Структура урока. Взаимосвязь и значение элементов урока

Структура урока – это совокупность его элементов частей, связанных между собой, обеспечивающих целостность урока. Он зависит от поставленных целей и задач урока, разнообразия изучаемого материала и форм организации познавательной деятельности учащихся.

Структура урока усвоения новых знаний:

1. организационный момент;

2. сообщение темы, целей, задач урока;

3. подготовка учащихся к восприятию нового материала (актуализация опорных знаний, умений, навыков);

4. объяснение нового материала (усвоение новых понятий и способов действия);

5. закрепление нового материала (применение знаний и формирование способа действия);

6. повторение;

7. контроль знаний, умений, навыков;

8. проверка домашнего задания;

9. задание на дом;

10. подведение итогов урока.

Различные сочетания элементов, а также особенности учебного предмета и специфика образовательного учреждения создают много разновидностей типов и видов уроков, поскольку главный признак урока — его дидактическая цель.

Традиционный урок позволяет многократно повторить учебный материал, что способствует его запоминанию и развитию памяти, формированию знаний на уровне усвоения. Обеспечивая многократную смену видов деятельности, он создает условия для быстрого применения новых знаний. Однако ни один из указанных элементов структуры, обеспечивая усвоение знаний, не гарантирует развития учащихся, не отражает процесса их самостоятельной учебной деятельности.

Комбинированный урок может иметь разнообразную структуру и обладать в связи с этим рядом достоинств: обеспечивают обратную связь и управление педагогическим процессом, накопление отметок, возможность реализации индивидуального подхода в обучении.

Основные типы уроков природоведения. Требования к уроку

Система природоведческих уроков и выполнение указанных требований к ним должны обеспечить успешное восприятие, осмысление и закрепление знаний, умений и навыков, а также применение их на практике. Исходя из этого, можно выделить различные типы уроков: изучение нового материала(на этих уроках происходит знакомство с новой информацией и первичное закрепление), закрепление (предназначен для вторичного закрепления знаний и выработки навыков и умений по практическому применению знаний), повторение и обобщение (полученные знания обобщаются в систему, важно показать взаимосвязь нового и старого, указывается место нового знания в общей системе), проверка знаний умений и навыков (предназначен для определения качества ЗУН по теме, выявление уровня освоенности темы), и комбинированные уроки.

Наиболее распространенным является комбинированный урок, в котором выделяют следующие части: проверку домашнего задания; подведение учащихся к изучению нового материала; объяснение нового материала; закрепление его; домашнее задание. Большая часть этого урока отводится на изучение нового материала. Формы работы могут быть разные: учитель сам объясняет содержание урока; учащиеся самостоятельно по заданиям учителя разбирают материал урока; учитель сочетает свой рассказ с самостоятельной работой всего класса.

Приведем примерную структуру урока во II классе по теме «Зимние явления в природе». Используя данные «Дневников наблюдений» и общеклассного календаря природы и труда, учащиеся выясняют основные признаки осени и первые признаки зимы. Работая самостоятельно, дети выясняют, какие изменения произошли в неживой природе с приходом зимы: температура воздуха понизилась, часто бывает ниже 0°, появился прочный снеговой покров, замерзли водоемы, солнце греет слабее, чем летом и осенью. Произошли изменения в живой природе: закончился листопад, многие птицы улетели в дальние страны, одни животные впали в зимнюю спячку, другие перебрались ближе к человеческому жилью и т. д. Затем учащиеся рассматривают рисунки на страницах 40 – 41 и 47, сравнивают их между собой и отвечают на вопросы учебника к статье «Идет зима». Они устанавливают, как изменились небо, почва, водоемы; объясняют, почему зимой идет снег, а не дождь, почему дети стали теплее одеваться. Рассматривая рисунки снегопада и метели на странице 48, дети устанавливают, чем отличается снегопад от метели, какие бывают по форме снежинки и т. д.

Затем учитель, используя различные наглядные пособия (картины, кинофильм, отдельные кадры диафильма), проверяет, как учащиеся усвоили изученный материал. В конце урока учитель дает домашнее задание: понаблюдать, если будет такая возможность, рассмотренные явления природы, отметив их в «Дневниках наблюдений»; обратить особое внимание на снег, рассмотреть его, взять в руки, отметить, как он изменяется в оттепель; прочитать материал в учебнике.

К урокам природоведения предъявляют следующие требования:

1. Учитель должен правильно представлять цель урока, какие природоведческие знания, умения и навыки будут сформированы на уроке, какая работа будет проводиться по общему развитию школьников, особенно по развитию у них познавательной деятельности.

2. Содержание природоведческого материала должно быть научным и доступным для детей данного возраста. Учитывая разный уровень развития учащихся, необходимо дифференцировать индивидуальные задания.

3. Следует тщательно продумать систему методов и приемов, позволяющих достигнуть наибольшей эффективности в работе учителя и в учебной деятельности учащихся. Большую роль в этом играют экранные пособия, позволяющие дать значительный объем информации в сжатом виде.

4. Необходимо проводить систематическую работу на уроке по развитию творческого мышления и познавательной самостоятельности учащихся; обеспечивать сознательное и прочное усвоение природоведческих представлений и понятий.

5. Весь ход учебного процесса на уроке должен обеспечить эффективность на каждом его этапе.

Наши рекомендации