Проблемное обучение на уроках «Окружающего мира». Подходы к реализации проблемного обучения на уроках «Окружающего мира». Способы создания проблемных ситуаций.
Под технологией проблемного обучения понимается такая организация учебного процесса, которая предполагает создание в сознании учащихся под руководством учителя проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей.
Для того чтобы использовать технологию проблемного обучения в учебном процессе необходимо выполнять условия, которые состоят из нескольких этапов.
1. Постановка в формировании вопроса или темы урока.
2. Возникновение проблемной ситуации.
3. Осознание затруднения и постановка проблемы;
4. Нахождение способа решения путем догадки или выдвижения предположений и обоснование гипотезы;
5. Доказательство гипотезы;
6. Проверка правильности решения проблемы.
Технология проблемного обучения универсальна: ведь открывать знания можно на любом учебном предмете и в любом классе, проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.
К основным понятиям проблемного обучения относятся: «Учебная проблема» (форма реализации), «проблемная ситуация», «проблемная задача» (то, что подлежит разрешению).
Учебная проблема существует в двух формах:
1. Как тема урока.
2. Как несовпадающий с темой урока вопрос, ответом на которое будет новое знание.
Основными элементами учебной проблемы являются «известное» и «неизвестное». Следовательно, поставить учебную проблему, значит помочь ученикам самим сформулировать тему урока или поставить вопрос для исследования.
Проблемную ситуацию можно разделить на 2 типа:
1. «С удивлением».
2. «С затруднением».
Существуют разные типы противоречий, которые вызывают чувство удивления и затруднения, это противоречия: Между двумя (или более) положениями:
Между житейским представлением обучающихся и научным фактом.
Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя
В их основу заложены разные приемы создания проблемных ситуаций.
Приемы создания проблемных ситуаций.
Тип противоречия | Приемы создания проблемной ситуации |
I. Проблемные ситуации, возникшие с «удивлением» | |
Между двумя (или более) положениями. | Прием 1: Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения. Прием 2: Столкнуть разные мнения учеников с помощью вопроса или практического задания. |
Между житейским представлением обучающихся и научным фактом. | Прием 3: Шаг 1. Обнажить житейское представление обучающихся с помощью вопроса или практического задания «на ошибку». Шаг 2. Предъявить научный факт посредством сообщения, эксперимента или наглядности. |
II. Проблемные ситуации, возникшие «с затруднением | |
Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя | Прием 4: Дать практическое задание, не выполнимое вообще. Прием 5: Дать практическое задание, не сходное с предыдущими. Прием 6: Шаг 1. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими. Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено. |
Учебную проблему можно поставить тремя методами:
1 метод. Побуждающий от проблемной ситуации диалог. (Чтобы задать проблему, трудность, помочь сформулировать учебную задачу через вопросы: «Что вас удивило?», «Что интересного увидели?», «В чем затруднение?», «Сколько в классе мнений?»)
2 метод. Подводящий к теме диалог. (Это логически выстроенная цепочка вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к осознанию темы урока)
3 метод. Сообщение темы с мотивирующим приемом. Мотивирующие приемы это - «Яркое пятно». (Суть приема в сообщении темы урока через интересный интригующий материал: притчи, сказки, легенды, отрывки из художественной литературы и т.д.)
«Актуальность» - обнаружение смысла, значимости предлагаемой темы урока для самих учащихся.
Учебная проблема поставлена и начинается поиск решения к открытию новых знаний через гипотезы. Этот путь включает 2 шага:
Шаг 1. Выдвижение гипотезы. Выдвинуть гипотезу значит высказать догадку, предположение. На шаге выдвижения гипотез классу подается реплика: «Какие есть предположения, догадки?»
Шаг 2. Проверка гипотезы. Здесь может быть проведен устный диалог, осуществляющийся
репликой: «Согласны с предположением? Почему?» Общее побуждение подается в виде фразы: «Как нам проверить гипотезу? Что нужно сделать?».
Подсказка подводит учащихся к выработке конкретного плана
Одновременный вариант выдвижения гипотез можно организовать фронтально и в групповой работе.
Главная ценность создания проблемных ситуаций на уроке в том, что дети в очередной раз получают возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы; убеждаются в том, что не на каждый вопрос есть готовый ответ, что ответ может быть неоднозначным, что каждый из них имеет полное право искать и находить свой ответ, отстаивать свое мнение.