Коррекционная работа на уроках окружающего мира
Образовательная программа, адаптированная для обучения детей с ЗПР обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Целью реализации образовательной программы начального общего образования является формирование у обучающихся с задержкой психического развития общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственное, эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое) в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями; овладение учебной деятельностью.
Начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни).
Принципы реализации образовательной программы для обучающихся с задержкой психического развития в рамках начального общего образования следующие:
1. ориентация на индивидуальные особенности и достижения в развитии, опора на практический опыт при овладении навыками;
2. изменение объема и адаптация содержания программного материала. Значительное упрощение программного материала или использование специальных образовательных программ и соответствующей дидактики;
3. наличие коррекционных мероприятий в структуре программы. Важно решение не столько образовательных задач, сколько задач социальной адаптации и овладение бытовыми навыками и навыками взаимодействия в детской среде;
4. вариативность форм обучения (индивидуальная, групповая, фронтальная);
5. разработка индивидуального учебного плана с применением наглядности, использование специальных приемов и методов работы;
6. индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение реализации адаптированной общеобразовательной программы;
7. адаптация форм аттестации по результатам овладения адаптированной образовательной программой;
8. участие родителей в реализации адаптированной общеобразовательной программы;
9. учет принципов сбережения здоровья.
Общие требования к результатам освоения основной образовательной программы обучающимися с ЗПР группируются в соответствии с действующим ФГОС начального общего образования и обязательно дополняются группой специальных требований к развитию жизненной компетенции ребенка с ЗПР, получающего образование в среде нормально развивающихся сверстников, в соответствии с направлениями Программы коррекционной работы.
Задачи программы:
· своевременно выявлять детей с трудностями адаптации, обусловленными задержкой психического развития;
· определять особые образовательные потребности детей с задержкой психического развития;
· определять особенности организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;
· создать условия, способствующие освоению детьми с задержкой психического развития основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;
· осуществлять индивидуально ориентированную психолого-медико-педагогическую помощь детям с задержкой психического развития с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
· обеспечить возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг;
· оказывать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) детей с задержкой психического развития по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:
— соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
— системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с задержкой психического развития, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
— непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
— вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
—рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с задержкой психического развития выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с задержкой психического развития в классы, занимающиеся по адаптированной образовательной программе.
Учебный предмет «Окружающий мир» является специфическим для обучения младшего школьника с задержкой психического развития, что обусловлено значительным отставанием обучающегося в общем и речевом развитии от своих сверстников. Поэтому занятия по предмету «Окружающий мир» рассматриваются как коррекционные и носят интегративный характер. Их целью является создание условий для направленного исправления дефектов общего и речевого развития обучающегося, его познавательной деятельности. В календарно-тематическом планировании данной рабочей программы для каждого урока определены цели учебные и коррекционные. Основной задачей уроков по предмету «Окружающий мир» является формирование элементарных представлений и понятий, необходимых как при обучении другим учебным предметам, так и для практического применения в социально-бытовой среде.
Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащегося, коррекции его мышления.
Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, обучающих электронных презентаций, предметных и сюжетных картин.
На экскурсиях учащемуся предстоит познакомиться с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках - на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, ребёнок учится анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие, способствуют развитию речи и мышления учащихся.
Требования к уровню подготовки обучающегося.
Обучающийся должен усвоить следующие представления:
- о мире живой и неживой природы;
- о человеке, работе его органов чувств;
- о погоде и её явлениях;
- о смене времён года.
Обучающийся должен уметь:
- правильно и точно вызывать изученные объекты, явления, их признаки;
- различать объекты живой и неживой природы;
- выделять части растений; узнавать в природе и на рисунках деревья, кусты, травы;
- называть наиболее распространённых диких и домашних животных своей местности;
- называть и показывать органы чувств человека, объяснять их назначение;
- правильно и точно называть изучаемые объекты и явления живой и неживой природы;
- называть своё имя, фамилию, возраст, пол;
- называть и показывать органы чувств человека.