*d.

Где v-средний объем легких человека (4 л); f - средняя частота дыхания (30 вдохов/минуту); t1 - количество минут в 1 часе; t2 - количество часов в сутки, проводимых в жилом помещении в среднем (12 часов); t3 - количество дней в месяце (30), t4 - количество учитываемых месяцев (6); d - средний коэффициент обмена воздуха в легких (0,3).

V = 4*30*60*I2*30*6*0,3 = 4,67 л ИЛИ

V = 4,67103m3.

Следовательно, за данный период времени в организме человека накопится соединений свинца:

М=(С-а*С)*V

где С - концентрация паров Рв в воздухе, а - коэффициент выведения Рв из организма.

М Рв= (0,0005- 0,01 • 0,0005) 4,67-10' = 2,3 мг соединений свинца.

Задача 2.5

Оцените средний вклад одного человека в загрязнение Мирового океана, если на 1 км2 поверхности океана приходится 17 т отходов с суши.

Решение

Радиус земного шара R = 6400 км, площадь шара оценивается как S = 4πR2.Так как мировой океан занимает 2/3 площади земного шара, то площадь мирового океана составит:


Sм.о. = 2/3*4πR2=3,43*108 км2.

Вклад каждого человека в загрязнение океана равен:

q= Sм.о. *m /N,

где m- количество отходов, приходящееся на единицу площади океана; N - численность населения Земли.

q = 3,43*108 *(17 /5,6*109) = 1,04 т/чел.

Задача 2.6

Годовые мировые перевозки нефти морским транспортом составляют в среднем 10 млрд. т. По оценкам экспертов при таких перевозках в Мировой океан попадает до 1 % нефти и нефтепродуктов от транспортируемого количества. Какая площадь Мирового океана ежегодно покрывается пленкой нефти?

Перечислите основные последствия загрязнения Мирового океана нефтью и нефтепродуктами.

Решение

Площадь Мирового океана составляет:

Практические занятия их наименование и объем в часах - student2.ru км2 (смотри предыдущую задачу)

Следовательно, количество нефтепродуктов Mнеф, попадающих в океан, равно:

Мнеф = Практические занятия их наименование и объем в часах - student2.ru = Практические занятия их наименование и объем в часах - student2.ru =0,1млрд т/гол,

где М - объем перевозок нефти и нефтепродуктов;

d - доля, теряемая при транспортировке.

Примем, что средняя толщина пленки нефтепродуктов на поверхности воды (h) равна 1 мм. Плотность нефтепродуктов составляет Практические занятия их наименование и объем в часах - student2.ru = 0,87 т/м3, поэтому площадь, занятая нефтепродуктами, будет равна:

Sн.пр=Mнеф / Практические занятия их наименование и объем в часах - student2.ru км2. Окончательно получим, что доля Мирового океана, ежегодно покрываемая нефтепродуктами из-за танкерных перевозок, без учета аварий, составляет:

Практические занятия их наименование и объем в часах - student2.ru

Основные последствия загрязнения Мирового океана нефтью и

нефтепродуктами: .

- уменьшение, содержания растворенного кислорода в поверхностном слое
воды (биохимическое окисление);

- изменение условии газообмена на границе: атмосфера - водная среда;

- воздействие на морские экосистемы, вплоть до выпадения отдельных видов
(в основном на нейстон);

- изменение температуры поверхностных слоев из-за изменений условий
испарения.

Задача 2.7

Оцените, чему равна доля энергии, производимой! человечеством, от всей энергии Солнца, достигающей земной поверхности, если в 1991 г. в Мире было произведено МО11 кВт . ч /год энергии. Солнечная постоянная, характеризующая полный поток энергии, поступающей в единицу времени на единицу площади, перпендикулярной направлению солнечных лучей, за пределами атмосферы, равна 8,2 Дж/(см2мин). Среднее количество радиации, поступающее в верхние слои атмосферы от Солнца, составляет 1050 кДж/(см2-год). Из этого количества радиации - 30 % отражается атмосферой и земной поверхностью (доля атмосферы около 10 %), - 25 % поглощается атмосферой, а - 45% поглощается Землей.

Решение

Доля энергии от Солнца, достигающая поверхности Земли, равна:

D = Q (d, + d2)= 1050 (0,1 + ,0,25) = 367,5 кДж/(см Практические занятия их наименование и объем в часах - student2.ru год);

или D = Практические занятия их наименование и объем в часах - student2.ru кДж/(км Практические занятия их наименование и объем в часах - student2.ru год)

где Практические занятия их наименование и объем в часах - student2.ru - доля энергии, отражаемая и поглощаемая атмосферой;

Q - плотность потока солнечного излучения за пределами атмосферы.

Полный поток солнечной энергии, достигающий поверхности Земли, равен:

Практические занятия их наименование и объем в часах - student2.ru кДж/год.

Количество произведенной энергии в Мире человечеством за год:

Практические занятия их наименование и объем в часах - student2.ru или, так как 1 кВт . ч Практические занятия их наименование и объем в часах - student2.ru = 3600 кДж,

Q Практические занятия их наименование и объем в часах - student2.ru = 3,б.1016кДж/год.

Окончательно, доля энергии, производимая человечеством, равна:

D Практические занятия их наименование и объем в часах - student2.ru = Практические занятия их наименование и объем в часах - student2.ru = 3,6.1016/I,89.1021 = 1,9.10-5

или в процентах -1,9.10-3%.

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Ухтинский государственный технический университет

УТВЕРЖДАЮ

Первый проректор

_______________В.К. Хегай

"____"_____________ 200__ г.

Материалы,

устанавливающие содержание и порядок
проведения промежуточных и итоговых
аттестаций

по _____________________________ЭКОЛОГИИ_______________________________

наименование дисциплины

для специальности ПНГ-130201; ГИС-130202; ГНГ-130304; МиГ-130306 / ФБО ГНГ-130304___

шифр и наименование специальности

факультет_______ГРФ_______________________________________________________________

кафедра________ПБиООС__________________________________________________________________

курс_________________2/3_____________________________________________________________

семестр________________3/5________________________________________________________


Наши рекомендации