Психического развития на уроках окружающего мира

Наверное, нет такого педагога, который бы не задумывался о том, какими средствами вооружить учащихся, для того чтобы они могли улучшить свои учебные показатели, чтобы материал каждого урока был усвоен, а ученик не только расширил горизонты познаний, но и максимально раскрыл свой личностный потенциал. Особенно важно это в отношении детей с задержкой психического развития (ЗПР). В качестве одного из самых эффективных способов решения этой важной задачи можно назвать целенаправленное и систематичное развитие интереса младших школьников с ЗПР на уроках окружающего мира.

Проблема формирования познавательного интереса одна из самых актуальных. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой обучения. Необходимость готовить к творчеству каждого растущего человека не нуждается в доказательствах. Именно на это должны быть направлены усилия педагогов.

В.Ф. Одоевский считал, что свойственное детям любопытство, при надлежащем руководстве, может перерасти в любознательность, в страсть к познанию, развивающую умственную самостоятельность.

В последнее время в школах значительное внимание уделяется исследовательской деятельности учащихся. При правильно организованном подходе к учебно-исследовательской работе дети с ЗПР, как правило, с удовольствием погружаются в атмосферу науки, творческого поиска и сотрудничества. Повышение интереса и внимания к учебно-исследовательской деятельности не случайно, так как творческая по своей сути работа, будучи органично включенной, в учебный процесс, может обогатить его, а у ребенка с ЗПР разбудить способность к самостоятельной исследовательской деятельности, научить азам организации процесса самостоятельного познания. Из этого следует, что на уроках окружающего мира необходимо способствовать формированию у учащихся с ЗПР познавательной активности и развитию познавательного интереса.

Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника с ЗПР совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъём, радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов – мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность. Познавательный интерес – это один из важнейших мотивов учения школьников с ЗПР. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно. Действие познавательного интереса и его влияние на деятельность и личность школьника многозначно. В учебном процессе он выступает в различных видах.

Способствование формированию познавательного интереса у младших школьников с ЗПР на уроках окружающего мира может происходить путем применения игры, занимательных упражнений, работы с картой, опытов.

Как считают Б.Г. Ананьев, Г.К. Байдельдинова, И.Е. Божович, В.Б. Бондаревский, В.В. Давыдов, В.И .Киричук, С.Л. Рубинштейн, познавательная игра– достаточно эффективный метод формирования познавательного интереса у младших школьников с ЗПР. И не только на уроках окружающего мира, но и на других. Дети младшего школьного возраста с ЗПР очень любят этот вид деятельности. Дидактическая (познавательная) игра опирается на создание в учебном процессе игровых ситуаций. Ребёнок ставит перед собой игровую задачу, которую нужно решить в ходе данной игры.

Для поддержания интереса к предмету использую различные средства и методы. Словесные методы, а это в основном беседы, позволяют раскрыть свои собственные взгляды на природу и бережное отношение к ней. Развивается способность детей к пониманию речи и сосредоточению на содержании, а также выработке у них ярких конкретных представлений о том или ином явлении. Ученик приучается слушать и слышать учителя. У детей формируются нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость. В связи с этим значительный воспитательный эффект дает включение в беседы такого материала, который заставляет детей чувствовать себя защитниками природы, принимать те или иные решения.

Значительно повышают познавательный интерес игры, способствующие формированию умений ориентирования на местности, пользования картой, примером такой игры является игра «Мы туристы» [2, с.121].

Но увлекаться игрой тоже не стоит. Мы считаем, что, обращаясь к игре, учитель должен помнить высказывание К.Д. Ушинского: «Учить, играя, можно только самых маленьких детей до семилетнего возраста, далее наука должна уже принимать серьёзный, ей свойственный тон» [3, с. 356].

Способствуя формированию познавательной активности, немаловажно побуждать учащихся к самостоятельной деятельности, например, с помощью проведения опытов. В ходе выполнения опыта создаются искусственные условия, позволяющие вызвать какое-либо явление для исследования причин его появления, его хода и последствий.

При рассмотрении природоведческих вопросов, проводятся опыты по изучению свойств некоторых горных пород, воды, воздуха, снега, льда, явлений природы, например: круговорот воды в природе, извержение вулкана, переход воды из одного состояния в другое и т. д. Демонстрация с соблюдением и пояснением правил безопасности сопровождается объяснением. По ходу опыта учащимся задаются вопросы, и школьники самостоятельно строят причинно-следственные связи. Наблюдая за процессом происходящего явления, они выступают в качестве «маленьких ученых», и сами для себя открывают что-то новое.

С помощью географических карт ученики получают знания о местонахождении и величине географических объектов, ориентируются в своём населённом пункте, определяют расстояние между отдельными географическими объектами, определяют масштаб, составляют план озеленения окрестностей школы, выполняют топографический диктант. Работа с картой побуждает у младших школьников интерес к географии и естествознанию.

Формирование познавательного интереса школьников представляет собой целенаправленный процесс, предусматривающий поиск путей и способов его организации через включение школьников в поисково-информационное, рефлексивно-корректировочное и творческое направления учебной деятельности, что способствует качественным изменениям внутриличностной сформированности данного интереса школьников и осознанности их профессионально-личностного самоопределения. Уже в младших классах формируется интерес к учебным предметам, выявляются склонности к различным областям знания, видам труда, развиваются нравственные и познавательные стремления. Однако этот процесс происходит не автоматически, он связан с активизацией познавательной деятельности учащихся в процессе обучения, развитием самостоятельности школьников с ЗПР.

Список литературы

1. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. – СПб. : прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. – 672 с.

2. Миронов, А. В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах / А. В. Миронов. – М. : Педагогическое общество России, 2002 . – 351 с.

3. Ушинский, К. Д. Собрание сочинений. Т. 2. – М., 1948 .

4. Шебурова, Т. Н. В гостях у братьев-месяцев /Т. Н. Шебурова // Начальная школа. – 2011. – №9. – С. 112.

5. Екжанова, Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений /Е. А. Екжанова. М. : Просвещение,2011.

Наши рекомендации