Методы обучения, их реализация на уроках окружающего мира.

Вопрос о выборе М.О. каждодневный, практический. В его решении преподавателю необ-мо проявить самостоятельность, т.к. никаких программных указаний по данному вопросу давать не целесообразно. Проблема МО позволяет ответить на вопрос «Как учить?» Термин «метод» - путь, способ продвижения к истине, к ожидаемому результату.

Метод– способ достижения цели, определенная упорядоченная деятельность. Метод обучении-способ упордоченной взаимосвязи деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на реш-е задач образования (Ю.К. Бабанский). Классификация МО:

По источнику знаний: словесные (рассказ, объяснение, лекция, беседа, дискуссия, работа с учебником и книгой); наглядный (иллюстрация, демонстрация предметов, явлений, процессов в натуральном виде или изображении); практический (упражнения, лаборат.и практич.работы, распознавание , опыт, эксперимент, наблюдение).

По характеру познават.деятельности: объяснительно - иллюстративные; репродуктивные; проблемного изложения; частично-поисковые; исследовательские.

Как видим, сущ-т много классификаций МО. Наличие разнообразных классификаций, в том числе классифик-й МО, явл-ся признаком любой самост-ой науки.

В отечест.методике преподавания естествознания основной явл-ся классиф-ия, разработанная Н.М.Верзилиным (основана на ведущей роли источника знаний). Верзилин-доктор педагогичнских наук, долгое время работал в пед.институте имени Герцена Спб. В основе классификации три критерия: 1)учебная деят-ть уч-ля; 2)учебная деят-ть учащихся; 3)основной – это источник знаний. В качестве источника знаний рассматривается слово, образ, практич.деят.

Составляющие методов обучения естеств-ия.

элементы словесные наглядные практические
1)источник знания Слово (учителя) Наглядные пособия Практич. работа
2)особ-сти обуч-щей деят.уч-ля Обучают посредством слова Демонстрация объекта или явления Уч-ль передает знания ч\з инструктаж
3)особ-сти учебной деят.учащихся Уч-еся усваивают знания внимательно слушая Внимательно рассматривается объект Выполняя практич.работу

Словесные: рассказ-последовательное, системное изложение фактического материала или описание объекта или явл-ия; беседа-слов-й.м.о., с помощью кот.уч-ль подводит уч-ов к новому знанию, используя продуманную систему вопросов, мобилизуя знания и практич.опыт уч-ов. Наглядные: демонстрации, изображение пособий, натуральных объектов, результатов опытов (-сп-б изу-я объектов или процессов в спец.созданных усл-ях); и наблюдений, экспериментов. Практические: распознавание (определенных объектов), наблюдение(-целенаправленное непосредственное восприятие предметов и явл-ий природы, в процессе кот.выясняются наиболее общие и особые приз-ки предметов и явл-ий); эксперимент (-практ.м.о., где главным признаком явл-ся его постановка в 2-х вариантах.

Применение М.О.зависит от содержания. Н-р, если содер-ие малоизвестно уч-мся – исп-ся рассказ, если же уч-ль опирается на опыт уч-хся – беседа. Применять методы нужно правильно и нужное время. Все М.О.важны, не от каких не нужно отказываться. Но тем не менее на пером месте –практ.мет. Они д. применяться на столько часто, на ск-ко это возможно. Если автор пр-мы не предлагает исполь-е практ.м.о., то уч-ль должен стремиться к тому, чтобы их применить. На 2-ом месте – нагл.м.о. Применяются тогда, когда не возможно применить практ-ие (нет возможности). На 3-ем месте-слов-ые.

Практич-е м.о.применяются при: 1)изуч-ии морфологического материала (внешнее строение растения колокольчика – научится распозновать); 2)изуч-ии анатомического мат-ла (ткань растения, устр-во микроскопа – практич.раб., наблюдение – движение хлоропластов); 3)изуч-ии эколог-го мат-ла (доказать влияние света (окр.среды) на развитие растения – эксперимент); 4)физиолог-го мат-ла (развитие организма – семени, его жизнедеяте-ть – наблюдение).

Разнообразие м.о. на уроке существует не случайно. Оно должно исполь-ся, т.к. каждый метод имеет свое опред-ое значение в развитии ребенка. Нельзя отказываться от слове-х м.о., т.к. при исполь-ии рассказа у детей развивается внимание, при беседе разв-ся логика, уч-еся учатся размышлять. При применении нагл-ых м.о. удается в полной мере реализовать обще-дидактический пр-п наглядности. При исполь-ии практич.м.о. знания становятся осознанными, прочными, точными и действенными (Поламорчук). Развивается самост-ть, интеллект, формир-ся практич-ие умения (в плоть до практич-х трудовых).

Элементами, составляющими любой метод обучения, являются метод.приемы обучения. Рассмотрим словесные приемы обучения естеств-ию: логические, организационные, технические. Логические- их сущность в том, что они отражают особенности мыслительной деятельности уч-хся (постановка проблемы, выявление признаков, сравнение, обобщение, выводы, установление взаимосвязей-н-р, м/д средой обитания и образом жизни, м/д деят-тью чел. и окр. среды). Организационные- они отражают особенности организации учебной деят.шк-ов на учебных занятиях (ответ по плану, наблюдения по плану, групповая работа, ответ у доски, индивидуальная работа). Технические- отражают особенности использования различных технических средств, приспособлений, оборудований (использование доски для закрепления карточек, рис., таблиц; приемы демонстрации, микропрепораты, постановка наблюдений и опытов. Какие бы методы обучения естеств-ия не использовал уч-ль, логические приемы остаются неизменными, меняется суть только организц-ых и технич-х приемов. Т.о.творчески используя МПО, уч-ль совершенствует методы обучения естеств-ию.

Наши рекомендации